Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Государственное регулирование продовольственного рынка: Вопросы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации заключается в следующем: определены основные причины деградации рыночных отношений в экономической системе продовольственного рынка: либерализация цен, уход государства от процесса формирования и регулирования рынка, доминирование теневого сектора экономики, не сопоставимость правовой базы и фактической экономической средыобоснована необходимость принципиально новых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
    • 1. Л. Теоретические основы и экономическая сущность государственного регулирования рыночных отношений
      • 1. 2. Концепция формирования и государственного регулирования продовольственного рынка
      • 1. 3. Мониторинг эффективности государственного регулирования экономической системы продовольственного рынка
  • Глава II. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОДСИСТЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
    • 2. 1. Подсистема государственных интересов, как основа формирования рынка жизненно важных продуктов питания
    • 2. 2. Распределительная подсистема продовольственного рынка
    • 2. 3. Информационное обеспечение формирования и функционирования продовольственного рынка
  • Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
    • 3. 1. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка. j 3.2. Формирование товарного и финансового обращения на продовольственном рынке
    • 3. 3. Формирование стабилизационных инструментов регулирования продовольственного рынка
  • Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
    • 4. 1. Экономические регламенты формирования моделей регулирования продовольственного рынка
    • 4. 2. Совершенствование механизмов координации формирования и развития экономической системы продовольственного рынка
    • 4. 3. Модель «Социальное кольцо» как эффективный механизм обеспечения продовольственной и социальной политики

Государственное регулирование продовольственного рынка: Вопросы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы, происходящие в рыночной среде, всегда были в центре внимания экономической науки. Смена политической и экономической формаций в России вызвало резкое сокращение объемов производства отечественного продовольствия, а как следствие, зависимость от импортных поставок. Продовольственный рынок является стратегической экономической системой ввиду своего влияния как на многие отрасли народного хозяйства, так и на социальную стабильность общества в целом. Социальная направленность продовольственного рынка предопределяет особую ответственность государства за эффективность функционирования этого сектора народного хозяйства. Кризисные явления 1998 г. наглядно продемонстрировали очевидное банкротство экономической точки зрения об эффективности механизмов рыночной саморегуляции в отрыве от государственного регулирования.

Замещение отечественной продукции импортным продовольствием поставило страну на грань глобальной социальной катастрофы. Большая часть населения России, составляющая обедневший электорат, не имеет доступа к минимальному набору продовольствия. В этой связи возникает объективная необходимость формирования новой продовольственной политики, основанной на ответственности государства за обеспечение продовольственной безопасности страны. Формирование экономических основ государственного регулирования продовольственного рынка России, нашедшее свое отражение в настоящем исследовании, ставит его в разряд актуальных. Разбалансиро-ванность экономических интересов участников цепи производства и распределения продовольствия предопределяет необходимость в обосновании и выработке предложений по организационно-экономическому построению экономической системы продовольственного рынка с участием государства. Такие задачи исследования диктуют необходимость проанализировать не только макроуровневые подходы к формированию современного эффективного рыночного механизма с элементами государственного регулирования, но и предложить инструменты приведения рыночной ситуации в стране от деструктивного разрушительного к системно развивающемуся состоянию.

Вот почему исследование, посвященное анализу процесса формирования и регулирования продовольственного рынка России, разработке четкой научно-обоснованной стратегии его структурных преобразований представляет собой самостоятельный объект научных изысканий.

В последние годы предпринимаются попытки построения модели продовольственного рынка страны на основе зарубежных образцов. Такой подход оказался малоэффективным, так как Россия попала в чрезвычайную, неординарную экономическую и социальную ситуацию, предполагающую поиск собственного пути развития. В этой связи, становится крайне актуальным разработка теории государственного регулирования продовольственного рынка. Дефицит финансовых ресурсов ставит проблему этапирования действий государства по формированию и регулированию рынка продовольствия.

Следует отметить, что теневой сектор экономики в России превратился из некогда редкого явления в значительную экономическую силу, не замечать и не учитывать которую уже нельзя. Поэтому представляется крайне своевременным совершенствование экономического механизма регулирования продовольственного рынка без отрыва от реально складывающейся ситуации. Такой подход предполагает расчленение единой системы продовольственного рынка на подсистемы для углубленного исследования процессов, происходящих не только на макроуровне, но и на уровне построения моделей взаимодействия экономических субъектов в отдельных подсистемах.

Несмотря на очевидность важнейшей роли процесса государственного регулирования продовольственного рынка для поддержания жизнедеятельности экономики всей страны в позитивном режиме развития, проблема эта иногда трактуется экономистами как возврат к государственному диктату и покушение на рыночные демократические завоевания. Подобные подходы уводят проблему государственного регулирования из экономической сферы в сферу политической демагогии. При этом забывается главная цель экономических преобразований — обеспечение высокого уровня жизни граждан страны. Необходимость определения направлений государственного регулирования через призму решения социальных проблем общества является еще одной важной актуальной задачей исследования.

Теоретическими и методологическими вопросами регулирования продовольственного рынка в условиях плановой экономики в дореформенный период уделялось много внимания. Регулирование продовольственного рынка органично вписывалось в теорию социалистического управления народным хозяйством. К числу первых экономистов, обозначивших необходимость целевого подхода к управлению и использовавших статистические модели для выявления закономерностей экономического развития, относятся Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, С. Г. Струмилин, Л. В. Кантарович, А. В. Немчинов, Н. П. Федоренко, А. И. Анчишкин и многие другие ученые. Большой вклад в развитие подходов к проблемам экономической и продовольственной безопасности, развитию рыночной торговой инфраструктуры продовольственного рынка вносят ученые в области экономики торговли и логистики — Л. А. Брагин, А. Н. Воронов, Е. Т. Гребнев, Н. Я. Иоффе, Б. В. Мусатов, А. И. Покровский, Б. А. Соловьев и другие.

Успехами в разработке отдельных направлений аграрной политики регулирования рынка производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия отличаются В. П. Алферьев, В. Р. Боев, В. А. Добрынин, А. Ф. Серков, И. Г. Ушачев, Д. В. Вермель, Г. И. Шмелев, В. И. Назаренко, Д. Б. Эпштейн и др.

Вместе с тем мало изучен продовольственный рынок как сложная экономическая система, объединяющая единый процесс производства, торговли, потребления и государственное регулирование во взаимосвязи с социальной его ориентацией. Не сложилась научно обоснованная концепция государственного регулирования продовольственного рынка России. Возникла необходимость разработки комплексного механизма государственного регулирования продовольственного рынка как единой экономической системы.

Целью работы является решение научной проблемы, связанной с обоснованием и доказательством необходимости формирования и государственного регулирования продовольственного рынка России на основе применения эффективных экономических механизмов и моделей.

Объективные границы исследования, связанные с ограниченными возможностями индивидуального исследователя временными факторами и разрозненностью исходной информации по весьма сложной проблеме формирования и государственного регулирования продовольственного рынка России, обусловили выбор задач данной работы:

— исследовать теоретические основы и объективную сущность государственного регулирования;

— уточнить понятийный аппарат государственного регулирования продовольственного рынка;

— разработать концептуальные основы государственного регулирования продовольственного рынка;

— систематизировать объекты исследования продовольственного рынка через анализ отдельных экономических подсистем;

— совершенствование организационного и экономического механизмов формирования и государственного регулирования продовольственного рынка;

— разработка предложений по совершенствованию экономических регламентов государственного регулирования продовольственного рынка;

— разработка предложений по совершенствованию инфраструктуры продовольственного рынка;

— разработка моделей государственного регулирования продовольственного рынка.

Объектами исследований явились экономическая система и подсистемы продовольственного рынка, механизмы взаимодействия экономических субъектов рынка по всей технологической цепи производства и распределения продовольствия.

Предметом исследования является система экономических отношений экономических субъектов и государства при формировании и регулировании экономической системы продовольственного рынка.

Методика исследования базируется на использовании достижений отечественной и зарубежной науки.

Методологическую основу диссертации составляют: системный подход к исследованиям, принципы целевого управления в экономике, методы диалектического познания, экономического прогнозирования, моделирования, монографический, расчетно-конструктивный, сравнения, экспертный и другие.

Информационной базой исследования являются плановые, отчетные и статистические материалы Госкомстата СССР и Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального обеспечения Российской Федерации, постановления, решения, и нормативные документы органов управления СССР и Российской Федерацииотчеты ВНИЭСХ и Аграрного института РАСХНматериалы ФАО, ОЭСР, Министерств сельского хозяйства США, Испании, Италии, Франции, собранные автором в зарубежных стажировкахрасчеты автора.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: определены основные причины деградации рыночных отношений в экономической системе продовольственного рынка: либерализация цен, уход государства от процесса формирования и регулирования рынка, доминирование теневого сектора экономики, не сопоставимость правовой базы и фактической экономической средыобоснована необходимость принципиально новых подходов к формированию и государственному регулированию продовольственного рынка через социальное обеспечение населения жизненно важными продуктами питания и разделение рынка продовольствия на рынок государственных интересов и либеральный рынокразработаны теоретические основы формирования экономической системы продовольственного рынкаразработан понятийный аппарат и классификация экономических подсистем продовольственного рынкаразработаны основы теории средообразования во взаимосвязи с процессом формирования и государственного регулирования продовольственного рынкаразработаны концептуальные подходы к формированию и государственному регулированию продовольственного рынкаразработаны показатели состояния экономической системы продовольственного рынкаобоснована необходимость государственного формирования и регулирования подсистем государственных интересов, продуктовых подсистем жизненно важных продуктов, распределительных систем продовольственного рынкаразработана классификация распределительных системобоснована роль биржевого механизма на примере зерновой биржи в формировании рыночных отношенийразработаны предложения по формированию и регулированию основных подсистем государственного регулирования продовольственного рынка: государственных интересов, продуктовых, распределительных подсистемразработаны экономические регламенты обеспечения процесса государственного регулирования продовольственного рынкапредложены меры по совершенствованию экономического механизма формирования и государственного регулирования продовольственного рынкаразработаны модели функционирования Национального Фонда развития инфраструктуры продовольственного рынка и «Социальное кольцо»;

Практическая значимость исследований состоит в разработке моделей формирования и регулирования продовольственного рынка в современных условиях России. Материалы работы были использованы при подготовке проектов ФЗ «Об оптовых продовольственных рынках» (1998 г.), при разработке концепции аграрной политики России 1999;2000 гг., концепции регулирования продовольственного рынка 1999;2000 гг., подготовке проекта протокольного решения Правительства России по вопросу государственного регулирования рынка зерна, решений межведомственной комиссии по регулированию потребительского рынка, программы обеспечения продовольствием г. Москвы, нормативных актов, регламентирующих деятельность оптовых продовольственных рынков и т. д.

Теоретические положения и практические рекомендации по теме исследования опубликованы в 35 научных работах общим объемом авторского текста 34 печатных листа, в том числе в трех монографиях — «Регулирование продовольственного рынка» (1999 г., 5,81 п.л.), «Государственное регулирование продовольственного рынка. Модель „Социальное кольцо“» (2000 г., 7,8 п.л.) и «Государственное регулирование продовольственного рынка. Вопросы теории и практики.» (2000 г., 15 п.л.). Разработанные автором нормативные документы утверждены Правительством Российской Федерации и Межведомственной комиссией по организации оптовых продовольственных рынков и опубликованы в Библиотечке Российской газеты, выпуски № 17, 1997;1998 гг. и № 10, 1998 г.

Диссертация объемом 294 страниц машинописного текста состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 135 наименований, содержит 7 таблиц, 25 рисунков, 1 диаграмма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Опыт России в осуществлении рыночных преобразований 90-х годов свидетельствует о том, что упрощенческие подходы к рынку как самореализующейся системы привел страну к деградации промышленности и производственных отношений, социальным катаклизмам. Необходимо пересмотреть вектор развития экономического хозяйства страны в направлении создания социально ориентированной экономики, которая в наибольшей степени соответствует факторам состояния экономической среды. Экономические системы развитых стран на современном этапе представляют собой сложную систему взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, регулируемых государством. Свободные рыночные отношения, как правило, вступают в противоречия с социальной политикой государства. В этой связи мы делаем вывод о необходимости четкого раздела экономического хозяйства страны на рынок государственных интересов и либеральный рынок.

2. Наличие теневого рынка обуславливает необходимость создания особых регламентов глубокого вмешательства государства через создание закрытых, замкнутых моделей функционирования рынка государственных интересов. Уникальные условия России связаны с доминантой социально-незащищенных слоев населения и спецпотребителей по отношению к его общей численности, что дает возможность использовать рынок государственных интересов как «локомотив», позволяющий вытащить экономическое хозяйство страны на качественно новый уровень. Рынок государственных интересов является тем звеном большой цепи экономических моделей, влиять на которую есть функциональная обязанность государства.

3. Государственное регулирование осуществляется через правовые, административные и экономические регуляторы. В зависимости от ресурса той или иной страны, выбираются пропорции использования данного арсенала методов. В условиях России, когда финансовый ресурс государства очень слаб, а теневой рынок проник во все сферы экономического хозяйства страны, мы делаем вывод, что на данном этапе необходимо использовать преимущественно правовые и административные регуляторы.

4. Важнейшей методологической ошибкой проведения реформ в России является смешение различных по своей природе процессов воздействия на экономическую систему — формирование и регулирование. Мы предлагаем отделить эти два процесса, придав каждому из них свой арсенал инструментариев, который будет опираться на реальное состояние экономической среды. Процесс формирования требует конкретных действий государства, как на макро, так и на микро уровнях с использованием правовых и административных ресурсов с целью эффективного средообра-зования для быстрого достижения состояния базовой среды, при котором возможен процесс государственного регулирования. Процесс государственного регулирования представляет собой лишь настроечные мероприятия государства по поддержанию базовой среды в состоянии устойчивого развития.

5. Формирование и регулирование продовольственного рынка упрощенчески определяют как набор механизмов государственного вмешательства в экономические отношения субъектов рынка. При этом забывается, что центральным звеном любой экономической системы является социум или человек, который способен, желает или не желает участвовать в предлагаемых экономических преобразованиях. Кроме того, мы считаем необходимым разделять всех участников экономического процесса на различные мотивационные группы, адаптируя при этом к ним экономические модели. Для России такой подход крайне актуален, так как прямое заимствование экономических механизмов регулирования рынка от западных прогрессивных экономик привело к негативным последствиям.

6. Для выработки эффективных механизмов и моделей предлагается на примере экономической системы продовольственного рынка, как системы стратегических интересов России, разделить продовольственный рынок на подсистемы с выработкой адаптированных механизмов эффективного воздействия на них.

7. Рассматривая государственное регулирование как соблюдение и поддержание баланса интересов между экономическими субъектами, участниками процесса производства, распределения и потребления жизненно важных продуктов питания, мы предлагаем осуществлять процесс формирования продовольственного рынка во взаимосвязи всей технологической цепочки товарного и финансового производства, обращения и потребления.

8. Для быстрого выхода из кризиса предлагается внедрить на территории России модель «Социальное кольцо», как единую социально — экономическую модель формирования и регулирования рынка государственных интересов, не требующую больших затрат и экономических ресурсов страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». Экономика и жизнь. 1994. № 25.
  2. Указ Президента РФ «О свободе торговли». Ведомости съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ". 1992. № 6.
  3. Указ Президента РФ от 3 июня .1996 г., Х°803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  4. Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 2000 годы: Постановление Правительства РФ. Рос. газ. 1996. 14 августа.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».
  6. С.Ю. Эволюция рыночных отношений в России. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та экономики и финансов, 1994.
  7. Аграрный сектор США в конце ХХ-го века. Под ред. д.э.н. Черня-кова Б.А. РАН, Институт США и Канады, М., 1997.
  8. Агрообзор. Еженедельное издание фирмы «ОГО». 1996−1998, № 1
  9. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998.
  10. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  11. С.П. Теория перехода к рынку. М.: Аргус, 1995.
  12. В.Р. Методы экономических исследований в агропромышленном производстве. — М., Россельхозакадемия, 1999.
  13. М.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990.
  14. И.К. Население и товарооборот: тенденции и взаимосвязи. М.: Статистика, 1990.
  15. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело ЛТД», 1994.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  17. A.M. Отечественный рынок зерна в 1997 г. Бюллетень Зернового Союза, № 2, 1998.
  18. С .Я., Чухно А. А. Регулирование рыночного механизма в странах Западной Европы. — Киев, 1992.
  19. Л.А. Экономическое регулирование сферы массового питания в условиях формирования рыночных отношений: Дис.. д-ра экон. наук. М., 1991.
  20. Л.А. «Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения». М., 1996.
  21. Ф. Динамика капитализма. Смоленск, Полиграмма.1993.
  22. А.В. Экономическая теория на пороге XXI века. -Санкт-Петербург, Петрополис, 1996 г.
  23. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА-М, 1997.
  24. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. — М.: Мысль, 1991.
  25. Р.И. Питание и здоровье. М.: Медицина, 1990.
  26. А.Х., Грей Ч.У.Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Прогресс «Универс», 1995.
  27. Дж. К. Экономическая теория и цели общества. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.
  28. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  29. А.В. Опыт и проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства. Екатеринбург, 1998.
  30. Госкомстат. Социально-экономическое положение России. 1999 г.
  31. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)/ Под ред. Ю. Ф. Воробьева. — М.: ИЭ РАН, 1996.
  32. Е.Т. «Организационно-экономические основы рыночного механизма». Учебное пособие. М., 1998.
  33. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект) М.: ИНФРА-М. 1997.
  34. А.И., Тарасевич J1.C. Экономическая теория. С.-Петербург, ПИТЕР, 1997.
  35. В., Петров Ю. Индикативное планирование. Росс. Экон. Журнал, 1998. № 6.
  36. В.Ф. Управление торговлей крупного города в новых условиях хозяйствования. СПб.: Изд. СПб. Ун-та экономики и финансов, 1995.
  37. А.Н., Стрелков Е. В. Организация зернового рынка в России. Хлебпродинформ. М., 1996.
  38. Е.Е. Разработка приоритетов аграрной политики России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1997.
  39. Г. П., Мильчакова Н. Н., Теоретическая экономика. Политэкономия. М., ЮНИТИ.
  40. М.М., Иншаков О.В., В.Н.Овчинников. М., ЛОГОС, 1997.
  41. И.В. Рынок зерна в 1997—1998 сельскохозяйственном году. Итоги и перспективы. Апрель 1998. «Арис»
  42. Итоги обследования деловой активности торговых предприятий России. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. М., 1996, 1997.
  43. П. Теория и мировая практика макроэкономической стабилизации: уроки для России. — М.: МТИМО, 1995.
  44. Э. Экономическая статистика и эконометрия. Введение в количественный экономический анализ. Вып. 1. 1997.
  45. В.Г. Биржевой рынок. Страницы истории и становления в современных условиях. М.: РЭАД996.
  46. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1998.
  47. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994.
  48. А.И., Маматказин А. Р., Семин А. Н. Основы теории аграрного рынка. Уральская государственная академия, 1996.
  49. Концепция развития зернового рынка России. Проект. Зерновой союз. М., 1996.
  50. И.Б. Основы моделирования. Имитационные модели рыночной экономики. М.: Рос. экон. акад., 1995.
  51. А. Роль и значение государственного регулирования рынка зерна. М., Хлебопродукты, 1997, № 2.
  52. В. Аграное лобби помогает кому угодно, только не фермерам. Интервью с Е. В. Серовой. Независимая газета, 17.11.98.
  53. Д.В. Экономические чудеса: уроки для России. М: «ОЛМА-пресс», 1994.
  54. Н.А. На пути к конкурентному рынку. -X.: Око, 1993.
  55. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М.: «Дело», 1993.
  56. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. Экономика, М., 1998.
  57. А. Принципы политической экономики. М.: Прогресс, 1984.
  58. О.А. Организационно-экономический механизм продовольственного обеспечения северных территорий: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1999.
  59. В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург: изд-во Урал. ГСХАД993.
  60. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации. — М.: 1992.
  61. .З. Теория организаций. М.:ИНФРА-М, 1998.
  62. Р. Эффективное управление. М.: Финпресс, 1998.
  63. В.И. Проблемы продовольственной безопасности России. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. -М.-Мн.: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  64. Научные основы импортозамещения: На примере импортоза-мещения продукции АПК. З. М. Ильина, И. В. Мирочицкая, Г. П. Остапенко, B.C. Тонкович. -Мн.: БГЭУ, 1999.
  65. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.
  66. Л.Ф. Самоорганизация мягких систем. М.: Экономика, 1992.
  67. P.M. Экономическая теория на пороге XXI века. -СПб., Петрополис, 1996.
  68. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М.: ООО «ДеЛи», 1999.
  69. С.Б. Финансовые аспекты аграрного рынка. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. — М.-Мн.: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  70. Опыт и проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 28−30 мая 1998. Уральская государственная сельскохозяйственная академия, Екатеринбург, 1998.
  71. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России. М., Логос, 1997.
  72. Организационно-экономические основы формирования рынка научно-технической продукции в АПК. ВНИЭСХ, М., 1993.
  73. Ю.М. По пути нового творческого поиска. Экономическая теория на пороге XXI века, С.-Петербург, Петрополис, 1996.
  74. К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары, труд, земля и деньги / / THESIS, 1993.
  75. А.В. Социальные проблемы рыночных отношений. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. — М.-Мн.: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  76. П.И. Координация продовольственного рынка. КГУ. Красноярск, 2000.
  77. Портер Майкл «Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран»: М. Международные отношения, 1993.
  78. В.А. Экономическая теория на пороге XXI века. — СПб, Петрополис, 1996.
  79. Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем / Под ред. А. Е. Когута. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.
  80. Проблемы агропромышленного комплекса России. ГНУ — Ин-формагротех, М., 2000.
  81. Продовольственная индустрия России. / Под ред. В. Н. Сергеева. М., 1998.
  82. Продовольственный рынок России. Методы торгово-закупочного регулирования оптовой и розничной торговли. М., Библиотечка Российской газеты № 10, 1998.
  83. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Системные проблемы России/Рук. авт. колл. Д. С. Львов. — М.:ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  84. Развитие рынка зерна в России. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, 2000.
  85. ., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. М., ИНФРА-М, 1996.
  86. С.М. Безопасность России в многополярном мире. Вестник РАН, 1996, т. 66, № 3. с.201−221
  87. Руководство по биржевому делу. Товарные сделки, ценные бумаги. Пер. с англ. М., ВО «Агропромиздат», 1991.
  88. Русский путь в развитии экономики. Сост. Е. С. Троицкий. М.: Ин-т мир. Лит. РАН, 1993.
  89. А.В., Степанов А. А., Ушвицкий Л. И., Ляпунов Б. Р. Организационные и экономические проблемы развития регионального рынка зерна в переходный период. Курск, 1998.
  90. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Москва, 1−2 июля 1997, Армита Меркетинг, Менеджмент, М., 1997.
  91. Рыночные отношения в агропромышленном комплексе. Мн.- Армита — Меркетинг, Менеджмент, 1997.
  92. П. Экономика. М.:Прогресс, 1992.
  93. А.Ф. Состояние и регулирования продовольственного рынка в России. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М.-Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  94. Е.В. К вопросу о продовольственной безопасности. -Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики.-М.: Московское представительство Ситизенз Нетуорк,№ 1,1996.
  95. В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений. Авто-реф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора экон. наук. СПб., 1997.
  96. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад. 1999 год. Минсельхозпрод РФ. М., 2000.
  97. Состояние перспективы развития рыночных отношений в агропромышленном комплексе. ВНИЭСХ, М., 1997.
  98. Социально-экономическое положение. Госкомстат России. 1999 г.
  99. И. Роль государства в регулировании деятельности АПК // АПК: экономика, управление. № 1. 1996.
  100. Е.В. Проблемы формирования и регулирования современного зернового рынка в России. Теория и практика. — М.: Хлебпродинформ, 1997.
  101. Е.А., Институциональные основы государственной политики на рынке труда в переходный период., автореферат к.э.н., Ростов-на-Дону, 2000.
  102. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития / Под ред. В. А. Мартынова. — М.: ИМЭМО РАН, 1993.
  103. Товары и услуги. Колл. авторов. М., Экономика. 1990.
  104. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. JI.A. Брагина, проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 1997.
  105. Ю.В. Теория управления: Учеб. Курс. М.: Вестник, 1997.
  106. А.В. Россия на пути реформ. М.: «Евразия», 1996.
  107. В.Ф. Методология саморегулирования региональных АПК. М., 1998.
  108. Э.Т. Регулируемость рыночной экономики. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора экон. наук. — Томск, 1996.
  109. И.Г. Аграрная реформа в России и проблемы интеграции АПК в мировой продовольственный рынок: экономико-правовой механизм формирования общего аграрного рынка стран СНГ и присоединение России к ВТО. ВНИЭСХ. Минск, 1999.
  110. И.Г. Российские подходы к развитию интеграционных процессов в АПК стран СНГ. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. — М.-Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  111. P.M. Энциклопедия современного управления. Т.2. М.: ВИПКэнерго, 1992.
  112. А.А. Товарная форма информационных продуктов и услуг. Автореферат дисс. к.э.н. М., 2000.
  113. Дж.Р. Стоимость и капитал. М.:Издат.группа «Прогресс», 1993.
  114. Л.Г. Экономическая теория на пороге XXI века. — СПб., Петрополис, 1996.
  115. Ю.С. Опыт и проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства. Екатеринбург, 1998.
  116. Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России. Международные и внутренние аспекты. Российский институт стратегических исследований. — М., 1995.
  117. Ценообразование на рынке зерна (Американский опыт). Изд-е фирмы «Экспортхлеб», 1997.
  118. С., Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика М., Дело, 1999.
  119. М. Капитализм и свобода, — N. Y.:Chalidze Publications, 1982.
  120. Ч. Факторный анализ продовольственного рынка и его развития в рыночной экономике. Автореферат дисс. к.э.н. Новосибирск, 1999.
  121. Л. Становление рынка хлебопродуктов на основе новых информационных технологий. М., Хлебопродукты, 1995, № 7.
  122. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: Экономика, 1992.
  123. И. Теория экономического развития. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  124. А.А. Рыночные отношения и продовольственная безопасность России. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. — М.-Мн.: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  125. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики / Ред. колл.: Л. И. Абалкин и др. М.: ИЭ, 1995.
  126. К. Эффективная экономика. Шведская модель / Пер. с швед. М.: Экономика, 1991.
  127. Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991.
  128. Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку. С. Петербург, 1993.
  129. А.Е. Зерновой рынок: достижения и проблемы. Бюллетень Зернового союза, № 1 (7). М., 1997.
  130. Export Enhancement Program. FAS-online, USDA. August 1997.
  131. Heibroner R.L. The Wordly Philosophers Pol. N.-Y.: Simon and Schresler. Inc, 1967.
  132. Gregory P.R., Stuart R.C. Comparative Economik Sistems.- Boston: Houghton-Mifflin Comany, 1989.
  133. Pryor F. Property and Industrial Organization in Communist and Capitalist Nations. Bloomington: Indiana Universiti Press, 1973.
  134. USDA Strategic Plan (1998−2002 FY). Draft. USDA, May, 1997.
Заполнить форму текущей работой