Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Долгосрочный период в деятельности фирмы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Допустим, при минимальных средних общих издержках фирма выпускает в день 100 ед. товаров. Выпуск 90 или 110 ед. увеличивает издержки, что на рис. 13.5 проявилось в виде [/-образной АТСг, а линия А1Б1 показывает минимальные издержки фирмы при производстве 100 ед. товаров. Для снижения издержек надо нейтрализовать действие закона убывающей отдачи путем расширения производства (например, построить… Читать ещё >

Долгосрочный период в деятельности фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Долгосрочный период — это период, когда фирма (или отрасль) может изменять (увеличивать и сокращать) масштабы производства, уйти в другую сферу производства, при этом все издержки становятся переменными и закон убывающей отдачи не действует.

Изменение масштабов фирм и отраслей вызывает изменение долгосрочных издержек, и, наоборот, изменение издержек толкает фирмы на изменение своих масштабов. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирм относительно масштабов их деятельности, он позволяет сориентироваться, надо ли расширять производство, остановиться в прежних масштабах или вовсе уйти в другую сферу деятельности.

Кривые средних валовых издержек фирмы в краткосрочных периодах (АТС^ АТС и АТС) и в долгосрочном периоде (АТС; LATC).

Рис. 13.5. Кривые средних валовых издержек фирмы в краткосрочных периодах (АТС^ АТС2 и АТС3) и в долгосрочном периоде (АТС; LATC).

Допустим, при минимальных средних общих издержках фирма выпускает в день 100 ед. товаров. Выпуск 90 или 110 ед. увеличивает издержки, что на рис. 13.5 проявилось в виде [/-образной АТСг, а линия А1Б1 показывает минимальные издержки фирмы при производстве 100 ед. товаров. Для снижения издержек надо нейтрализовать действие закона убывающей отдачи путем расширения производства (например, построить новый цех).

С расширением масштабов средние общие издержки фирмы (АТС2) вначале снижаются, достигают минимума при выпуске 150 ед. товаров, затем снова проявляется закон убывающей отдачи и издержки растут. При дальнейшем расширении производства кривая АТС3 оказывается выше, чем АТС2 (точка Б3 — дальше от оси Q, чем точка Б2), поэтому дальнейшее расширение производства нецелесообразно. Фирма, выпускающая 150 ед. товаров в день, по своим масштабам является оптимальной.

Кривая АТС (LATC), соединяющая АТСг, АТС2 и АТС3, является кривой долгосрочных средних общих издержек фирмы (кривой выбора, плановой кривой, АТС долгосрочной) при разных масштабах производства. Она лишь на кривой АТС2 касается ее минимальной точки Б2 (на АТС1 она касается левее минимальной ее точки Бг, а на АТС3 — правее точки Б3).

В практике фирм, а тем более отраслей кривых краткосрочных издержек может быть бесконечно много (в нашем примере их лишь три), поэтому кривая АТС долгосрочная является не «ухабистой» (жирные линии на участках АТСЬ АТС2 и АТС3), а единой плавной [/-образной кривой.

В долгосрочном периоде закон убывающей отдачи не действует, а кривая выбора, как и кривая средних издержек в краткосрочном периоде, является [/-образной. Высокие или низкие средние издержки в долгосрочном периоде и [/-образность кривой выбора объясняются положительным и отрицательным эффектами масштабов — разными последствиями от разной степени расширения производства отдельных фирм. Другими словами, характер эффекта масштаба определяется наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Если эта кривая или ее часть становится горизонтальной оси Q, то в отрасли сложился постоянный эффект масштаба.

Положительный эффект масштаба (положительные последствия от расширения производства, эффект массового выпуска, возрастающая отдача от масштабов, когда рост объемов производства превышает рост издержек использования ресурсов) — это период снижения долгосрочных общих средних издержек. На рис. 13.5 — это левая часть АТС от точки Б2.

Факторами положительного эффекта масштаба являются:

  • — повышение эффективности производства за счет расширения возможностей у крупных фирм использовать достижения НТР, нанимать высококлассных специалистов, включая управляющих, утилизировать отходы, производить побочные продукты, диверсифицировать производство;
  • — углубление специализации труда управленческого персонала;
  • — углубление на укрупняющихся предприятиях специализации труда работников за счет распределения заданий, сокращения потерь времени на выполнение многих заданий одним работником;
  • — расширение возможностей получения кредитов;
  • — расширение возможностей воздействия на рынок и конкурентов.

Отрицательный эффект масштаба — это период роста долгосрочных совокупных средних издержек (правая часть долгосрочной АТС

от точки Б2 на рис. 13.5). Факторами, вызывающими отрицательный эффект масштаба, являются: усложнение внешнего и внутреннего управления крупными фирмами, появление и обострение внутри фирм и за их пределами противоречий между собственниками, управляющими, работниками и др.

Таким образом, несмотря на то что в мировой экономике основной тенденцией является обобществление собственности и производств, не всякое крупное производство может быть достаточно эффективным. Поэтому отрицательный и положительный эффекты масштаба, проявляясь в разных отраслях и сферах по-разному, могут способствовать формированию оптимальных размеров фирм. В отраслях — естественных монополиях (предприятия связи, газои водоснабжения) средние минимальные издержки достигаются лишь на крупных фирмах. В отраслях, производящих обувь, одежду, эффективными могут быть и крупные, и мелкие фирмы. Небольшими и эффективными могут быть предприятия торговли.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой