Методика управления подготовкой специалистов в учебных центрах МЧС России
В качестве основного метода исследования в работе использован логико-аналитический. Его суть состоит в том, что процесс анализа представляется в виде логической последовательности этапов, каждый из которых характеризуется определённым содержанием и целевым предназначением, при решении частных задач в работе применялись методы экспертных оценок, наблюдения, анкетирование, изучение документации… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ существующей системы подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 1. 1. Анализ влияния уровня подготовленности специалистов на эффективность функционирования подразделений МЧС
- 1. 2. Анализ соответствия уровня подготовленности специалистов в учебных центрах МЧС современным требованиям
- 1. 3. Анализ комплектования учебных центров личным составом
- 1. 4. Анализ подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 1. 5. Обоснование необходимости совершенствования управления подготовкой специалистов в учебных центрах МЧС
- Выводы
- 2. Методика оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 2. 1. Математическая модель оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 2. 2. Методика оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 2. 3. Обоснование эффективности применения методики оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- Выводы
- 3. Предложения по повышению качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 3. 1. Предложения по практическому внедрению системы управления качеством подготовки специалистов в учебных центрах МЧС
- 3. 2. Предложения по комплектованию учебных центров МЧС
- 3. 3. Предложения по оптимизации программ обучения
- 3. 4. Предложения по совершенствованию технических средств обучения
- Выводы
Методика управления подготовкой специалистов в учебных центрах МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В целом актуальность, необходимость и целесообразность разработки темы диссертации определяется:
— возрастанием требований к уровню подготовленности специалистов.
МЧС в условиях технической и эксплуатационной сложности современной спасательной техники и ограниченных сроков на её изучение и практическое освоение;
— необходимостью разработки научно-обоснованной системы подготовки специалистов в УЦ МЧС и количественной оценки качества её функционирования в современных условиях.
В последние годы отдельные аспекта проблемы подготовки специалистов исследовались в ряде работ [36 — 42]. Однако в них не учитывались особенности подготовки личного состава в УЦ МЧС, что не позволяет получить ответы на ряд поставленных выше вопросов.
Так, например, в работе Саитова Р. В. [43] рассмотрены пути совершенствования подготовки специалистов связи МЧС путем применения компьютерных моделей средств и комплексов военной связи МЧС. В работе Полякова М. Н. [44] рассмотрены вопросы применения компьютерных обучающих систем в структуре профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы.
Психологическим основам организации управления подготовкой сотрудников для действий в условиях чрезвычайных ситуаций посвящена работы Веселова В. В. [45]. Козленке А. Н. в своей диссертации рассмотрел вопросы организации процесса управления профессионально-психологической адаптацией курсантов в вузах Государственной противопожарной службы [46].
Работы Артамонова B.C. [8, 9] и Борзова Б. А. [11] посвящены разработке методик профессионального отбора специалистов. Практическое внедрение этих методик направлено на определение наиболее целесообразных направлений подготовки специалистов в соответствии с их психофизиологическими качествами.
Диссертация Шидловского А. Л. [47] посвящена организация управления качеством подготовки специалистов в вузе ППС России на основе отзывов на выпускников.
Необходимо иметь в виду, что психофизиологические требования к специалистам МЧС, особенно в современных условиях, должны вытекать из условий к особенностей их служебной деятельности, учитывая данные обстоятельства, имеющиеся методики не могут быть использованы в готовом виде для профессионального отбора специалистов ГО.
Сегодня, все большую актуальность приобретают вопросы оценки качества подготовки специалистов и управления процессом их обучения. О важности этой проблемы в педагогической литературе говорится достаточно много и подробно [48 — 52] .Тем не менее, до настоящего времени не получила широкое распространение практическая реализация данных вопросов в области подготовки специалистов МЧС.
В последнее время большинством учёных поддерживается целесообразности реального подхода к исследованию учебного процесса. Поэтому заслуживают внимания работы [53 — 59], посвящённые вопросам моделирования деятельности специалистов и разработки на этой основе моделей их подготовки.
Проблемам подготовки специалистов в армии стран НАТО посвящены.
Результаты анализа литературы позволяют сделать следующие вывода: во-первых, в этих: работах не учитывается специфика организаций учебного процесса в УЦ МЧСво-вторых, отсутствуют модели количественной оценки, на основе которых можно было бы решать не только расчетные задачи, но и задачи оптимизации учебного процесса.
В соответствии с вышеизложенным в данной диссертационной работе решена научная задача по разработке на основе одноименной математической модели методики оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС, которая позволяет выработать конкретные предложения по повышению качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС и на этой основе реально повысить качество подготовки специалистов ГО МЧС. Для решения этой задачи в работе выполнен следующий объем работы:
— проведен анализ существующей системы подготовки специалистов и определены основные факторы, влияющие на качество их подготовки;
— предложена математическая модель оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС;
— разработана методика оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС;
— произведён анализ качества функционирования системы подготовки в учебных центрах МЧС;
— на основе полученных результатов определены общие направления повышения качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС, в том числе: предложения по практическому внедрению системы управления качеством подготовки специалистов в учебных центрах МЧС, предложения по комплектованию учебных центров МЧС, предложения по оптимизации программ обучения, предложения по совершенствованию технических средств обучения.
В качестве основного метода исследования в работе использован логико-аналитический. Его суть состоит в том, что процесс анализа представляется в виде логической последовательности этапов, каждый из которых характеризуется определённым содержанием и целевым предназначением, при решении частных задач в работе применялись методы экспертных оценок, наблюдения, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент, методы теории вероятности и математической статистики (корреляционный анализ, выборочный метод, метод оценки статистических гипотез).
Научная новизна полученных результатов: проведен комплексный анализ допризывной подготовки курсантов и процесса их подготовки в УЦ МЧСразработаны математическая модель и методика оценки качества подготовки специалистов в учебных центрах МЧС и определены пути совершенствования качества их подготовки. Обоснованы и разработаны рекомендации:
— по управлению качеством подготовки специалистов и перестройке руководства их подготовкой;
— комплектованию УЦ МЧС постоянным и переменным составом;
— по разработке программ боевой подготовки;
— по созданию новых организационно-штатных структур учебных центров МЧС;
— по составу и оборудованию учебной материально-технической базы (МТБ) для подготовки специалистов МЧС.
Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что полученные научные результаты позволяют:
— получить объективную оценку деятельности учебных центров (частей) МЧС по конечному результату их деятельности;
— выявить сильные и слабые стороны системы подготовки конкретной учебной части (центра) и оперативно скорректировать учебный процесс;
— повысить объективность оценки деятельности выпускников УЦ в подразделениях МЧС;
— разработать мероприятия по совершенствованию системы подготовки специалистов, как основы повышения боеспособности подразделений МЧС.
Поставленная научная задача, характер и методология проведенных исследований определили структуру и содержание диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.