Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Развитие государственной поддержки АПК на основе инвестиционно-заемной системы: На материалах Новосибирской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ объекта наблюдения показал, что с точки зрения регионального разделения труда, наличия и использования земли и климата, а также накопленного производственного потенциала в Новосибирской области сложилось в основном рациональное размещение и зональная специализация агропромышленного производства. Вместе с тем, состояние сельхозтоваропроизводителей и уровня господдержки АПК оставляет желать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК И ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ЗАЁМНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Теоретические положения по государственной поддержке АПК
    • 1. 2. Концептуальные положения по формированию государственной под держки на основе инвестиционно-заёмной системы
    • 1. 3. Особенности и принципы организации инвестиционно-заёмной системы в АПК на субфедеральном уровне
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В АПК НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Анализ экономического положения организаций АПК Новосибирской области
    • 2. 2. Опыт и проблемы государственной поддержки АПК региона и функционирования элементов ее инвестиционно-заемной системы
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ЗАЁМНОЙ СИСТЕМЫ ф
    • 3. 1. Организационные основы развития государственной под держки
  • АПК на основе инвестиционно-заёмной системы
    • 3. 2. Формирование организационно-экономического механизма инвестиционно-заёмной системы государственной поддержки АПК
    • 3. 3. Планирование ресурсов и управление параметрами инвестиционно-заемной системы в АПК на субфедеральном уровне
  • ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Развитие государственной поддержки АПК на основе инвестиционно-заемной системы: На материалах Новосибирской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Разгосударствление финансов в России имело двоякие последствия: с одной стороны у сельхозпредприятий появилось больше возможностей для коммерческой деятельностис другой — вследствие неумелой государственной политики у предприятий возник неснижаемый дефицит финансовых ресурсов, в особенности инвестиционных, без наличия которых невозможна нормальная, устойчивая деятельность хозяйствующего субъекта. Государство, фактически бросив сельхозпредприятия в стихийно формируемый рынок, надеялось, что рыночные силы самостоятельно упорядочат и систематизируют финансово-хозяйственные процессы в отрасли. Однако время показало, что без активного государственного регулирования экономических процессов в АПК не обойтись. Не нашел подтверждение и постулат, что рынок и рыночные механизмы выправят положение дел в отрасли, а сельхозпредприятия в процессе хозяйствования самостоятельно оздоровят свое финансовое положение и привлекут инвестиции, столь необходимые для устойчивого развития.

Активная позиция органов власти в вопросах обеспечения предприятий АПК долгосрочными, инвестиционными ресурсами в целях ускоренного обновления материально-технической базы и внедрения прогрессивной техники и технологий, — позволит решить не только проблему повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, но и задачу интенсивного развития АПК в целом. В связи с этим вопросы развития системы государственной поддержки агропромышленного производства, связанные с разработкой и реализацией новых подходов к привлечению долгосрочных, инвестиционных ресурсов в отрасль в рамках целевых программ в современных макроэкономических условиях встают наиболее остро и актуально. Особенно актуальной указанная проблематика представляется на субфедеральном уровне при разграничении межбюджетных полномочий между уровнями власти.

Состояние изученности проблемы. Теории и практике государственного регулирования и бюджетной поддержки АПК посвящены работы Дж. К. Гэлбрейта,.

Дж. Э. Стиглица, Г. В. Беспахотного, В. Р. Боева, Н. А. Борхунова, А. Г. Зельднера, В. В. Кузнецова, А. С. Миндрина, А. Г. Папцова, Е. В. Серовой, В. Ф. Урусова, И. Г. Ушачеваисследованию влияния бюджетного сектора на социально-экономическое положение регионов и региональному аспекту функционирования АПК — работы А. Г. Гранберга, В. И. Клисторина, Н. А. Кравченко, А. И. Костяева, И. В. Курцева, П. М. Першукевича, А. А. Черняева, И. Ф. Хицкова, В. М. Габова, М. П. Гриценко, Г. М. Гриценко, В. Н. Папело, JI.A. Сипко, И. В. Щетининой и др.

Механизмы финансирования инвестиционных проектов, функционирования инвестиционно-заемных процессов рассмотрены в работах У. Ф. Шарпа, Дж. М. Кейнса, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, В. В. Бочарова, А. В. Бандурина, Д.Г. Гладско-го, А. А. Зейналова, Л. Д. Зубковой, М. В. Климовича, А. Н. Кривошеина, Г. М. Тарасовой, С. М. Тумясянца, А. В. Уварова, Н. В. Фадейкиной, А. Б. Чебановой, Б. А. Чуба, М. И. Яндиевав том числе в АПК — в работах Н. Ф. Зарука, М.М. Коробейни-кова, М. Л. Лишанского, Л. А. Рымановой, А. Н. Ткачева, Л. В. Тю и др.

Проблемы устойчивого развития экономических систем освещены в работах Л. И. Абалкина, А. Г. Гранберга, М. Г. Делягина, И. Г. Ушачева, В.В. Милосер-дова, А. В. Петрикова, В. В. Крохмаля, А. В. Колосова, И. В. Курцева, В. Н. Буркова, Д. А. Новикова и др. Вопросы экономико-математического моделирования, планирования, применения информационных технологий при исследовании агроэконо-мических процессов, наиболее полно исследованы в работах А. Ф. Серкова, И. Т. Трубилина, B.C. Канева, А. П. Задкова, Е. В. Луценко, Н. М. Светлова.

Вместе с тем ряд вопросов, связанных с формированием в субъектах РФ системы государственной поддержки за счет привлекаемых, заемных ресурсов применительно к отдельным отраслям экономики, испытывающим максимальный дефицит инвестиционных ресурсов (АПК), организации эффективных организационно-экономических систем и механизмов, стимулирующих рост валового регионального продукта сельского хозяйства, ускоренное обновление материально-технической базы агропромышленного производства и сочетающих взаимовыгодное партнерство бизнеса и власти, исследованы недостаточно полно. Не достаточно уделено внимания и оценке эффективности бюджетного кредитования на уровне субъектов РФ групп предприятий АПК и их инвестиционных проектов.

В связи с изложенным, целью диссертационной работы является разработка теоретических положений и практических предложений по развитию государственной поддержки АПК на основе организации на уровне субъекта РФ инвестиционно-заёмной системы.

Объект исследования — система государственной поддержки АПК и процессы управления обеспечением финансовыми ресурсами организаций АПК за счет регионального бюджета.

Предмет исследования — особенности, принципы, закономерности и методы управления инвестиционно-заемной системой государственной поддержки АПК на субфедеральном уровне.

Объект наблюдения — организации АПК Новосибирской области, региональные органы управления АПК, иные субъекты инвестиционного процесса.

Исходя из цели исследования в диссертации решались следующие задачи:

• обобщение теоретических положений по государственной поддержке применительно к АПК, особенностей, факторов и принципов рационального формирования и планирования государственной поддержки АПК на субфедеральном уровне за счет заемных средств;

• изучение опыта государственной поддержки организаций АПК в субъектах РФ и характеристика проблем ее реализации;

• анализ государственной поддержки и элементов ее инвестиционно-заемной системы в АПК Новосибирской области и выявление макроэкономических взаимосвязей между ее показателями;

• разработка методических положений по развитию государственной поддержки агропромышленного производства путем организации на уровне субъекта РФ инвестиционно-заёмной системы;

• развитие организационно-экономического механизма государственной поддержки на основе инвестиционно-заемной системы (ИЗС) применительно к АПК, включая разработку его недостающих элементов;

• моделирование вариантов бюджета инвестиционного развития АПК и расчет рациональных параметров ИЗС государственной поддержки АПК на субфедеральном уровне, в зависимости от количества предприятий АПК и объема требуемых инвестиционных ресурсов.

Методология и методика исследования. Теоретической и методической основой диссертационной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками информации послужили внутрихозяйственная документация предприятий АПК Новосибирской области, документы законодательных и исполнительных органов РФ и Новосибирской области, материалы органов госстатистики, а также электронных и печатных средств массовой информации.

В процессе исследования использованы методы: аналитический — при изучении отечественного и зарубежного опыта, действующей нормативно-правовой базы по тематике исследованиямонографический — по объектам проведения научных наблюденийдиалектический — при исследовании причинно-следственных связейабстрактно-логический — при выявлении тенденций и закономерностейрасчетно-конструктивный — для разработки рекомендацийэкономико-математические и статистические — при разработке моделей, и другие.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• развиты теоретические положения по вопросам государственной поддержки АПК на субфедеральном уровне, учитывающей комплекс системообразующих принципов, факторов и особенностей рационального формирования, планирования и оценки эффективности инвестиционного кредитования за счет заемных средств;

• усовершенствована нормативная и методическая база по развитию господдержки АПК на основе инвестиционно-заёмной системы (ИЗС) для формирования устойчивого обеспечения аграрно-промышленных предприятий финансовыми ресурсами, включая положения о целевом Фонде развития АПК, схемы финансовых и информационных потоков, системы мер по развитию правовых норм субъектов РФ, закрепляющих функции и права участников ИЗС;

• разработаны положения по развитию организационно-экономического механизма государственной поддержки АПК на основе предложенной методики формирования бюджета инвестиционного развития АПК, алгоритма управления ресурсной базой и совершенствования взаимодействия участников ИЗС;

• предложены методические положения по моделированию вариантов бюджета инвестиционного развития АПК и определены рациональные параметры ИЗС государственной поддержки АПК на субфедеральном уровне, в зависимости от количества предприятий АПК, объема требуемых инвестиционных ресурсов и выявленных корреляционных зависимостей между основными макроэкономическими параметрами агропромышленного производства на примере Новосибирской области.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные в ней положения, рекомендации, методики, схемы могут быть использованы органами управления АПК регионов в качестве методической базы по формированию и управлению инвестиционно-заёмной системой государственной поддержки АПК субъекта РФ в целях обеспечения интенсивного развития и повышение конкурентоспособности агропромышленного производства путем ускоренного обновления материально-технической базы и внедрения прогрессивной техники и технологий предприятиями АПК. Иные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть применимы при проведении дальнейших научных исследований, выполнении хоздоговорных работ, в учебном процессе высших учебных заведений по экономическим специальностям.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы апробированы на международной научно-практической конференции «Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродовольственных связей» (Новосибирск, 5−6 июля 2003 г., Сибирское отделение РАСХН, МА «Сибирское соглашение»), на межрегиональной научно-практической конференции «Повышение устойчивости и эффективности агропромышленного производства в Сибири: наука, техника, практика» (Кемерово, 21−24 октября 2003 г., Экспо Сибирь), региональной научно-практической конференции «Экономические проблемы развития аграрного производства Сибири» (Новосибирск, 17 мая 2005 г., НГАУ), на международной научно-практической конференции «Аграрно-экономическая наука в решении проблем агропромышленного производства: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск, 5−6 сентября 2005 г., Сибирское отделение РАСХН), других конференциях, в статьях и научных работах ГНУ СибНИИЭСХ.

Реализация результатов исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований ГНУ СибНИИЭСХ по теме «Разработать научные основы формирования и развития инвестиционно-заемной системы (ИЗС) финансирования предприятий АПК» (2005 г.).

Разработанные предложения по развитию государственной поддержки АПК на основе организации на уровне субъекта РФ инвестиционно-заёмной системы в целях формирования устойчивой системы обеспечения предприятий АПК инвестиционными ресурсами учтены в Стратегии социально-экономического развития АПК Сибири до 2020 года, одобрены специапистами Департамента АПК и управления финансов и налоговой политики Новосибирской области, а также руководством сельхозпредприятий (СПК «Туруновский», СПК «Мирный Труд» Венгеровского района Новосибирской области), что подтверждено официальными документами.

По теме диссертации опубликовано 6 научных работ.

Структура и объем диссертаииониой работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 281 наименование. Основное содержание работы изложено на 172 страницах машинописного текста и включает в себя 18 рисунков и 17 таблиц. Кроме того, диссертационная работа содержит 39 приложений.

8. Выводы экономистов-аграриев показывают: все сибирские регионы, ведущие активную инвестиционную политику, характеризуются и более высокими результатами сельхозпроизводства. Осуществленные в работе расчеты показали, что в среднем дополнительный прирост инвестиций в сельскохозяйственное производство на 7,5% повышает среднегодовой темп валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах на 1,0%. Более того, стимулирование инвестиционных процессов в сельском хозяйстве региона «отзывчиво» и для регионального бюджета. В работе выявлена регрессионная зависимость: 10%-й прирост инвестиций в основной капитал сельхозпредприятий Новосибирской области обеспечивает к концу текущего года 8,5%-й прирост налоговых поступлений от отрасли в целом, остающихся в региональном бюджете.

9. В целях решения выявленных в работе проблем существующей системы государственной поддержки АПК и ее дальнейшего развития путем организации ИЗС в АПК, в диссертации сформулированы для Новосибирской области методические предложения. Так, в нормативно-правовой сфере следует осуществить следующие мероприятия:

• принять областную целевую среднесрочную программу (ОЦП) государственной поддержки инвестиционного развития и технико-технологического переоснащения агропромышленного производства региона;

• принять комплексный закон о господдержке и регулировании агропромышленного производства в Новосибирской области, способный упорядочить и свести воедино все меры господдержки и регулирования АПК на территории области и установить более действенный контроль их эффективности. В рамках него в форме правовых актов администрации региона следует принять следующие, охарактеризованные диссертантом положения (о фонде инвестиционного развития АПКо порядке взаимодействия структурных подразделений и участников при формировании бюджета развития АПКо базе (банке) данных перспективных инвестиционных и инновационных проектов и предложений предприятий АПК);

• дополнить областной закон от 31.05.1999 N 59−03 разделом «Государственная инвестиционная поддержка АПК на территории области».

В организационно-распорядительной сфере в целях дальнейшего развития системы государственной поддержки АПК путем организации ИЗС следует:

• сформировать при департаменте АПК Новосибирской области подразделение, в функции которого будет входить формирование и оперативное управление бюджетом инвестиционного развития АПК, либо наделение необходимыми полномочиями существующего подразделения;

• расширить функции районных управлений сельского хозяйства и департамента АПК закрепив в них методическую помощь в доведении до необходимых стандартов бизнес-планов агро-инвестиционных проектов предприятий;

• в целях повышения достоверности планово-прогнозной деятельности на предприятиях АПК и, как следствие, снижение риска невозврата кредитов, организовать внедрение на предприятиях, поддерживаемых в рамках ИЗС, систем планирования на базе компьютерных программ (ИС «Бюджетное планирование предприятий АПК» на базе 1С, «Project Expert» и др.);

• в целях повышения устойчивости ИЗС, обеспечения гарантий возвратности предоставляемых предприятиям АПК ресурсов, осуществлять включение в договоры инвестиционного кредитования сформулированные в работе условия (об уровне заработной платы работников на предприятииоб обязательном страховании сельскохозяйственных рисково принятии согласно бизнес-планам обязательств по объемам производства и реализации продукции, численности работников, расчетным размерам налоговым отчислений и др.).

Ю.Опираясь на труды российских и зарубежных ученых диссертантом в работе выявлены, систематизированы и сведены в единый организационно-экономический механизм государственной поддержки АПК на основе ИЗС методы и методики управления инвестиционными и заемными процессами. Совместить на уровне субъекта РФ инвестиционный и заемный механизмы, формируя, тем самым, единый инвестиционно-заемный механизм управления АПК, позволило дополнение диссертантом инвестиционного механизма управления агропромышленным производством по направлению конкретизации блока «Организация финансирования — источники инвестиций» методом формирования и управления ресурсной базой для АПК. Предлагаемый метод дает возможность научно-обоснованно формировать и управлять ресурсами, привлекаемыми администрацией региона (субъекта РФ) с финансового рынка, для инвестиционного управления АПК региона. Метод оперирует двумя взаимосвязанными элементами, непосредственно разработанными диссертантом с учетом особенностей регионального уровня и специфики сельскохозяйственного производства:

• методикой формирования бюджета инвестиционного развития АПК региона, состоящей из 10 этапов;

• алгоритмом управления ресурсной базой ИЗС на основе экономикоматематической модели, состоящий из 7 блоков, цель управления которым — оптимальный подбор параметров бюджета инвестиционного развития АПК.

11.Используя разработанные алгоритм и методику, опираясь на отчетные, балансовые и статистические данные, в работе осуществлено моделирование применительно к Новосибирской области нескольких вариантов бюджета инвестиционного развития АПК, включая привязку форм документов (структура сметы, коды бюджетной классификации) к действующему бюджетному процессу. Расчет вариантов бюджета инвестиционного развития АПК осуществлен исходя из количества предприятий АПК и их потребностей в инвестиционных ресурсах. Сводные результаты расчетов подтверждают высокую эффективность функционирования исследуемой системы господдержки АПК на основе ИЗС. В частности ее реализация позволит обеспечить устойчивый рост обновления материально-технической базы АПК, характеризуемый снижением уровня износа основных средств по группе предприятий участвующих в ИЗС на 2−4% ежегоднопри этом годовой темп прироста инвестиций в основной капитал в целом по сельскому хозяйству Новосибирской области возрастет до 30%. Важно акцентировать, что эффективность государственной поддержки АПК на основе ИЗС проявляется и точки зрения качественных параметров предоставляемых сельхозтоваропроизводителям финансовых ресурсов: срок предоставления — 5 летсредний процент льготного кредитования — 5−7% годовых, что в несколько раз ниже среднерыночных процентных ставок по кредитам предприятиям и организациям (18−30% годовых).

ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы и сформулировать ряд предложений:

1. В экономически развитых странах место и роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику. Исследование показало, что существующие теории о целесообразности интервенций государства в социально-экономическую сферу можно сгруппировать в несколько научных направлений. Диссертант придерживается одного из них, связывающего усиление роли государства с его функцией обеспечения экономического развития, когда государство выступает «локомотивом» преобразований, целенаправленно аккумулируя усилия на технико-технологическое перевооружение отраслей, научные программы, рост инвестиций. Иными словами усиление вмешательства государства в экономику требуется в период устранения кризисных последствий, что имеет место во многих отраслях экономики России, включая АПК. Более того, государственное регулирование и поддержка АПК в настоящий момент должны быть особенными от сложившихся за рубежом. Они должны быть «антикризисными», в отличие от «поддерживающих» в зарубежных странах.

2. Одним из основных принципов роста конкурентоспособности АПК является активное изменение технологий производства и постоянное обновление технического потенциала, что влечет за собой снижение материалоемкости и трудоемкости сельхозпродукции. Однако проведенный анализ показывает, что состояние отечественной материально-технической базы АПК в настоящее время таково, что на ее основе сложно или невозможно выпускать конкурентоспособную продукциювместе с ее обновление требует значительных капитальных вложений. Однако более трети сельхозпредприятий являются убыточными, и, следовательно, не могут финансировать капитальные вложения из прибыли. Указанная особенность российского сельского хозяйства существенно снижает его привлекательность для сторонних инвесторов. В связи с этим, в работе сделан вывод, что на современном этапе одной из основных задач государственной поддержки АПК должна стать организация масштабного инвестиционного финансирования отрасли. При этом усиление роли государства в инвестиционном процессе, должно идти по различным направлениям, включая как федеральный, так и региональный уровни.

3. Серьезная потребность организаций АПК в обновлении основных фондов, низкая их возможность самостоятельного инвестиционного кредитования, и вместе с тем дефицит бюджетных средств, отсутствие системного подхода к инвестиционной поддержки АПК и ряд иных определенных в работе причин — объективно приводят к выводу о необходимости разработки новых подходов к привлечению долгосрочных, инвестиционных ресурсов в АПК, в том числе на основе инвестиционно-заемных систем (ИЗС). В работе диссертантом сформулировано определение ИЗС государственной поддержки применительно к АПК региона (субъекта РФ), под которой понимается — организационно-технологический комплекс централизованного привлечения и мобилизации посредством займов и кредитов финансовых ресурсов для инвестиционного кредитования агроинвестици-онных проектов и бюджетной поддержки предприятий АПК — «точек роста» в рамках региональной целевой программы развития АПК. Цель создания и функционирования государственной поддержки АПК на основе ИЗС — стимулирование роста объемов валового регионального продукта АПК и повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости агропромышленного производства в регионе путем ускоренного обновления материально-технической базы и внедрения прогрессивной техники и технологий организациями АПК. В работе раскрывается, что государственная поддержка АПК на основе ИЗС не противоречит и не отвергает существующих схем государственной поддержки АПК и схем инвестиционного финансирования отрасли за счет сторонних инвесторов, но дополняет их, расширяя объемы финансирования. Новый подход привлечения финансовых ресурсов в АПК основывается на сопряжении механизма регионального заимствования и инвестирования с бюджетным механизмом.

4. Опираясь на труды российских и зарубежных ученых по проблематике инвестиционно-заемных процессов на уровне региона и организационноэкономическим механизмам финансирования АПК, в диссертационной работе определены и систематизированы применительно к АПК принципы организации и функционирования ИЗС государственной поддержки АПК, основополагающие из которых следующие:

• целостность и комплексность ИЗС, определяющие необходимость формирования перед непосредственным развертыванием ИЗС среднесрочной целевой программы, позволяющей не только выдержать целевой ориентир социально-экономического развития АПК региона, но и соблюсти оптимальность параметров и размеров ИЗС, обеспечить устойчивость ее функционирования;

• добровольность и конкурсность участия предприятий АПК в ИЗС;

• эффективность и окупаемость — участие финансовых ресурсов региона обязательно в наиболее приоритетных и рентабельных агроинвестиционных проектах и сельскохозяйственных производствах региона («точках роста»).

Вопрос о структуре и объемах заимствований с финансового рынка на цели ИЗС при условии соблюдения охарактеризованных в работе принципов вторичен по отношению к содержанию целевой инвестиционной программы.

5. Используя теоретические и практически разработки по вопросам оценки эффективности социально-экономических процессов, в работе охарактеризованы показатели эффективности государственной поддержки АПК на основе ИЗС. Эффективность ее функционирования целесообразно рассматривать с двух позиций:

• целевой (социально-экономической) эффективности — как отношение результата к цели (рост обновления материально-технической базы предприятий АПК, снижение процента износа, рост доли остаточной стоимости ОПФ);

• финансовой эффективности — как окупаемость бюджетных расходов в рамках ИЗС. В формульном виде ее следует рассматривать как соотношение финансовых поступлений в региональный бюджет к сумме выплат из него.

Проведенные в работе расчеты показали, что сведение к нулю коммерческого (финансового) эффекта функционирования ИЗС расширяет социально-экономический эффект ее функционирования, позволяет увеличить объемы инвестиционной поддержки отрасли и т. п. Это, в свою очередь, позволяет быстрее достигнуть основной цели государственной поддержки АПК — роста объемов валового регионального продукта сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости агропромышленного производства в регионе.

6. Анализ объекта наблюдения показал, что с точки зрения регионального разделения труда, наличия и использования земли и климата, а также накопленного производственного потенциала в Новосибирской области сложилось в основном рациональное размещение и зональная специализация агропромышленного производства. Вместе с тем, состояние сельхозтоваропроизводителей и уровня господдержки АПК оставляет желать лучшего. В Новосибирской области отмечается тенденция сокращения доли бюджетной поддержки агропромышленного производства в общей структуре господдержки экономики региона и в особенности — объемов прямых мер бюджетной поддержки сельского хозяйства. Это привело к тому, что ее уровень уступает уровню других регионов Сибири. Проведенные расчеты показывают, что объем бюджетной поддержки отрасли составляет 23% от совокупных расходов территориального бюджета, и по существу не оказывает влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятий: субсидирование добавляет около 2−3% к рентабельности сельхозпредприятий по всей деятельности. При этом, в среднем по сельскому хозяйству Новосибирской области сложился более низкий уровень оплаты труда и размеры амортизационных отчислений, чем в целом по сельскому хозяйству РФ, что на прямую сказывается на степени обновления ОПФ и уровне благосостояния сельского населения.

Вместе с тем анализ законодательства позволяет резюмировать: в Новосибирской области правовая база господдержки инвестиционной деятельности сформирована на достаточно высоком уровне. Во многом благодаря этому в Новосибирской области достаточно развиты косвенные меры господдержки АПК, направленные на создание условий, стимулирующих воспроизводственные процессы в отраслях экономики. Однако в силу сложившейся высокой кризисности ситуации в отрасли, предприятия АПК слабо используют созданные для них органами власти возможности. Это позволило сделать заключение: в Новосибирской области в основном сформирована система господдержки агропромышленного производства, оперативно решающая текущие проблемы отрасли.

7. Проведенный в работе анализ вызволил сформулировать следующие основные проблемы сложившейся системы государственной поддержки АПК Новосибирской области, характерные, в частности, и для общефедерального уровня:

• текущий характер системы государственной поддержки, вследствие отсутствия единой стратегии и целевой программы развития АПК;

• разрозненный характер правовой базы системы государственной поддержки АПК, отсутствие ее системности, и как следствие — снижение контроля, усложнение оценки эффективности мер поддержки, дробление и распыленность бюджетных средств, направляемых в АПК;

• низкие объемы бюджетного финансирования, в то время как совокупный объем и качество привлекаемых в агропромышленное производство ресурсов неудовлетворительно и не позволяет предприятиям АПК самостоятельно изменить положение дел в отрасли.

Нельзя не отметить и такую комплексную проблему, объединяющую предыдущие, как низкая эффективность мер государственной поддержки АПК: проведенный анализ показал, что не обнаруживаются сколько-нибудь явные корреляционные связи между объемами финансирования из бюджета и рентабельностью сельхозпроизводства, объемами бюджетной поддержки и ростом стоимости чистых активов АПК, степенью износа основных производственных фондов и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики -1997. N6. — С. 2−12.
  2. С.И. Управление инвестициями в основной капитал. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 544 с.
  3. К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в РФ на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика.- 2004.- N5- С. 21.
  4. Е.И. и др. Концепция проекта АИИПС и антикризисные меры в АПК субъектов РФ на примере Тверской обл. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. — N 7. С. 12−16.
  5. А.В., Шахмалов Ф. И. Проблемы организации эффективной инвестиционно-заемной деятельности корпораций в регионе. М.: 1999. — 363 с.
  6. С.И., Хоружий Л. И. Бухгалтерский учет как инструмент повышения инвестиционной привлекательности АПК в условиях переходной экономики. М.: Буквица, 1999. — 256 с.
  7. М.Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве // Аграрная наука.-2002.-N4.
  8. О.С., Жилин Д. В. Инвестиционно-заемная система и ее роль в обеспечении экономического развития региона- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003- 160 с. / http://transeconom.boom.ru/mono/zip/zhilin.zip.
  9. Г. В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — N1. — С. 11−13.
  10. В.Р. Методы экономических исследований в агропромышленном производстве / ВНИИЭСХ // М, 2002. 259 с.
  11. Большая советская энциклопедия: Рубрикон (http://www.rubricon.com) -информационно-энциклопедический проект.
  12. Т.Е. Рынок региональных облигаций: проблемы формирования // Финансы. 2002.-N1.-С. 15−17.
  13. Н.А. Региональные особенности господдержки сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2005. — N5. — С. 47−54.
  14. Н.А., Зарук Н. Ф. Инвестиционная политика в 1999—2003 гг.. // Экономика сельского хозяйства России. — 2004. N4. — С. 20.
  15. Н.А., Сагайдак Э. А., Маслова В. В. и др. Актуальные проблемы ценообразования, финансирования и кредитования АПК в условиях стабилизации экономики // Тезисы докладов Всероссийской НГПС. Пенза, 2004. — С. 166.
  16. В.В. Инвестиции: учебник для вузов. СПб: Питер, 2003. — 288 с.
  17. Ю., Гапенски JT. Финансовый менеджмент: Полный курс: пер. с англ. Учебное пособие в 2-х тг. Изд-во Экономическая школа. 2005. 1165 с.
  18. В.Н., Андронникова Н. Г., Баркалов С. А. и др. Модели и методы оптимизации региональных программ развития. М.: ИПУ РАН, 2001. 60 с.
  19. В.Н., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А., Чернышев Р. А. и др. Механизмы финансирования программ регионального развития. М.: ИПУ им. В. А. Трапезникова. РАН, 2002. — 55 с.
  20. А.А. Активизация инвестиционного процесса в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — N9.
  21. Вступление России в ВТО не за горами: Материалы Министерства сельского хозяйства Московской области. 21.06.2005 / http://www.mosoblonline.ru.
  22. В.М., Боев В. Р. Сельское хозяйство в районах промышленного освоения Сибири (опыт, проблемы). М.: Экономика, 1981. — 152 с.
  23. Т. Метод экономической оценки инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, основанный на выборе наиболее эффективного варианта инвестирования средств (Болгария) // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — N3.
  24. Г. Частно-государственное партнерство: ожидание прорыва // Промышленник России. Выпуск за 10.01.2006 / http://www.promros.ru/journal/440/ 1165/ 1165.htm.
  25. Д.Г. Экономическая безопасность системы муниципальных займов: дисс. канд. экон. наук. — М.: 1999.
  26. С.Ю. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы • экономики. 2000. — N4. — С. 13−26.
  27. М.З., Першукевич П. М. Научные основы разделения, организации и мотивации труда в сельском хозяйстве // СибНИИЭСХ 2000.- 75 с.
  28. В.М. Формы и методы господдержки производства и реализациимолока // Достижения науки и техники АПК. 2004. — N12. — С. 7−8.
  29. А.В. Стратегия развития аграрного сектора национальной экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — N5. — С. 3−4. > 30. Гордеев А. В., Беспахотный Г. В., Ушачев И. Г., Боев В. Р., Алтухов А. И.,
  30. Д.Ф. Концепция продовольственной безопасности РФ. М.: 1999. — 31 с.
  31. Государственное регулирование инвестиций / под ред. Орешина В. П. -ф М.: Наука, 2000. 150 с.
  32. А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. 4-е изд. (Серия: Tacis). М.: Изд-во: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
  33. А.Г., Данилов-Данильян В.И., Циканов М. М., Шопхоев Е.С.
  34. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Изд-во: ЭКОНОМИКА, 2002.-414 с.
  35. Г. Ф. Планирование на предприятии АПК: Практикум по бизнес-планированию. М.: Экмос, 2002. 96 с.
  36. И.В. Организационно-экономические условия привлечения инвестиций в сельхозпредприятия: автореф. канд. экон. наук. ВИАПИ. 2004. — 24 с. ф 39. Дюбин В. В. Бюджеты субъектов РФ и региональное развитие // Издание
  37. Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск. — 2005.-127с.
  38. И.Н. Государственное регулирование развития аграрного сектора АПК в Нижегородской области // Проблемы экономики управления, бухгалтерского учета в АПК: материалы НПК. Н. Новгород, 2004. — С. 76−83.
  39. В.А. Инвестиционная деятельность региона в условиях дефицита финансовых ресурсов // Финансовый бизнес. 2003. — N2. — С. 22−29.
  40. А.П. Фактор риска в сельском хозяйстве // Издание СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1998.-263 с.
  41. А.П., Чистякова В. И. От экономики дефицита к экономике картотеки Экономическая ситуация в АПК Новосибирской области. // АПК: экономика, управление. 2001. — N2. — С. 36−40 / http://www.ropnet.ru/apk/index.html.
  42. В.К. Механизм реализации достижений НТП в экономике Японии.-М.: 1992.
  43. Н.Ф. Экономические проблемы инвестиций в АПК. М.: 2004 — 288 с.
  44. Н.Ф., Борхунов Н. А. Нормативный метод финансирования сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. -N11/ http://www.reason.ru/economy/home.htm.
  45. Н.Ф., Борхунов Н. А. От проблем воспроизводства продукта и дохода к теории инвестиций в сельском хозяйстве: логика исследований // Развитие аг-роэкономической науки в России. М., 2004. — С. 108−120.
  46. Р.В. Экономические основы управления привлечением финансовых ресурсов в сельскохозяйственные предприятия (на примере Новосибирской области): дисс. канд. экон. наук. Новосибирск, 2002.
  47. А.А. Экономический механизм управления инвестиционно-заёмными средствами субъекта РФ: дисс. канд. экон. наук. -М.: 2000.
  48. А.Г. Инвестиции как условие стабильности и экономического роста АПК / Сб. ст. Роль и место АПК в удвоении ВВП России. 2005. — С. 332−337.
  49. А.Г. и др. Государственное регулирование деятельности аграрных и промышленных предприятий: Сб. ст. / Институт экономики РАН. Отв. ред. Зельднер А. Г.: М., 1997. 144 с.
  50. Л.Д. Финансово-инвестиционный процесс субъекта РФ: автореф.дисс. канд. экон. наук Екатеринбург, 2004- 22 с. / http://lib.usue.ru/avtoreFzubkova.pdf.
  51. Г. В. Научные основы размещения и специализации сельского хозяйства региона с учетом межрегиональных продовольственных связей / РАСХН. Сиб отд-ние. ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2005. — 124 с.
  52. Инвестиционный меморандум Новосибирской области. Управление финансов и налоговой политики Новосибирской области. -2004, ноябрь. 61 с.
  53. А .Я., Беспахотный Г. В., Миндрин А.С., Черняев А. А., Сергацкова Е. В., Гудашев В. А., др. Стимулирование инвестиций в АПК. ВНИИЭТУСХ, Москва.-2004.-437 с.
  54. А .Я., Гудашев В. А. Экономическое регулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере РФ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — N1. — С. 43−45.
  55. М.В. Инвестиционно-заемные системы: базовые концепции формирования и управления. М.: Изд. дом «Деловой экспресс», 1999.-204 с.
  56. М.В., Тумясянц С. М., Балабанов А. Н., Зейналов А. А., Пахоф мов С.Б. и др. Управление инвестиционно-заемными системами. Учеб. для вузов /под ред. Климовича М. В. М.: Изд. дом «РЦБ», 1998. — 304 с.
  57. В.И. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне / Под ред. Суспицына С.А.- ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2004. — 239 с.
  58. В.В. Эффективность инвестиционно-заемной системы // Рынок ценных бумаг. -1997. N16 (103). — С. 44−45.
  59. Кодекс бюджетный РФ: Закон федеральный от 31.07.1998 >П45-Ф3.
  60. Кодекс налоговый РФ. Части первая и вторая: Закон федеральный от• 31.07.1998 Ы146-ФЗ, от 05.08.2000 N117-ФЗ.
  61. А.В. Устойчивое развитие хозяйственных систем. Изд-во: РАГСпри Президенте РФ, 2005. 270 с.
  62. С.В. Экономические особенности действия кредитного механизма в АПК Ставропольского края // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». N1(9), 2003.-С. 8.
  63. Корбут J1.C. Инвестиционная политика: региональный аспект // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2002. N5. — С. 19−21.
  64. М.М. Пути совершенствования процесса инвестирования сельского хозяйства // ЭКО. 2001. — N12. — С. 106−113.
  65. М.М. Финансово-кредитный механизм АПК. — М.: Изд-во «ТЕИС», «МАКС Пресс», 2000. -252с.
  66. А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. Екатеринбург: Изд-во Уральской ГСХА, 1999. — 280 с.
  67. Н.А. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособ. / НГУ. Новосибирск, 2005. — 144 с. / http://lib.ieie.nsc.ru.
  68. Н.А. Проблемы формирования инвестиционных рынков: региональный аспект. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.-216 с.
  69. А.Н. Управление инвестициями в субъекте Федерации (на примере Москвы): дисс. канд. экон. наук. М., 2000. — 152 с.
  70. В.В. Управление экономической устойчивостью АПК региона. Монография (науч. издание). Краснодар: Издательство КубГАУ, 2004. — 331 с.
  71. Э.Н., Попова JI.B. и др. Аграрные аспекты присоединения к ВТО стран СНГ- Обеспечение продовольственной безопасности России при ее вступлении в ВТО // Аграрная Россия. 2003. — N1.
  72. B.C. Бюджетные средства и контроль за их использованием в аграрной сфере // АПК: экономика, управление. 2003. — N7. — С. 34−39.
  73. В.В. Государственная финансовая поддержка регионального АПК нуждается в совершенствовании // АПК: экономика, управление. 2002. — N3.
  74. В.В. Планирование и прогнозирование развития АПК // Вестник РАСХН. 2000. — N4. — С. 10−12.
  75. И.В. Устойчивое развитие АПК Сибири: предпосылки, факторы, пути / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2005. — 374 с.
  76. И.В., Задков А. П. и др. Организационно-экономические основы формирования и развития многоукладной экономики АПК Сибири / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1995. — 214 с.
  77. И.В., Задков А. П., Папело В. Н. и др. Экономический механизм рыночных отношений в АПК Сибири / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1996.-215 с.
  78. Ю.Ф. Инновационно-инвестиционные механизмы для инженерно-технической сферы АПК // АПК: экономика, управление. 2005. — N7. — С. 3−11.
  79. И.П. О японской модели рыночной экономики // Японский опыт для российских реформ. -1998. — Вып. 2.
  80. М.Л., Маслова И. Б. Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий. Учебное пособие. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2000.-287 с.
  81. М.Л., Маслова И. Б., Круш З. А., Шохина Л. С. Финансы сельскохозяйственных предприятий. Учебники и учебные пособия для студентов ВУЗов / под ред. Лишанского М. Л. М.: КолосС, 2003. — 376 с.
  82. Е.В. АСКА в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, орг.-технических и иных систем): Монография (науч. издание). Краснодар: КубГАУ, 2002. — 605 с.
  83. Е.В., Лойко В. И. Семантические информационные модели управления АПК. Краснодар: КубГАУ. 2005. — 480 с. / http://lc.kubagro.ru/aidos/aidos05/
  84. Л.Н., Чебанова А. Б., Крылова Н. Б. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции. М.: Наука, 2003. — 266с.
  85. Д.С., Медницкий В. Г., Овсиенко Ю. В. Об оценке эффективности функционирования крупномасштабных хозяйственных объектов // Экономика и математические методы. 1996, т. 32, вып. 1.
  86. В.З., Кцоев А. Б. Планирование эффективной государственной поддержки сельхозпредприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — N4. — С. 6−8.
  87. Е.Г. Место и роль инвестиций в аграрной сфере // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2001. — N9.
  88. Е.А. Как рынок оценивает эффективность программы заимствований Москвы // Рынок ценных бумаг. — 2000. N 22(181). — С. 133−136.
  89. Материалы Агентства АгроФакт от 21.02.2004 г. // http://agronews.ru.
  90. Материалы Информагентства Альянс Медиа с конференции «Развитие АПК России» от 14.03.2003 г. / http://www.strana.ru.
  91. Материалы сайта «Рынок облигаций: Россия» / http://www.cbonds.info/ ru/rus/
  92. Материалы сайта Аналитического центра агропродовольственной экономики ИЭ1111 / http://www.iet.ru/afe/
  93. Материалы сайта АНО «Агропромышленный портал Сибири СибАгро» / http://www.sibagro.ru.
  94. Материалы сайта Департамента АПК администрации Красноярского края / http://krasagro.krsn.ru.
  95. Материалы сайта Минсельхоза РФ / http://www.mcx.ru.
  96. Материалы сайта Федеральной службы РФ по статистике / http://www.gks.ru/scripts/regl/lc.exe? XXXX38R.1
  97. Материалы сайта Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки / http://www.cnshb.ru.
  98. А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям // СПб, -1996. — 102 с.
  99. Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов: постановление Минэкономики РФ 22.02.1996 NEil-77, Минфина РФ 12.03.1996 N07−02−19.
  100. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). М.: Экономика, 2000. — 421 с.
  101. В.В. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики // Соавт. Шутьков А. А. М.: Колос, 1998 359 с.
  102. А.С. Финансовая поддержка в системе государственного регулирования сельского хозяйства России // Международный сельскохозяйственныйжурнал. 2004. — N6. — С. 48−49.
  103. На 16% сократился государственный внутренний долг области // Материалы Агентства Интерфакс-Сибирь / http://news.ngs.ru/more/19 300.php.
  104. Наличие тракторов, сельхозмашин и энергетических мощностей в сельхозпредприятиях НСО // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N8.16.
  105. Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. -М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. 161 с.
  106. Новосибирская область в цифрах: 2000−2004 год (в 2-х частях) // Сборник Новосибирскстата по каталогу N1.12 / http://www.sibstat.gcom.ru.
  107. О бюджете развития Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 20.12.1999 N81 -ОЗ.
  108. О бюджете развития РФ: Закон Федеральный от 26.11.1998 N181 -ФЗ.
  109. О бюджетной классификации РФ: Закон Федеральный от 15.08.1996 Ш15-ФЗ (в редакции от 22.12.2005).
  110. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 21.05.2003 N1Ю-ОЗ.
  111. О выпуске областного займа 1995 года: Решение Новосибирского Областного Совета Депутатов I Созыва от 28.09.1995.
  112. О господдержке инвестиционной деятельности и особенностях налогообложения инвесторов на территории Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 31.05.1999 N59−03.
  113. О господдержке крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 21.07.1999 N72−03 // Советская Сибирь, N141.
  114. О господдержке лизинговой деятельности в агропромышленном производстве Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 12.03.1999 N48−03.
  115. О господдержке личных подсобных хозяйств в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 12.05.2003 N115−03 // Советская Сибирь, N98.
  116. О господдержке племенного животноводства в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 10.12.2004 N241−03 // Советская Сибирь, N252.
  117. О господдержке руководителей, специалистов сельхозорганизаций в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 14.02.2003 N92−03.
  118. О господдержке руководителей, специалистов сельхозорганизаций в Новосибирской области: постановление губернатора НСО от 07.06.2005 N342.
  119. О господдержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 17.09.2003 N135−03.
  120. О государственном регулировании агропромышленного производства: Закон федеральный от 14.07.1997 NIOO-ФЗ (утратил силу).
  121. О дальнейшем развитии заемно-инвестиционной системы городских облигационных займов Москвы в направлении межрегионального сотрудничества: постановление Правительства Москвы от 19.08.1997 N 612.
  122. О департаменте АПК Новосибирской области: постановление главы администрации НСО от 15.04.2005 N211// Советская Сибирь, N81.
  123. О концепции формирования инвестиционно-заемной системы Ивановской области на 2001−2005 годы и на период до 2011 года: распоряжение председателя правительства Ивановской области / http://www.cursiv.ru.
  124. О мерах господдержки сельскохозяйственных организаций в 2003 году: постановление Главы администрации НСО от 23.10.2003 N682.
  125. О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 20.09.2002 N47−03.
  126. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Новосибирской области в 2006—2007 годах: постановление губернатора НСО от 19.12.2005 N666.
  127. О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N142−03.
  128. О плане мероприятий по реализации концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004—2006 годах на территории Новосибирской области // распоряжение губернатора НСО от 21.10.2004 N 1498-р.
  129. О повышении эффективности государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Новосибирской области: постановление главы администрации• (Губернатора) НСО от 07.02.2005 N51 // Советская Сибирь, N25−26.
  130. О положении об областном бюджетном лизинговом фонде агропромышленного производства: решение Новосибирского областного Совета депутатов II со• зыва от 02.11.1999 // Советская Сибирь, N218.
  131. О поставке зерноуборочных комбайнов «Енисей-1200» на условиях феде-ф рального лизинга предприятиям АПК Новосибирской области в 2002 году: распоряжение главы администрации НСО от 23.07.2002 N41 б-р.
  132. О применении бюджетной классификации РФ для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год: приказ Минфина РФ от 14.09.2005 N119H.
  133. О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 16.07.2005 N310−03.
  134. О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную ф перспективу (2006−2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N38-p.
  135. О проекте ОЦП «Государственная поддержка инвестиционной деятель-(ности в промышленности Новосибирской области на 2000−2003 годы»: решение Новосибирского областного Совета депутатов II Созыва от 02.12.1999.
  136. О реализации Закона Новосибирской области «О господдержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области»: постановление главы администрации НСО от 17.01.2005 N6 // Советская Сибирь, N12.
  137. О ставке рефинансирования: телеграмма Центрального банка РФ от 23.12.2005 N1643-У.• 143. О техническом перевооружении сушильного хозяйства сельскохозяйст-! венных организаций: распоряжение главы администрации НСО от 27.12.2002 N779-p.
  138. Об изменениях в ОЦП «Господдержка инвестиционной деятельности в промышленности Новосибирской области на 2000−2008 годы»: постановление Новосибирского областного Совета депутатов III Созыва от 01.12.2005,25.02.2005.
  139. Об инвестиционном фонде РФ: постановление Правительства РФ от 23.11.2005 N694.
  140. Об инженерно-техническом обеспечении сельскохозяйственных организаций Новосибирской области: постановление главы администрации НСО от 27.01.2003 N43.
  141. Об областной программе Стабилизация и структурная перестройка сельхоз-производства и предприятий перерабатывающей промышленности Новосибирской области на 1998−2000 гг.: решение областного Совета депутатов I Созыва от 26.11.1997.
  142. Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год: Закон Новосибирской области от 01.03.2000 N86−03.
  143. Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год: Закон Новосибирской области от 04.01.2001 N134−03.
  144. Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 год: Закон Новосибирской области от 07.12.2001 N196−03.
  145. Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 год: Закон Новосибирской области от 27.12.2002 N83−03.
  146. Об областном бюджете Новосибирской области на 2004 год: Закон Новосибирской области от 30.12.2003 N161−03.
  147. Об областном бюджете Новосибирской области на 2005 год: Закон Новосибирской области от 11.12.2004 N244−03.
  148. Об обращении Новосибирского областного Совета депутатов к Президенту РФ В. В. Путину о необходимости принятия неотложных мер по преодолению кризисного положения в сельском хозяйстве // Советская Сибирь, 10.09.2005.
  149. Об органах управления и контроля лизингового фонда агропромышленного производства: постановление главы администрации НСО от 04.10.2001 N919.
  150. Об основных задачах администрации Новосибирской области в сфере АПК на 2005 год: постановление главы администрации НСО от 05.05.2005 N297.
  151. Об открытом конкурсе по определению генерального агента по организации, размещению, обращению и погашению государственного облигационного займа Новосибирской области: распоряжение администрации НСО от 27.09.2005 N714-p.
  152. Об управлении финансов и налоговой политики Новосибирской области: постановление губернатора НСО от 20.05.2005 N321 // Советская Сибирь, N100.
  153. Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных среднесрочных облигаций Новосибирской области 2005 года: постановление администрации НСО от 07.10.2005 N85 // Советская Сибирь, N196.
  154. Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций): приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N118// Экономика и жизнь, N49−52,1997, N2,1998.
  155. Об утверждении направлений использования инвестиционных кредитов и перечня документов, подтверждающих их целевое использование: приказ Мин-сельхоза РФ от 20.04.2005 N64 // Российская Газета, N144.
  156. Об утверждении перечня материальных ресурсов, приобретаемых сельхозтоваропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для проведения сезонных работ: приказ Минсельхоза РФ от 20.04.2005 N62.
  157. Об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2005 год: распоряжение главы администрации НСО от 19.01.2005 N22-p // Советская Сибирь, N25−26.
  158. Об утверждении положения о порядке осуществления текущего контроля за эффективностью мер господдержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области: постановление главы администрации НСО от 03.10.2005 N528.
  159. Об утверждении положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ: постановление губернатора НСО от 16.02.2006 N55.
  160. Об утверждении положения о порядке создания общественных советов икомиссий при администрации области: постановление главы администрации НСО от 02.07.1996. N384.
  161. Об утверждении положения о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год: постановление Правительства РФ от 06.03.2005 N118.
  162. Об утверждении программы социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу (2004−2008 годы): Закон Новосибирской области от23.07.2004N215−03//Советская Сибирь, N150.
  163. Об утверждении среднесрочной программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2003 года: Закон Новосибирской области от 06.12.2001 N197−03.
  164. Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных среднесрочных облигаций Новосибирской области 2005 года: постановление администрации НСО от 12.10.2005 N90 // Советская Сибирь, N244.
  165. Об утверждении формы регионального государственного статистического наблюдения: постановление Мосгоркомстата от 05.01.1999 N1.
  166. Об экономических условиях функционирования АПК РФ (вместе с Положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций АПК на льготных условиях): постановление Правительства РФ от 26.02.1997 N224.
  167. Об экономической поддержке сельхозорганизаций, заключивших соглашения на реструктуризацию кредиторской задолженности в бюджеты всех уровней: постановление главы администрации НСО от 28.03.2002 N296.
  168. С.А. Инвестиции в воспроизводство основных фондов: взаимосвязи и прогноз // АПК: экономика, управление. 2002. — N 7. — С. 28−33.
  169. В. Методика и пример оценки рентабельности инвестиционного проекта в сельском хозяйстве на стадии анализа его эконом, целесообразности (Польша) Olkowska W. // Econ. sciences. Olsztyn, 2000. — N2. — P. 65−73.
  170. Организационно-экономические основы системы ведения АПК Новосибирской области // Курцев И. В., Першукевич П. М., Головапок М. З. и др. СибНИИ-ЭСХ. Новосибирск, 1998. — 118 с.
  171. Основные итоги финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) крупных и средних сельскохозяйственных предприятий по районам Новосибирской области // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N8.6.
  172. Основные показатели ФХД предприятий и организаций Новосибирской области в разрезе отраслей экономики (по крупным и средним предприятиям, бухгалтерская отчётность) // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N6.3.
  173. Основные социально-экономические показатели Новосибирской области // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N1.3 / http://www.sibstat.gcom.ru.
  174. Основные фонды Новосибирской области // Сборник Новосибирскстата по каталогу N1.14.
  175. В.Н., Мельникова О. Д., Мартынов С. Н. Государственные и муниципальные финансы: Уч.-метод. комплекс. Новосибирск: СибАГС, 2002.-244 с.
  176. В.Н., Мельникова О. Д., Мартынов С. Н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Уч.-метод. комплекс для дистанционного обучения. Новосибирск: СибАГС, 2003. — 220 с.
  177. А.Г. Формы экономического регулирования сельского хозяйства за рубежом. М., 2000 — 87 с.
  178. А.Г., Ващук Л. И., Горячкина Р. Ф. Сельское хозяйство зарубежных стран. М., 2003 — 118 с.
  179. А.Г., Назаренко В. И. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М., 2001 — 218 с.
  180. П.М. Организация труда и производства на сельскохозяйственных предприятиях в условиях многоукладное&trade-: теория, методика, проектирование, практика / РАСХН. Сиб. отд-ние. ГНУ СибНИИЭСХ. 2005. — 704 с.
  181. В.Ф. Реформирование или восстановление сельского хозяйства? Схемы кредитования сельхозтоваропроизводителей Алтайского края // АПК: экономика, управление. 2002. — N1. — С. 51−56.
  182. А.В. Механизмы устойчивого сельского развития: Метод, пособие. Ч. 1. Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения / Со-авт.: Узун В. Я. МСХ РФ. — М., 2003. — 329 с.
  183. В.Н., Самойленко Е. М. Оценка эффективности инвестиционных вложений в новую сельскохозяйственную технику // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — N 8. — С. 15−16.
  184. А.А., Яхъяев М. А. АПК России: проблемы и решения. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 409 с.
  185. Н.А. Прогнозирование и планирование сельскохозяйственного производства // Организация сельскохозяйственного производства. М., 1999. — С. 123−132- Организация сельскохозяйственного производства — М., 2001- С. 201−226.
  186. Порядок учета возврата сельскими товаропроизводителями и организациями АПК средств льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве и уплаты процентов за их пользование: приказ Минфина РФ N3-T2−09,05.09.1997.
  187. Проблема эффективности в современной науке / под ред. Урсула А. Д. -Кишинев, 1985.-256 с.
  188. Разработать научные основы по планированию финансовой стратегии сельскохозяйственных предприятий 01.04 П. (2001−2003 гг.): Отчет о НИР. РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2003.
  189. Роль современных технологий в устойчивом развитии АПК // Материалы рабочей группы по вопросам устойчивого развития АПК РФ. 2004 // http://www.techagro.ni/tech/7.asp.
  190. А.Е. Теория и практика управления АПК. М. — Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент. -1998. — 224 с.
  191. Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма // Финансовые исследования. 2001. -N4 / http://www.rseu.ru/Finissled/2001N4/romanova.htm.
  192. JI.A. О проблемах бюджетной поддержки кредитного процесса сельскохозяйственных предприятий // Организационно-экономический механизм господ держки сельского хозяйства / ВНИИЭТУСХ. М., 2004, — С. 161 -169.
  193. JI.A. Проблемы кредитно-финансового обеспечения стратегии научно-технического прогресса АПК На примере Новосибирской обл.: Стратегия НПТ в АПК Сибири. Новосибирск, 2003, — С. 168−174
  194. В.Г., Вавулин Д. А., Емельянов С. Г., Слобода В. А. ИЗС как механизм привлечения инвестиций в экономику региона // Материалы НПК. 1720.04.2001 в 2-х частях. Часть I. Орел: ОрелГТУ, 2001. С. 197−203.
  195. В. Одностороннее движение // Стратегия Успеха, Барнаул. -2005 / http://com.sibpress.ru/25.03.2005/strategies/67 689/
  196. JI.H. Инвестиционный механизм: сущность и содержание // Вестник академии управления «ТИСБИ», Казань. 2000. — N4 / http://www.tisbi.ru/ science/vestnik/2000/issue4/vest42.htm.
  197. М.И. Анализ форм господдержки инвестиционной деятельности в регионах ЦФО // Инвестиции в России. 2003. — N8. — С. 3−8.
  198. Г. М. Стратегия развития как форма взаимодействия институтов в условиях рыночной экономики // Сб. Донецкого ГТУ. 2003 // http://ie.boom.ru/ collection/ samostroenko.htm.
  199. Н.М., Гатаулин A.M. Выявление и выбор эффективных инвестиционных проектов в АПК- формирование инвестиционных программ в АПК // АПК: экономика, управление. -1998. N3 / http://svetlov.timacad.ru.
  200. Н.М., Светлова Г. Н. Динамическая модель системы целей инвестиционной программы для АПК // Материалы конф. молодых учёных (июнь 2001 г.): Сборник науч. трудов: вып. 7. М.: Изд-во МСХА, 2001. — С. 127−132.
  201. Сельское хозяйство в Новосибирской области // Сборник Новосибирск-стата по каталогу N8.12.
  202. А.Н. Особенности бизнес-планирования в системе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — N 8.
  203. B.C., Айдуков Т. В. Целевые инвестиционные программы в АПК//Пищевая промышленность. -1999.-N10−11.
  204. А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. М.: Изд-во Информагробизнес, 1996.- 161 с.
  205. А.Ф. Прогнозирование и индикативное планирование в сельском хозяйстве // Экономист. 2001. — N11. — С. 81 -85.
  206. Е.В., Шик О.В. Обзор бюджет, поддержки АПК в России в 19 942 001 гг.// В кн.: Проблемы агропродовольственного сектора М.: ИЭГТП/ АПЭ, 2003.
  207. Е.В., Шик О.В., Храмова И. Г. и др. Перспективы реформирования аграрной политики России. М.: ИЭПП/АПЭ, 2004. — 113 с.
  208. Е.В., Шик О.В., Храмова И. Г. и др. Совершенствование законодательно-нормативной базы по господдержке сельского хозяйства и приведение ее в соответствие с требованиями ВТО // Бюллетень ИЭПП/АПЭ, 2003. N3(17).
  209. А.Б. Принципы построения оптимальной ИЗС городов и регионов // Рынок ценных бумаг. 2001. — N24 (207) / http://www.moscowdebt.ru.
  210. JI.A. Совершенствование экономических отношений в потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики на селе: авто-реф. дисс. доктора экон. наук. Новосибирск. — 2000. — 362 с.
  211. Е.С. Экономический механизм инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве (на материалах Пензенской области): автореф. канд. экон. наук. ВИАПИ. — 2005. — 24 с.
  212. М.С. Надежность, эффективность, качество систем управления // CREDO. -1998. N17 / http://credo.osu.ru/017/003.shtml.
  213. Состояние и меры по развитою агропромышленного производства в РФ: ежегодный доклад Минсельхоза РФ: 2002 год. М.: 2003. — 251 с.
  214. Социально-экономический мониторинг регионов Сибирского федерального округа // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N1.101.
  215. Статистические показатели социально-экономического положения городов и районов НСО // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N3.1.
  216. Статистическое изучение экономическое эффективности общественного производства. Либерман Е. Г., Оглоблин Д. И., Сивориновский Б. Г., Ерина A.M., Трофимов В. П. и др. АН СССР, ЦЭМИ. — М.: Изд-во Наука, 1977. — 350 с.
  217. Дж.Э., Аткинсон Э. Б. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1995. — 832 с.
  218. Стратегия социально-экономического развития АПК Сибири до 2020 года. / РАСХН. Сиб. отделение, ГНУ СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2005. — 92 с.
  219. А.В. Исследование факторов доступности кредита для сельхозпредприятий в России // Бюллетень ИЭПП/АПЭ- 2004- N3 (21) / http://wwwiet.iet.ru/ afe/bulls/ bull21r.htm.
  220. В.Б. Роль государства в экономике: американский опыт // Проблемы теории и практики управления. 2002. — N4. — С. 14−17 / http://va-silievaa.narod.ru/ ptpu/2402.htm.
  221. А.Н., Дунаев В. Л. Модель прогнозирования развития сельского хозяйства на региональном уровне // Вестник РАСХН. 2003. — N1. — С. 38−40.
  222. Т.И., Ананьев М. А. Формирование системы финансового обеспечения инвестиционных процессов в аграрном секторе (на материале Республики Мордовия) // Сб. науч. тр. / МСХА. 2000. — Вып.5. — С. 135−142.
  223. А.Н. Методология инвестиционного управления АПК региона. -Краснодар: КубГАУ, 2004. 451 с.
  224. А.Н. Механизм инвестиционного управления агропроизводством // Экономика сельского хозяйства России. — 2002. N6.
  225. А.Н. Организационно-экономический механизм инвестиционного управления АПК: автореф. дисс. доктора экон. наук. Краснодар. — 2004. — 50 с.
  226. А.Н. Проблемы и концепции инвестиционного управления агропроизводством региона. Краснодар: Издательство КубГАУ, 2004. — 258 с.
  227. А.Н., Лойко В. И. Инвестиционная эффективность интегрированных систем АПК // Сетевой эл. науч. журнал «Научный журнал КубГАУ». 2004. -N5 (7) — Экономические науки. — 2004. — N7 (05) / http://ej.kubagro.ru.
  228. А.Н., Лойко В. И. Модель управления системой АПК на макроуровне // Материалы международной НПК «Проблемы развития и саморегулирования рыночных отношений». Краснодар: КубГАУ, 2001.
  229. А.Н., Луценко Е. В. Исследование многоуровневой семантической информационной модели влияния инвестиций на уровень качества жизни населения региона // Сет. эл. науч. журнал. Краснодар: КубГАУ, 2004. — N04(6).
  230. А.Н., Трубилин А. И., Пименов Г. Г. Инвестиционное управление агропромышленным производством. — Краснодар, 2001. 187 с.
  231. Топсахалова Ф.М.-Г. Совершенствование механизма инвестирования как условие повышения привлекательности сельского хозяйства // Финансы и кредит. — 2003.-N1 (115).
  232. И.Т. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учеб. для ВУЗов по агроэкономическим специальностям / Соавт.: Семенов М. И. и др. 8-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 413 с.
  233. И.Т. Бухгалтерский производственный учет в сельском хозяйстве: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Соавт.: Говдя В. В. КубГАУ. — Краснодар, 2000. — 284 с.
  234. Г. Я. Государственное регулирование АПК // Организационные и экон. проблемы аграрного производства: курс лекций Н. Новгород, 2003- С. 28−46.
  235. С.М. Организационно-экономические основы инвестиционно-заемной системы. -М.: Финансовый изд. дом «Деловой экспресс», 1999. 192 с.
  236. Г. Г. Планирование на предприятиях АПК // Тр. Независимого науч. аграр.- экон. общества России. — 2000. Вып. 4, т. 1. — С. 292−295.
  237. Тю Л.В., Козлова С. А. Определение потребности в сельскохозяйственной технике На примере Тюменской области. // Инженерно-техническое обеспечение АПК. 2004. -N3- АПК: экономика, управление. — 2003. — N11. — С. 62−68.
  238. А.В. Механизм развития региональной заемно-инвестиционной системы на основе субфедеральных облигационных займов: автореф. дисс. канд. экон. наук. Волгоград. — 2001.
  239. В.Ф. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального АПК // АПК: экономика и управление. -1998. N12.
  240. Устав Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 18.04.2005 N282−03 // Советская Сибирь, N81.
  241. И.Г. Основные направления аграрной политики РФ на 2005 год // АПК: экономика и управление. 2005. — N6. — С. 3−19.
  242. И.Г., Оглоблин Е. С. и др. Организационно-экономический механизм развития инновационных процессов в АПК. М., 2005 — 102 с.
  243. Финансовое состояние предприятий и организаций Новосибирской области в разрезе отраслей экономики // Бюллетень Новосибирскстата по каталогу N6.2.
  244. Финансы Новосибирской области // Сборник Новосибирскстата по каталогу N1.31.
  245. Халява скоро закончится. Президент обсудил с губернаторами будущее агропрома (по материалам заседания Президиума Госсовета РФ в Саратове от 01.10.2004 г.) / Ведомости, 01.10.2004 / http://www.ikar.ru/press/161.html.
  246. М.А., Шеожев Х. В. Формирование и развитие финансово-кредитного механизма АПК. Материалы СевКавГТУ. 2003 / http://nostalgia.ncstu.ru/ con-tent/docs/pdf/conf/past/2003/4st/l 7/044.pdf.
  247. И.Ф., Ушачев И. Г. и др. Организация внутрихозяйственных экономических отношений в сельхозпредприятиях. ВНИИЭСХ— М., 2005. — 391 с.
  248. В.Н. Инвестиционный климат в АПК России // Информ. бюл. МСХ РФ. 2001. — N1−2. — С. 48−54.
  249. Е. В России вырос объем кредитования сельского хозяйства // Материалы управления анализа финансовых рынков и институтов департамента исследования информации Банка России. 03.11.2005.
  250. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: БУКВИЦА, 1999.-186 с.
  251. Чуб Б.А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере республики Татарстан. Издание второе. — М.: 1999. — 242 с.
  252. А.И., Максимова В. А. Необходимость и пути государственного регулирования агропромышленного производства Ульяновская обл. // Актуальные вопросы финансовых отношений в сель, хозяйстве. Ульяновск, 2001. — С. 55−59.
  253. И.Н. Ипотечный механизм в сельском хозяйстве и оценка инвестиционных проектов // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — N1.
  254. Шарп Уильям Ф., Александер Гордон Дж., Бейли Джеффри В. Инвестиции. Изд-во: Инфра-М- Серия: Университетский учебник. -1999. 1028 с.
  255. М.В. Государственное регулирование и конкурентоспособность сельхозпредприятий // Аграрная наука. 2004. — N12. — С. 5−6.
  256. А.Д. Эффективность производства и факторы ее роста на примере сельского хозяйства Брянской области. // АПК: экономика, управление. — 2003.-N4.-С. 52−58.
  257. Шик О. В. Эффективность государственной агропродовольственной политики в России на региональном уровне: автореф. канд. экон. наук. М., 2004. 24 с. /http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/02/05/147 597/oshick.pdf.
  258. Е.М. Организационно-экономический механизм формирования устойчивой системы сельскохозяйственного кредита (на примере Пензенской области): автореф. канд. экон. наук. ВИАПИ. 2005. — 24 с.
  259. И.В. Совершенствование системы управления АПК в современных условиях / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ, 2000. 142 с.
  260. И.В., Стенкина М. В. Концептуальные положения государственного управления собственностью в АПК: Сб. науч. тр. Госрегулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. СибНИИЭСХ, 2005- с. 34.
  261. Экономико-математические модели и методы в агроэкономических исследованиях / Отв. ред. Головапок М. З. Новосибирск, 1988. — 155 с.
  262. Г. Двенадцать принципов производительности эффективности. -М., 1997 [1931]. -198 с.
  263. P.P. Организационно-экономический механизм кредитования ® сельскохозяйственных предприятий (на материалах Пензенской области): автореф.канд. экон. наук. -М.: 1998.
  264. Р.Г. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики встранах с переходной экономикой На примере стран Центральной и Восточной Европы. ВИАПИ // Деньги и кредит, 1999. N 9. — С. 37−42.
  265. М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Деловой экспресс, 1999.-360 с.
  266. М.И. Финансы регионов-М.: Финансы и статистика, 2002.-240 с.
  267. Япония сегодня. Информационный проект // Энциклопедия «Япония от, А до Я» / http://www.japantoday.ru/encyclopaedial/b37.shtml.
  268. O.K. Кредит, финансы и инвестиции в сельское хозяйство // ф Рынки факторов пр-ва в АПК России: перспективы анализа. М., 2002.
  269. Preer R.W. The Emergence of Technopolis: Knowledge-Intensive Technologies and Regional Development. N.Y., 1992. — P. 38−39.
Заполнить форму текущей работой