Духовность народа Узбекистана в условиях тоталитаризма
Насаждение тоталитарной, чуждой идеологии, отрыв от исторических корней, забвение традиций и обычаев, истребление творческой элиты чреваты необратимыми изменениями в национальной культуре. Однако, тяжелые испытания не сломили духа народа, он сумел сохранить свое богатое духовное и культурное наследие, стремление самостоятельно вершить свою судьбу, что явилось основой национально-духовного… Читать ещё >
Духовность народа Узбекистана в условиях тоталитаризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Джадиды пытались модернизировать историографию Туркестана. Большой вклад в историографию внес Абдурауф Фитрат. Им были написаны следующие исторические труды: «Абу Муслим», «Чингизхан», «Улугбек», «Восстание Восе», «Период правление эмира Алимхана».
Огромный вклад в разработку идей социально-политических реформ внес М.Бехбуди.
Весь период вхождения Узбекистана в СССР на джадидском движении лежала печать «националистических идеологов местной буржуазии». Только с обретением независимости стало возможным восстановление исторической правды и справедливости по отношении к этим выдающимся сынам узбекского народа.
В 1860-х гг. эпицентр внешней политики России смещается в Центральную Азию. Главной целью политики колониализма является извлечение богатства из края: выгода от транзитной торговли, использование региона как рынка сбыта российских товаров. Но главное, на повестке дня стал «хлопковый вопрос».
Одновременно с этим распространялась идея о том, что социально-экономический и культурный прогресс Туркестана возможен только в составе России. Эта идея распространялась среди местного населения через правительственные печатные издания и систему образования (путем открытия русско-туземных школ). Подобная негативная оценка способности народа к самостоятельному развитию негативно сказывалась на состоянии национального самосознания, вело к снижению его уровня, чего и добивались имперские власти. Это вело к снижению социальной активности масс и облегчало эксплуатацию природных богатств региона.
После октябрьской революции 1917 года Центральная Азия вошла в состав Советского Союза, который являлся государством тоталитарного типа. Однопартийная система — средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве. Партия внедряется вовсе сферы общественной жизни.
Осуществить это можно через специальную норму, согласно которой руководители разных рангов должны быть партийными. Партию поддерживает большая часть непартийного населения. Почему? Поддержка эта отчасти обеспечивалась террором, отчасти пропагандой. Пропаганда эта включала показательные суды, признания «врагов народа». Для создания более широкой социальной базы создана была особого рода идеология, обосновывающая не только право такого режима на существование, но и содержащая «доказательство» его превосходства по сравнению с другими типами власти.
Пропаганда и диктат идеологии — насилие над духом. Это дополнялось насилием физическим. Этот двойной гнет разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, парализует волю, оставляет место лишь рефлексам страха и энтузиазма. В таких условиях церковь и религия оказались в самом трагичном положении. Религия — институт долее древний, чем политическая партия, обладающий огромным опытом и весом в обществе. Она являлась идейным противником тоталитарной идеологии, поэтому с ней боролись путем насильственного искоренения.
Опыт показывает, что в тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Сов. Союз).
Под жестким контролем идеологии находились также литература и искусство. Здесь единственно дозволенным методом художественного отражения действительности являлся метод социалистического реализма. Также проводилась политика искусственного стирания национальных различий в данных областях духовной сферы общества.
Незавидная судьба постигла и национальные языки в союзных республиках. Они были вытеснены из сферы политики, государственного управления, науки и частично из сферы образования. Подобная «второсортность» отрицательно сказывалась как на развитии самого языка, так и на развитии культуры в целом.
Наук также испытывала гнет идеологии. Сильнее всего это ощущалось в гуманитарных о науках и обществознании, но и естественные науки страдали не меньше. Достаточно вспомнить гонения на генетику и кибернетику.
Искажалась картина настоящего. Жизнь на Западе описывалась необъективно, в поле зрения СМИ попадали только негативные явления. В свою очередь будущее мифологизировалось (отсутствие классов, государства, денег и т. п.).
В целом период колониализма и тоталитаризма для Узбекистана имел неоднозначные последствия. Наряду с процессом освоения достижений мировой цивилизации, в этот период был нанесен значительный урон национальной духовности, политика искусственного стирания национальных различия приводила к грубому попранию национальной гордости и достоинства.
Насаждение тоталитарной, чуждой идеологии, отрыв от исторических корней, забвение традиций и обычаев, истребление творческой элиты чреваты необратимыми изменениями в национальной культуре. Однако, тяжелые испытания не сломили духа народа, он сумел сохранить свое богатое духовное и культурное наследие, стремление самостоятельно вершить свою судьбу, что явилось основой национально-духовного возрождения в условиях независимости.