Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под правовыми позициями конституционных (уставных) судов следует понимать правовые выводы суда, являющиеся результатом интерпретации судом конституционных (уставных) норм субъектов РФ, истолкования им конституционного (уставного) смысла положений действующих законов субъектов РФ, других нормативных актов, применения им федерального законодательства, которые служат правовым основанием итогового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Решения конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации как объект исполнения
    • 1. Пределы решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ
    • 2. Свойства и юридическая сила решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ
    • 3. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ как источник права
  • Глава II. Исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации как форма реализации права
    • 1. Теоретико-правовые проблемы исполнения решений конституционных (уставных) судов
    • 2. Тенденции развития законодательства в части, касающейся исполнения решений конституционных (уставных) судов
    • 3. Исполнение решений конституционных (уставных) судов законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, судами, юридическими лицами
  • Глава III. Конституционно-правовая ответственность за неисполнение решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации
    • 1. Механизм ответственности за неисполнение решений конституционных уставных) судов
    • 2. Роль исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ в укреплении конституционной законности в Российской Федерации

Исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Состояние конституционной законности в Российской Федерации во многом зависит от исполнения решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, от последовательного учета в правотворческой деятельности правовых позиций этих судов, выраженных в их постановлениях и определениях. В указанной сфере, несмотря на достаточные хронологические рамки существования органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации, все еще продолжают оставаться нерешенные проблемы, связанные с отсутствием в региональном законодательстве положений, регулирующих механизм исполнения решений конституционных и уставных судов. «Отсутствие законодательных механизмов исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, — как отмечалось в рекомендациях всероссийской научно-практической конференции 2005 г. «Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы» приводит на практике к невозможности реализации в полной мере конституционной ответственности, позволяет растянуть исполнение судебного акта на неопределенное, зачастую длительное время, что весьма отрицательно сказывается на авторитете конституционной власти"1.

Поэтому избранная нами для исследования проблема имеет, прежде всего, практическую значимость, поскольку введение в российское конституционное законодательство научно обоснованных правовых норм об исполнении решений конституционных и уставных судов субъектов РФ и ответственности за их неисполнение либо ненадлежащее исполнение будет способствовать укреплению конституционной законности стране. Научно-теоретическая значимость проблемы исследования состоит в том, что ее изу.

Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации //Дайджест оперативной информации. 2005. № 10. С. 133. чение позволить нам глубже понять юридическую природу решений конституционных и уставных судов субъектов РФ, правовой механизм их исполнения, тенденции развития законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части установления конституционно-правовой ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение решений органов конституционной юстиции в субъектах РФ.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам конституционной юстиции посвящено значительное количество научных работ. Это работы С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, А. А. Белкина, В. К. Бобровой, Н. А. Богдановой, Н. С. Бондаря, Н. А. Варламовой, Н. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, В. В. Гошуляка, В. И. Задиоры, Т. Д. Зражевской, В. Т. Кабышева, Е. И. Козловой, В. А. Кряжкова, О. Н. Кряжковой, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, Л. В. Лазарева, А. А. Ливеровского, В. О. Лучина, М. А. Митюкова, Т. Г. Морщаковой, С. X. Нафиева, С. Э. Несмеяновой, Ж. И. Овсепян, А. И. Осоц-кого, М. С. Саликова, В. Е. Чиркина, Т. Я. Хабриевой, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеева и других исследователей. Несмотря на то, что их публикации касаются, главным образом, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, тем не менее, они заложили прочную научно-теоретическую основу для изучения конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

Конституционной и уставной юстиции в субъектах Российской Федерации посвящены обобщающие работы М. А. Митюкова, В. К. Бобровой, В. А. Кряжкова, Ж. И. Овсепян, В. В. Гошуляка, Л. Е. Ховриной, Т. И. Геворкян1. В них дается общая характеристика конституционным (уставным) судам субъектов РФ, раскрываются особенности конституционного (уставного).

1 Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации /Отв. ред. М. А. Митюков. М., Юрид. л-ра, 1997: Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации //Отв. ред. Митюков М. А. М., Зерцало, 1999; Боброва В. К., Митюков М. А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. М., Акад. труда и соц. отн., 2004. Ч. I — IIКряжков В. А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999; Овсепян Ж. И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. 1990 — 2000. М., «ИКЦ «МарТ», 2001;Гошуляк В, В., Ховрина Л. Е., Геворкян Т. И, Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., Альфа-М, 2006. судопроизводства в субъектах РФ, показаны взаимоотношения конституционных (уставных) судов с другими ветвями власти.

Обобщающие монографии С. Э. Несмеяновой, Ю. Л. Шульженко, Н. В. Витрука, В. А. Кряжкова, Л. В. Лазарева, М. С. Саликова рассматривают конституционный судебный процесс в Российской Федерации в целом. В них основное место уделено Конституционному Суду Российской Федерации, а конституционная юстиция в субъектах РФ рассмотрена как составная часть более общей проблемы — конституционного правосудия1. Эти работы внесли значительный вклад в науку и поставили проблему исполнения решений органов конституционного контроля в Российской Федерации.

Исполнению решений конституционных и уставных судов субъектов РФ было посвящено Всероссийское совещание 2001 года, в ходе которого были выработаны некоторые практические рекомендации по данной проблеме2.

В диссертациях, защищенных за последние годы и посвященных органам конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации, раскрываются конституционно-правовые основы организации и деятельности конституционных и уставных судов субъектов РФ, их компетенция и правовой статус, роль в осуществлении конституционного правосудия3. Только две.

1 Несмеянова С. Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург, УрГЮА, 2004; Шульженко Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., ИГП РАН, 1998: Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., Юрист, 2005: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., БЕК, 1998: Конституционный судебный процесс /Отв. ред. М. С. Саликов. М., Норма, 2003.

2 Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации /Материалы Всероссийского совещания. М., 2001.

3 Боброва В. К. Проблемы правового регулирования статуса уставного суда субъекта Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000; Давудов С. К. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (организационно-правовые аспекты) //Автореф. Дис. канд. юрид. наук. СПб, 1999; Ермолов И. А. Роль конституционных судов в осуществлении конституционного контроля в республиках Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002: Жеребцова Е. Е. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003: Дворцова Ж. В. Организация и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005; Переплеснина Е. М. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в практике конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006 и другие. диссертации посвящены исполнению решений Конституционного Суда РФ1. Вопросы исполнения решений конституционных и уставных судов в них не освещались, поскольку эти работы преследовали иные цели и задачи.

Обзор научной литературы и диссертаций, посвященных конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации показывает, что проблема исполнения решений конституционных и уставных судов субъектов РФ остается только поставленной, но далеко не изученной. Нуждаются в научном осмыслении теоретико-правовые проблемы исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ, тенденции развития законодательства об исполнении решений конституционных (уставных) судов, механизм конституционно-правовой ответственности за неисполнение решений конституционных (уставных) судов.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с исполнением решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, а также сами эти решения.

Предмет исследования — правовые нормы, регламентирующие деятельность конституционных и уставных судов субъектов РФ и процесс исполнения их решений.

Цель представленной диссертации состоит в целостном комплексном и системном исследовании решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, проблем их исполнения и конституционно-правовой ответственности за их неисполнение.

При написании диссертации автор ставил перед собой следующие задачи:

1) рассмотреть пределы, свойства и юридическую силу решений конституционных и уставных судов субъектов РФ:

2) раскрыть теоретико-правовые проблемы исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

1 Климович Е. А. Механизм реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук, Челябинск, 2004; Кальяк А. Н. Исполнение решений конституционных судов: вопросы теории и практики. (На материалах постсоциалистических государств //Автореф. дис.канд. юрид. наук. Томск, 2006.

3) выявить тенденции развития законодательства в части, касающейся исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

4) показать исполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, судами и юридическими лицами:

5) раскрыть конституционно-правовой механизм ответственности за неисполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ:

6) выявить роль исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ в укреплении конституционной законности в Российской Федерации:

7) выработать систему практических рекомендаций для совершенствования федерального и регионального законодательства во всем основным вопросам темы исследования.

Источниками права, анализируемыми в диссертации, стали Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, касающиеся организации, деятельности и исполнения решений органов конституционной юстиции в субъектах РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили практика исполнения решений конституционных и уставных судов субъектов РФ, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в которых учитывались правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, публикации в средствах массовой информации по проблеме исследования.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых в Российской Федерации критических исследований, где проводится комплексный анализ проблем исполнения решений конституционных и уставных судов субъектов РФ на всем протяжении их существования, раскрывается конституционно-правовой механизм исполнения этих решений и механизм конституционно-правовой ответственности за их неисполнение, выявляется роль и место конституционных и уставных судов субъектов РФ в обеспечении конституционной законности в Российской Федерации.

На основе анализа правоприменительной практики и взаимосвязи с наиболее актуальными теоретическими вопросами, относящимися к деятельности конституционных и уставных судов субъектов РФ, исследованы различные аспекты рассматриваемых правоотношений, влияющие на эффективность и своевременность исполнения решений конституционных и уставных судов. Показана роль правовых позиций конституционных и уставных судов для правотворческой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ, в формировании практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В диссертации предложены обоснованные рекомендации по совершенствованию правовых и организационных основ исполнения решений конституционных и уставных судов субъектов РФ с целью укрепления конституционной законности в Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие основные положения, в значительной степени раскрывающие научную новизну представленной диссертации:

1. Под правовыми позициями конституционных (уставных) судов следует понимать правовые выводы суда, являющиеся результатом интерпретации судом конституционных (уставных) норм субъектов Федерации, истолкования им конституционного (уставного) смысла положений действующих законов субъектов, других нормативных актов, применения им федерального законодательства, которые служат правовым основанием итогового решения конституционного (уставного) суда. Выраженная в решении суда правовая позиция (правовые позиции) относительно конституционности конкретного акта или нормы является образцом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции применительно к аналогичным по содержанию актам, нормам. При таком использовании правовые позиции могут иметь самостоятельное значение и использоваться без решения суда в целом. В законотворческом процессе также используются не столько решения суда, сколько выработанные им правовые позиции.

2. Полномочия конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации определяют пределы, выносимых ими решений. Поскольку эти полномочия в разных субъектах Федерации отличаются разнообразием, то и пределы решений конституционных (уставных) судов в различных субъектах не совпадают. Однако это не означает, что в указанных пределах не присутствует некое объединяющее начало. Им стала общая компетенция конституционных (уставных) судов. Это является дополнительным аргументом в обоснование позиции о необходимости принятия федерального закона об общих принципах организации конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.

3. Конституционные и уставные суды могут признавать законы субъектов Федерации недействительными, лишенными юридической силы. Суды общей юрисдикции вправе только признать закон субъекта Федерации противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению. Поэтому пределом решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации может быть признание нормативного правового акта недействительным, в то время как пределом решения суда общей юрисдикции (арбитражного суда) является признание нормативного правового акта не действующим. Если пределы решений конституционных и уставных судов субъектов Федерации с точки зрения компетенции этих судов являются пределами, идущими вширь, то пределы, связанные с признанием нормативных правовых актов недействительными, являются пределами, идущими вглубь, поскольку недействительным нормативный правовой акт объявляется с момента его принятия, а недействующим нормативный правовой акт становится с момента вынесения решения суда.

4. Решения конституционных и уставных судов субъектов и выработанные ими правовые позиции стоят выше норм региональных законов, но ниже положений их учредительных актов — конституций и уставов. Юридическую силу основных законов субъектов Федерации могут иметь только региональные законы о поправках в конституцию (устав) субъекта РФ, как особые виды законов субъектов Федерации. 5. Поскольку решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации относятся к источникам права, то они требуют своего исполнения не столько как судебные решения, обязательные для лиц, участвующих в деле, сколько как источники права, рассчитанные на неограниченный круг лиц. Поэтому к исполнению решений конституционных и уставных судов следует подходить с позиции реализации правовых норм. Решения и правовые позиции данных конституционных и уставных судов должны соблюдаться, исполняться, использоваться и применяться субъектами права. В этом случае исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов Федерации является формой реализации права.

6. Отдельные исследователи считают, что установленный законодательством механизм исполнения решений достаточен для обеспечения гарантии исполнения решений органов конституционной юстиции. Нам представляется, что этот механизм, особенно на региональном уровне недостаточен, поскольку имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения решений конституционных судов. Кроме того, следует иметь в виду и тот факт, что в сферах уголовной, гражданской, административной и арбитражной юстиции механизм исполнительного принудительного производства создан. В системе конституционной юстиции о таком механизме говорить преждевременно.

7. Современное состояние федерального и регионального законодательства, ряд правовых позиций Конституционного Суда РФ делают затруднительным привлечение виновных лиц к конституционно-правовой ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. Поэтому механизм исполнения решений конституционных и уставных судов и привлечения к ответственности за неисполнение этих решений в настоящее время в региональном законодательстве проработан не полностью и нуждается в своем совершенствовании и конкретизации.

Нам она видится в следующем. Во-первых, судом, который признает не соответствие закона, иного нормативного правового акта субъекта конституции (уставу) субъекта в региональном законодательстве должен быть признан конституционный (уставный) суд субъекта России. В тех субъектах Российской Федерации, где такие суды отсутствуют, эту функцию посредством внесения изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует возложить на Конституционный Суд Российской Федерации. Во-вторых, судом, который признает факт уклонения от исполнения решения конституционного (уставного) суда о приведении в соответствие с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации закона, иного нормативного правового акта субъекта Федерации, должен стать суд общей юрисдикции — республиканский, краевой, областной, города федерального значения, окружной. В этом случае вносится ясность в понятие «соответствующий суд» и становится более определенным и конкретным механизм реализации ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

8. Конституционные (уставные) суды оказывают влияние на законодательный процесс в субъектах Федерации посредством обязанности законодательного (представительного) органа субъекта исполнять решения конституционного (уставного) суда, посредством учета законодательным органом правовых позиций данного суда при принятии новых нормативных правовых актов и внесения в них изменений, посредством прямых поручений конституционного (уставного) суда законодательным органам, посредством предварительного нормоконтроля в установленных законом случаях.

9. Решения конституционных и уставных судов в большинстве своем исполнены исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, имелись попытки преодоления этих решений законодательными и исполнительными органами, что подтверждает необходимость установления федеральных гарантий независимости конституционного правосудия в субъектах Федерации через принятие федерального закона об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

10. Решения конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации учитываются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Правовые позиции, выработанные этими судами, имеют преюдициальное значение для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В процессуальном законодательстве отсутствует единый подход в механизме исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Что касается решений конституционных и уставных судов субъектов и механизма их реализации в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, то такой механизм отсутствует, что является препятствием в исполнении решений органов конституционного контроля субъектов Федерации. Поэтому, нам представляется очень важным в основания пересмотра решений судов по вновь открывшимся обстоятельствам включить решение конституционного (уставного) судов, признавшее не соответствующим конституции (уставу) субъекта Федерации, примененный ими нормативно-правовой акт регионального уровня. Кроме этого, следует признать конституционно-исполнительное производство как составную часть исполнительного производства.

11. За неисполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов субъекты права несут конституционно-правовую ответственность, которая является разновидностью юридической ответственности и выполняет регулятивную, превентивную, карательную и воспитательную функции. Конституционно-правовую ответственность можно определить, как закрепленную конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего поведения этим нормам. В этом случае роль конституционно-правовых норм выполняют решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов Федерации, которые выступают источниками права. Если их исключить из числа источников права, то ответственность, наступающая за неисполнение решений этих судов, не может быть конституционно-правовой, а сами решения конституционных (уставных) судов о признании нормативно-правового акта субъекта Федерации не соответствующим его конституции (уставу) становятся санкцией за правонарушение, поскольку эти судебные решения отменяют неконституционные акты.

Методологической основой диссертации стали современные научные концепции конституционного правосудия, диалектический метод познания и вытекающие из него частно — научные методы: системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и другие методы научного анализа.

Теоретическая значимость диссертации. Разработанные автором концептуальные положения обобщают, развивают, дополняют научные знания в сфере конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации. Их можно использовать при дальнейшем научно-теоретическом изучении проблемы и создании обобщающих научных работ, касающихся конституционного правосудия.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее результатов для совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в указанной сфере, в практической деятельности конституционных и уставных судов субъектов РФ, в учебном процессе при чтении курсов конституционного права Российской Федерации, спецкурсов по вопросам конституционного правосудия в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция».

Апробация результатов диссертации осуществлялась путем ее обсуждения на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, выступлений автора на всероссийской и международной научных конференциях по проблемам развития современного российского права (Пенза, 2005, 2006 гг.), опубликования ряда статей автора в научных изданиях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в диссертации анализ позволяет сделать ряд выводов и теоретических обобщений. Они сводятся к следующему:

1. В настоящее время суд является самостоятельной ветвью государственной власти и исполнение решений судебных органов, особенно органов конституционной юстиции, является не просто юридической процедурой, заключительной стадией судопроизводства, но и может являться важным звеном в системе сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Поэтому исполнение решений органов конституционной юстиции ведет к укреплению авторитета этих органов, повышению значимости их решений, а, в конечном счете, — к усилению судебной власти как самостоятельного и независимого института в государственном механизме, что является одной из главных задач проводимой в стране судебно-правовой реформы.

2. Полномочия конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации определяют пределы, выносимых ими решений. Только в пределах этих полномочий могут выноситься решения конституционных (уставных) судов.

Поскольку полномочия конституционных и уставных судов в разных субъектах Российской Федерации отличаются своим разнообразием, то и пределы решений конституционных (уставных) судов в различных субъектах РФ не совпадают. Однако сказанное не значит, что в этих пределах не присутствует некое объединяющее начало. Им стала общая компетенция конституционных (уставных) судов. Это является дополнительным аргументом в обоснование позиции о необходимости принятия федерального закона об общих принципах организации конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Тем более что Конституция Российской Федерации подразумевает принятие такого закона. Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ отнесены к органам государственной власти субъектов РФ. Следовательно, по аналогии закона, их организация также должна быть урегулирована общими принципами, установленными федеральным законом.

3. Конституционные и уставные суды субъектов РФ могут признавать законы субъектов РФ недействительными, лишенными юридической силы. Суды общей юрисдикции вправе только признать закон субъекта Федерации противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению. Поэтому пределом решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть признание нормативного правового акта недействительным, в то время как пределом решения суда общей юрисдикции (арбитражного суда) является признание нормативного правового акта не действующим. Если пределы решений конституционных и уставных судов субъектов РФ с точки зрения компетенции этих судов являются пределами, идущими вширь, то пределы, связанные с признанием нормативных правовых актов недействительными, являются пределами, идущими вглубь, поскольку недействительным нормативный правовой акт объявляется с момента его принятия, а недействующим нормативный правовой акт становится с момента вынесения решения суда.

Пределами решений судов, вытекающих из каузального толкования, являются компетенция конституционных и уставных судов и возможность объявления нормативного правового акта не действительным с момента его принятия. При абстрактном толковании таких пределов не существует. Такое толкование опирается на конституционную доктрину России, федеральное законодательство и не должно выходить за рамки конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

4. Решения конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации и выработанные ими правовые позиции стоят выше норм региональных законов, но ниже положений их учредительных актов — конституций и уставов. Юридическую силу основных законов субъектов Федерации могут иметь только региональные законы о поправках в конституцию (устав) субъекта РФ, как особые виды законов субъектов Федерации.

Юридическую природу решений конституционных и уставных судов субъектов РФ мы выводим из того факта, что они являются интерпретационными актами правотворчества. Решения конституционных и уставных судов являются актами применения права, носящими нормативно-интерпретационный характер, что позволяет их отнести к особому виду источников российского права, наравне с нормативно-правовыми актами, судебными прецедентами, правовыми обычаями. Они имеют все признаки источника права, под которым понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Этими признаками являются: нормативный характер, непосредственное действие, общеобязательность, юридическая сила. Поэтому к исполнению решений конституционных и уставных судов субъектов РФ следует подходить с позиций реализации правовых норм.

5. Под правовыми позициями конституционных (уставных) судов следует понимать правовые выводы суда, являющиеся результатом интерпретации судом конституционных (уставных) норм субъектов РФ, истолкования им конституционного (уставного) смысла положений действующих законов субъектов РФ, других нормативных актов, применения им федерального законодательства, которые служат правовым основанием итогового решения конституционного (уставного) суда. Выраженная в решении суда правовая позиция (правовые позиции) относительно конституционности конкретного акта или нормы является образцом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции применительно к аналогичным по содержанию актам, нормам. При таком использовании правовые позиции могут иметь самостоятельное значение и использоваться без решения суда в целом. В законотворческом процессе также используются не столько решения суда, сколько выработанные им правовые позиции. Правовыми позициями Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ создают типичные правовые нормы, которые используются в правотворческой деятельности. Следовательно, правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов РФ следует отнести к источникам права.

6. Поскольку решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ относятся к источникам права, то они требуют своего исполнения не столько как судебные решения, обязательные для лиц, участвующих в деле, сколько как источники права, рассчитанные на неограниченный круг лиц. Решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, как и любые другие источники права, должны соблюдаться, исполняться, использоваться и применяться субъектами права. В этом случае исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов РФ является формой реализации права. При этом в равной степени субъектами права исполняется и мотивировочная часть судебного решения, поскольку именно в ней формируются правовые позиции, и резолютивная часть решения, составляющая собственно итоговое решение суда.

7. Отдельные исследователи считают, что установленный законодательством механизм исполнения решений достаточен для обеспечения гарантии исполнения решений органов конституционной юстиции. Нам представляется, что этот механизм, особенно на уровне субъектов Российской Федерации, недостаточен, поскольку имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Кроме того, следует иметь в виду и тот факт, что в сферах уголовной, гражданской, административной и арбитражной юстиции механизм принудительного исполнительного производства создан. В системе конституционной юстиции о таком механизме говорить преждевременно.

8. Современное состояние федерального и регионального законодательства, ряд правовых позиций Конституционного Суда РФ делают весьма затруднительным привлечение винновых лиц к конституционно-правовой ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Поэтому механизм исполнения решений конституционных и уставных судов субъектов РФ и привлечения к ответственности за неисполнение этих решений в настоящее время в региональном законодательстве проработан не полностью и нуждается в своем совершенствовании и конкретизации.

Нам она видится в следующем. Во-первых, судом, который признает не соответствие закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ в региональном законодательстве должен быть признан конституционный (уставный) суд субъекта РФ. В тех субъектах РФ, где такие суды отсутствуют, эту функцию посредством внесения изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует возложить на Конституционный Суд Российской Федерации. Во-вторых, судом, который признает факт уклонения от исполнения решения конституционного (уставного) суда о приведении в соответствие с конституцией (уставом) субъекта РФ закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, должен стать суд общей юрисдикцииреспубликанский, краевой, областной, города федерального значения, окружной. В этом случае вносится ясность в понятие «соответствующий суд» и становится более определенным и конкретным механизм реализации ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

9. Конституционные (уставные) суды оказывают влияние на законодательный процесс в субъектах Российской Федерации посредством обязанности законодательного (представительного) органа субъекта РФ исполнять решения конституционного (уставного) суда, посредством учета законодательным органом правовых позиций конституционного (уставного) суда при принятии новых нормативных правовых актов и внесения в них изменений, посредством прямых поручений конституционного (уставного) суда законодательным органам, посредством предварительного нормоконтроля в установленных законом случаях.

10. Решения конституционных и уставных судов в большинстве своем исполнены исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, имелись попытки преодоления этих решений законодательными и исполнительными органами, что подтверждает необходимость установления федеральных гарантий независимости конституционного правосудия в субъектах РФ через принятие федерального закона об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

11. Решения конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации учитываются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Правовые позиции, выработанные этими судами, имеют преюдициальное значение для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В процессуальном законодательстве отсутствует единый подход в механизме исполнения решений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Что касается решений конституционных и уставных судов субъектов РФ и механизма их реализации в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, то такой механизм отсутствует, что является препятствием в исполнении решений органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации. Поэтому, нам представляется очень важным в основания пересмотра решений судов по вновь открывшимся обстоятельствам включить решение конституционного (уставного) судов субъекта РФ, признавшее не соответствующим конституции (уставу) субъекта РФ, примененный ими нормативно-правовой акт субъекта РФ. Кроме этого, следует также перечислить в процессуальном законодательстве субъектов права обращения в суд общей юрисдикции и арбитражный суд по вопросу пересмотра ранее принятого решения суда в связи с открывшимся обстоятельством, включив сюда не только лиц, участвующих в деле, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, органы прокуратуры и т. п. Сказанное является аргументом в пользу того, что в российском законодательстве следует признать конституционно-исполнительное производство как составную часть исполнительного производства.

12. Под «неисполнением» решений конституционных и уставных судов субъектов РФ понимается такое поведение государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, при котором они вопреки принятому конституционным (уставным) судом решению применяют закон, признанный в нем неконституционным, либо не применяют закон, признанный конституционным. «Ненадлежащим» является такое исполнение решения, при котором государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо не соблюдают сроки или иные условия исполнения, оговоренные в самом решении, исполняют решение частично. «Воспрепятствование» может выражаться в форме издания государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом письменных или устных распоряжений, запрещающих исполнять решение или создающих условия, при которых исполнение решений конституционного (уставного) суда становится объективно затруднительным или невозможным.

13. За неисполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов Федерации субъекты несут конституционно-правовую ответственность, которая является разновидностью юридической ответственности и выполняет регулятивную, превентивную, карательную и воспитательную функции. Условием реализации карательной функции конституционной ответственности является признание конституционным (уставным) судом субъекта РФ закона субъекта РФ или иного нормативно-правового акта противоречащими конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Следовательно, решение конституционного (уставного) суда выступает не мерой, а условием реализации карательной функции конституционной ответственности.

Конституционно-правовую ответственность можно определить, как закрепленную конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего поведения этим нормам. В нашем случае роль конституционно-правовых норм выполняют решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, которые выступают источниками права. Если их исключить из числа источников права, то ответственность, наступающая за неисполнение решений этих судов, не может быть конституционно-правовой, а сами решения конституционных (уставных) судов о признании нормативно-правового акта субъекта Федерации не соответствующим его конституции (уставу) становятся санкцией за правонарушение, поскольку эти судебные решения отменяют неконституционные акты.

Конституционно-правовая ответственность выражается в применении к виновному лицу конституционно-правовых санкций. Российское законодательство такие санкции содержит. Однако в нем не устанавливаются нормы о том, что эти санкции могут быть применены и при неисполнении решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Следовательно, в Российской Федерации отсутствует цельный и непротиворечивый механизм ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., Юрид. л-ра, 1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст.1447- 2001. № 7. Ст. 607- 2001. № 51. Ст. 4824- 2004. № 24. Ст. 2334.
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст. 1- 2001. № 51. Ст. 4825- 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2698- 2006. № 12. Ст. 1321.
  4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» //Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 1992, № 30, ст. 1792- Собрание законодательства РФ, 1995, № 26, ст. 2399- 2006. № 14. Ст. 1398.
  5. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822- 2004. № 25. Ст. 2484- 2004. № 33. Ст. 3368- 2006. № 7. Ст. 689.
  7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1998, №.51, ст. 6270- 2004. № 15. Ст. 2481- 2004. № 35. Ст. 3607.
  8. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О прокуратуре Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 7. Ст. 848- № 47. Ст. 5020- 2000. № 2. Ст. 140. 2003. № 22. Ст. 2112- 2005. № 44. Ст. 3673.
  9. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» //Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950- 2002. № 12. Ст. 1093- 2002. № 30. Ст. 3029: 2003. № 26. Ст. 2574- 2003. № 50. Ст. 4855. 2005. № 27. Ст. 2894.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. //Собрание законодательства РФ, 2001, № 1, ч. 1, ст. 1: 2002. № 23. Ст. 2103- 2003. № 44. Ст. 4262- 2004. № 35. Ст. 3608- 2005. № 38. Ст. 3735- 2006. № 19. Ст. 3122.
  11. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 11, ст. 1022- 2006. № 12. Ст. 2314.
  12. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. ст. 3012- 2003. № 28. Ст. 2893- 2004. № 34. Ст. 3534- 2006. № 11. Ст. 2136.
  13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. ст. 4532. 2003. № 26. Ст. 2571- 2004. № 35, Ст. 3691. 2006. № 32. Ст. 4127.
  14. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992 1996- 1997−1998- 1999- 2000- 2001- 2002. — М., Юрист, 1997−2003.
  15. Конституция Чеченской Республики от 23 марта 2003 г. //Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  16. Закон Республики Адыгея от 21 ноября 2001 г. «О Конституционном Суде Республики Адыгея» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  17. Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  18. Закон Республики Бурятия от 25 октября 1994 г. (с поел. изм. и доп.) «О Конституционном Суде Республики Бурятия» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  19. Закон Республики Дагестан от 25 апреля 1996 г. (с поел. изм. и доп.) «О Конституционном Суде Республики Дагестан» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  20. Конституционный закон Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 г. «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» //Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 ноября 1997 г. «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  22. Закон Республики Карелия от 7 июля 2004 г. «О Конституционном Суде Республики Карелия» //Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  23. Закон Республики Коми от 31 октября 1994 г. (с поел. изм. и доп.) «О Конституционном Суде Республики Коми» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  24. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. (с поел. изм. и доп.) «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  25. Закон Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 1992 г. (с поел, изм. и доп.) «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  26. Закон Республики Северная Осетия Алания от 30 ноября 2001 г. «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия — Алания» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  27. Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. (в ред. От 21 октября 2003 г.) «О Конституционном Суде Республики Татарстан» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  28. Закон Республики Тыва от 30 ноября 1999 г. (с поел. изм. и доп.) «О Конституционном Суде Республики Тыва» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  29. Закон Красноярского края от 27 апреля 1999 г. (с поел. изм. и доп.) «Об Уставном Суде Красноярского края» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  30. Закон Иркутской области от 1 июня 2000 г. «Об Уставном Суде Иркутской области» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  31. Закон Калининградской области от 2 октября 2000 г. «Об Уставном Суде Калининградской области» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  32. Закон Курганской области от 30 июня 2000 г. «Об Уставном Суде Курганской области» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  33. Закон Свердловской области от 6 мая 1997 г. (с поел. изм. и доп.) «Об Уставном Суде Свердловской области» // Консультант-плюс,
  34. Закон Тюменской области от 27 ноября 1997 г. «Об Уставном Суде Тюменской области» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  35. Закон Тюменской области от 13 января 2001 г. «О приостановлении действия закона Тюменской области «Об Уставном Суде Тюменской области» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  36. Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 г. «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  37. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 11 сентября 1997 г. (с поел. изм. и доп.) «Об Уставном Суде Ханты-Мансийского автономного округа» // Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  38. Конституционный закон Чеченской Республики от 24 мая 2006 г. «О Конституционном Суде Чеченской Республики //Консультант-плюс, декабрь 2006 г.
  39. Регламент Конституционного Суда Республики Тыва от 21 июля 2003 г. // Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации //Дайджест оперативной информации. 2005. № 7. Ч. 1.
  40. С. А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: нерешенные проблемы //Вестник Конституционного суда, 1997. № 2.
  41. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., РЮИД «Садко», 2000.
  42. М. П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность //Государство и право. 2005. № 6.
  43. Актуальные проблемы конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах Российской Федерации // Всероссийская научно-практическая конференция //Вестник Уставного Суда Калининградской области. 2004. № 1 2.
  44. Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства /Сб. науч. трудов. Казань, Офсетсервис, 2006.
  45. В. И. Защита прав и свобод в конституционном судопроизводстве //Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период /Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. М., 2003.
  46. В. И. Конституционный контроль в деятельности судов общей юрисдикции // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период /Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. М., 2003.
  47. В. И. Правовая природа актов судебного правотворчества //Журнал российского права. 2006. № 10.
  48. В. И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., Рос. акад. правосудия, 2006.
  49. В. Г. Проблемы обеспечения единства российского правового пространства //Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 4.
  50. М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., Инфра-М., 1996.
  51. М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ //Государство и право. 2006. № 1.
  52. А. А. Тезисы доклада «О проекте закона Санкт-Петербурга «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Приложение «Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 26 июня 1997 г. № 7.
  53. А. А. Избранныбе работы 90-х годов по конституционному праву. СПб, Юридический центр Пресс, 2003.
  54. В. К. Проблемы правового регулирования статуса уставного суда субъекта Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  55. В. К. Законодатели Свердловской области пытаются ослабить независимость Уставного суда //Российская юстиция. 2002. № 10.
  56. В. К. Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике //Российская юстиция. 2003. № 3.
  57. В. К. Некоторые аспекты совершенствования закона «О Конституционном Суде Республики Карелия //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации //Дайджест оперативной информации. 2004. № 10.
  58. В. К., Митюков М. А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. М., Акад. труда и соц. отн., 2004. Ч. I II.
  59. Н. А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права //Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1993. № 3.
  60. А. Д. Опасность негативного правотворчества //Право и политика. 2000. № 9.
  61. Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав и свобод человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., Юстицинформ, 2005.
  62. О. В. Некоторые проблемы становления органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2002. № 1.
  63. О. В. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы //Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3.
  64. М. Развитие законодательства об уставных судах //Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации: концепция и проблемы реализации. СПб., Изд-во СЗАГС, 2005.
  65. А. М. «Двойное» конституционное правосудие: ненужная роскошь или насущная необходимость? //Вестник Уставного Суда Санкт-Петербурга. 2002. № 2.
  66. К. А. Взаимоотношения органов государственной власти и судебных органов в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Бурятия) //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
  67. В. А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. М., Ин-т права и публичной политики, 2005.
  68. Н. В. Конституционное правосудие в России (1991 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., «Городец-издат», 2001.
  69. Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., Юрист, 2005.
  70. В. А. Определения Конституционного Суда Российской Федерации: особенности юридической природы. М., Норма, 2005.
  71. Н. С., Хабриева Т. Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М., Норма, 2005.
  72. Ю. В. Проблемы исполнения решений органов конституционной юстиции //Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации: концепция и проблемы реализации. СПб., Изд-во СЗАГС, 2005.
  73. Г. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права //Конституционное правосудие в посткоммунистических странах /Сб. докладов Международной конференции. М., 1999.
  74. Гаджиев Г. Ratio decidendi в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации //Конституционное правосудие. 1999. № 2.
  75. Г. А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000 2002 годов) //Журнал российского права. 2003. № 1.
  76. Г. А., Кажлаев С. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период /Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. М., 2003.
  77. В. В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М., Норма, 1999.
  78. В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., Янус-К, 2000.
  79. В. В. Расширение компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Право и политика. 2004. № 11.
  80. В. В. Необходимость судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации //Представительная власть. 2005. № 1−2.
  81. Гошуляк В, В., Ховрина JI. Е., Геворкян Т. И, Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., Альфа-М, 2006.
  82. Н. В. Практика учреждения конституционных (уставных) судов субъектов РФ //Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Екатеринбург, 2003.
  83. С. К. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (организационно-правовые аспекты) //Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб, 1999.
  84. . В. Организация и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
  85. В. Н. Конституционное правосудие гарантия конституционной законности и правопорядка //Вестник Конституционного Суда Республики Татарстан. 2005. № 1.
  86. И. Г. Юридические особенности постановлений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Научные труды РАЮН. 2005. № 5.
  87. Д. М. Некоторые проблемы становления региональной конституционной юстиции //Российский юридический журнал. 2001. № 4.
  88. Д. М. Некоторые особенности нормативной базы института региональной конституционной юстиции //Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Екатеринбург, 2003.
  89. И. А. Роль конституционных судов в осуществлении конституционного контроля в республиках Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  90. В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса //Российская юстиция. 2003. № 4.
  91. В. Некоторые вопросы нормативного регулирования создания и полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Власть. 2006. № 7.
  92. Е. Е. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  93. Г. А. Разграничение компетенции между конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и судами общей и арбитражной юрисдикции //Вестник Уставного суда Свердловской области.2003. № 3.
  94. В. И. К вопросу об окончательности решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Конституционная юстиция в Российской Федерации /Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  95. В. И. К вопросу исполнения решений Уставного суда Свердловской области //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации /Дайджест оперативной информации. 2003. № 5.
  96. А. А. Конституционная юстиция в Германии и России: сравнительно-правовой анализ //Российский юридический журнал. 2002. № 3.
  97. В. В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права //Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  98. В. В. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права //Журнал российского права. 2006. № 11.
  99. В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации //Журнал российского права. 2004№ 12.
  100. А. М. Исполнение решений конституционных судов: вопросы теории и практики. (На материалах постсоциалистических государств) //Автореф. дис.канд. юрид. наук. Томск, 2006.
  101. К. Конституционный контроль в системе судебной власти //Правовые проблемы укрепления российской государственности /Сбю статей. Часть 17. Томск, 2004.
  102. А. И. Единство в многообразии //Журнал российского права. 2001. № 1.
  103. Е. А. Механизм реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук, Челябинск, 2004.
  104. А. А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. М., Межд. отношения, 2004.
  105. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., Юрист, 2005.
  106. А. Н. Законодательство о конституционном (уставном) правосудии в субъектах Федерации: вопросы совершенствования //Российский юридический журнал. 2001. № 4
  107. А. Н. Решения конституционных (уставных) судов как источник права //Конституционная юстиция в Российской Федерации //Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  108. Колесников Е, В. Источники российского конституционного права. Саратов, СГАП, 1998.
  109. Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации: концепция и проблемы реализации. СПб., Изд-во СЗАГС, 2005.
  110. Конституционное право субъектов Российской Федерации /Отв. ред. В. А. Кряжков. М., ООО «Городец-издат». 2002.
  111. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации /Отв. ред. М. А. Митюков. М., Юрид. л-ра, 1997.
  112. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации //Отв. ред. Митюков М. А. М., Зерцало, 1999.
  113. Конституционные права и свободы человека и гражданина как высшая ценность демократического правового государства //Сб. научно-практ. статей. Тирасполь, 2005.
  114. Конституционные проблемы современного российского судоустройства и судопроизводства //Материалы науч-практ. конф. /Отв. ред. М. С. Саликов, Екатеринбург, УрГЮА, 2006.
  115. Конституционный судебный процесс /Отв. ред. М. С. Саликов. М., Норма, 2003.
  116. Г. В. Допустимость обращений граждан в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации //Российский судья. 2004. № 11.
  117. В. В. Юридическая природа конституционных судов земель Германии //Правовые проблемы укрепления российской государственности /Сб. статей. Часть 17. Томск, 2004.
  118. В. В. Конституционные суды земель Германии //Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2004.
  119. В. А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999.
  120. В. А. Прокурор Красноярского края против краевого законодательного собрания //Российская юстиция. 2001. № 10.
  121. В. А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации /Дайджест оперативной информации. 2004. № 2.
  122. В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., БЕК, 1998.
  123. О. Н. О месте правовых позиций Конституционного Суда РФ в правовой системе России //Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 23 /Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ, 2005.
  124. О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: теоретические основы и практика реализации судами России. М., Формула права, 2006.
  125. О. В. Особенности реализации принципов конституционного судопроизводства //Автореф. дис.канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.
  126. О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., Юрист, 2002.
  127. В. В. Проблемы исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации Государственной Думой //Исполнение решений конституционных судов /Сб. докладов 4-го Международного форума по конституционному правосудию. М., 2003.
  128. Л. В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права //Журнал российского права. 1997. № 3.
  129. Л. В. Проблемы судебного нормоконтроля в решениях Конституционного Суда Российской Федерации //Российская юстиция. 2001. № 2.
  130. JI. В. Правовые позиции Конституционного суда России. M., Издательский дом «Городец" — «Формула права», 2003.
  131. А. А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Ученые записки. СПб., Изд-во СПб ун-та, 2001. Вып. 7.
  132. А. А. Проблемы создания и функционирования органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации //Ученые записки юридического факультета. СПб., Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  133. Д. А. Проблемы юридической ответственности. СПб, Юр. центр «Пресс», 2003.
  134. Т. А. Дискуссии об учреждении конституционного (уставного) суда в субъектах Российской Федерации //Правовые проблемы укрепления российской государственности /Сб. статей. Часть 17. Томск, 2004.
  135. М. Конституционная юстиция в США //Мир юстиции. 2003. № 4.
  136. М. Л. Американская и европейская модели конституционного судебного контроля: сравнительно-правовой анализ //Конституционная юстиция в Российской Федерации /Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  137. В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ ДАНА, 2002.
  138. В. А. Можно ли в судах общей юрисдикции оспаривать конституции и уставы субъектов Российской Федерации? //Совет Федерации и конституционные процессы в России. 2003. № 2.
  139. Н. В. Конституционное правосудие в системе российского федерализма //Материалы конференции. Ростов-на-Дону, Б. и., 2005.
  140. M. Н. Источники права. М., Проспект, 2005.
  141. Материалы Всероссийского совещания «Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. М., Старая площадь, 1999.24 декабря.
  142. Д. H. Роль судов в обеспечении развития Конституции Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации //Конституционное правосудие. 2004. № 2.
  143. О. Б. Современные тенденции и перспективы оптимизации конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.
  144. Материалы Консультативного совета председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации /Дайджест оперативной информации, 2001, № 2.
  145. М. А. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения //Российская юстиция. 2000. № 3.
  146. М. А. К истории региональной конституционной юстиции в России //Конституционная юстиция в Российской Федерации /Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  147. М. А. О некоторых малоизвестных сюжетах генезиса отечественного конституционного правосудия // Конституция Российской
  148. Федерации и развитие законодательства в современный период /Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. М., 2003.
  149. Т. Г. Разграничение компетенции между Конституционным судом и другими судами Российской Федерации //Вестник Конституционного суда РФ. 1997. № 7.
  150. Т. Г. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и соотношение конституционного судопроизводства в РФ на федеральном и региональном уровнях //Судебная власть. М., ООО «ТК Велби», 2003.
  151. Ф. X. О практике создания и проблемах законодательного регулирования деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ //Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2003. № 1.
  152. С. X. Конституционное правосудие в Республике Татарстан //Право и жизнь. 2003. № 1.
  153. С. X. Стабильность и развитие Конституции: роль Конституционного Суда в их обеспечении //Конституционное правосудие. 2004. № 2.
  154. В. В. Совершенствование нормоконтроля задача российских судов //Российский юридический журнал. 2003. № 1.
  155. С. И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации //Государство и право, 2005. № 8.
  156. С. Э. О возможном дальнейшем совершенствовании системы конституционного правосудия в России //Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2003. № 1.
  157. С. Э. Правовые основы организации и деятельности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации //Конституционная юстиция в Российской Федерации /Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  158. С. Э. Проблемы развития конституционной юстиции в Российской Федерации //Конституционные чтения /Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Ч. 1. Саратов, 2003.
  159. С. Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург, УрГЮА, 2004.
  160. С. Э. О необходимости нормативного регулирования вопросов конституционного судебного конроля в субъектах Российской Федерации //Ученые записки юридического факультета. Вып. 5. СПб., Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
  161. Т. Н. К вопросу об источниках права судебном прецеденте и доктрине //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 5.
  162. О состоянии конституционной законности в Республике Татарстан: деятельность Конституционного Суда (за период с 2000 по 2004 гг.). Казань, Б.и., 2005.
  163. . И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. 1990 2000. М., «ИКЦ «МарТ», 2001.
  164. . И. Разграничение юрисдикций конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции и процессуальное законодательство Российской Федерации 2002 года // Конституционная юстиция в Российской Федерации /Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  165. . И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). Ростов на — Дону, Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
  166. А. И. Взаимодействие конституционных (уставных) судов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации //Вестник Уставного суда Свердловской области. 2003. № 1.
  167. С. Г. К вопросу о статусе конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.
  168. С. Г. Порядок формирования конституционных (уставных) и мировых судов в субъектах Российской Федерации (сравнительный анализ) //Государство и право. 2006. № 5.
  169. Е. М. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в практике Конституционного Суда Республики Карелия //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации //Дайджест оперативной информации. 2004. № 10.
  170. Е. М. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в практике конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006.
  171. Д. Ш. Институт конституционного контроля и охрана конституционной законности в Республике Дагестан: вопросы истории, теории и практики. Махачкала, ДГУ, 2003.
  172. С. Е. Уставное правосудие как гарантия политико-правовой стабильности субъектов Российской Федерации //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации /Дайджест оперативной информации. 2003. № 4.
  173. С. Е. К вопросу о возможном объеме полномочий Уставного Суда Тюменской области //Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации /Дайджест оперативной информации. 2003. № 4.
  174. Е. С. Уставное правосудие как гарант политико-правовой стабильности субъектов Российской Федерации//Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации /Дайджест оперативной информации. 2004. № 7.
  175. Е. С. Причины задержки развития уставного правосудия в сложносоставных субъектах Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.
  176. Е. С. Конституционно-правовые основы уставного правосудия в сложносоставных субъектах Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.
  177. Права человека и конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Российской Федерации /Науч. практ. конф. //Вестник Уставного Суда Санкт-Петербурга. 2004. № 2.
  178. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Татарстан //Вестник Конституционного Суда Республики Татарстан. 2003. № 3.
  179. Правовые позиции Уставного Суда Свердловской области в постановлениях 1998 2004 годов) //Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2005. № 1.
  180. Т. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., Закон и право, 2006.
  181. Разделение властей /Отв. ред. М. Н. Марченко. М., Изд-во МГУ, 2004.
  182. Розмари Билль. Практика конституционных судов Германии по избирательным делам //Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1.
  183. О. В. К вопросу о понятии правовой природе правовых позиций Конституционного Суда РФ //Государство и право. 2000. № 7.
  184. А. И. Участие судов общей юрисдикции в обеспечении верховенства Конституции Российской Федерации //Вестник саратовской государственной академии права. 2004. № 1.
  185. М. С. Конституционное судебное процессуальное право подотрасль конституционного процессуального права //Конституционная юстиция в Российской Федерации /Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  186. А. С. К вопросу о целесообразности продолжения процесса формирования уставной юстиции в субъектах РФ (по материалам Сибирского региона) //Государственно-правовое развитие Сибири /Материалы научн.-практ. конф. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2003.
  187. В. А. Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации //Юридический мир. 2000. № 9.
  188. Судебная власть /Под ред. И. Л. Петрухина. М., ООО «ТК Вел-би», 2003.
  189. В. В. Процессуальное взаимодействие Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в сфере конституционного правосудия //Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2003. № 1.
  190. И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., Дело, 1998.
  191. С. Р. О деятельности Уставного Суда Калининградской области за 2004 год и за январь июль 2005 года //Вестник Уставного Суда Калининградской области. 2005. № 3 — 4.
  192. В. М. Развитие и совершенствование правовой основы деятельности Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) //Вестник Конституционного Суда Республики Саха (Якутия). 2004. № 1.
  193. В. М. Проблема взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления в решениях Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) //Вестник Конституционного Суда Республики Саха (Якутия). 2005. № 2.
  194. Т. Я. Правовая охрана Конституции. Казань, Изд-во КГУ, 1995.
  195. Ю. Г. Конституционное (уставное) законодательство субъектов РФ в системе законодательства РФ //Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Екатеринбург, 2003.
  196. А. М. Некоторые вопросы конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации //Вестник Уставного суда Свердловской области. 2003. № 1.
  197. А. М. Об организации и деятельности органа конституционной юстиции в Республике Северная Осетия Алания //Вестник Конституционного Суда Республики Северная Осетия — Алания. 2004. № 1.
  198. А. М. Цели и задачи конституционных (уставных) судов и вопросы их формирования //Вестник Конституционного Суда Республики Северная Осетия Алания. 2004. № 1.
  199. А. М. Судебная путаница продолжается //Вестник Уставного Суда Санкт-Петербурга. 2004. № 1.
  200. С. Н. Конституционно-правовой статус Республики Карелия. СПб, Юр. центр Пресс, 2003.
  201. В. Е. Закон как источник права //Источники права /Сб. статей. М., Наука, 1985.
  202. В. Е. Государствоведение. М., Юрист, 1999.
  203. В. Е. Современное государство. М., Межд. отношения, 2001.
  204. В. Е. Судебная власть в системе разделения властей //Судебная власть России: история, теория, практика /Сборник статей по материалам научно-практической конференции /Отв. ред. О. Н. Булаков. М., Изд-во МосГУ, 2005.
  205. Ю. JI. Конституционный контроль в России. М., 1995.
  206. Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., ИГП РАН, 1998.
  207. . С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
  208. . С. Конституционный Суд Российской Федерации: становление, юридическая природа, правовые позиции /Вступительная статья //Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М., Юрист, 2001. Т. 1.
  209. . С., Краснорядцев С. Л., Левакин И. В., Радченко В. И. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М., Экономика, 2005.
Заполнить форму текущей работой