Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Волевая регуляция поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В волевом акте всегда прослеживается борьба разнонаправленных мотивов. Волевое поведение предполагает сознательный выбор человеком мотивации, которая отвечает поставленной цели, и ее усиление. Однако верх могут одержать и непосредственные побуждения человека, и тогда деятельность утрачивает характер волевой регуляции. В волевом акте всегда участвуют познавательные процессы — мышление… Читать ещё >

Волевая регуляция поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организационный аспект психической деятельности и сознательное регулирование поведения и деятельности человека обеспечиваются волевыми процессами. Основное назначение воли состоит в осознанном программировании собственного поведения, что является характерным только для человека. Волевые акты характеризуются преодолением не только внешних трудностей и препятствий, которые возникают в деятельности, а в первую очередь с преодолением человеком самого себя, собственных непосредственных желаний и стремлений. Волевое поведение существенно отличается от «полевого» поведения, которое обусловливается ситуацией и различными внешними стимулами.

В волевом акте всегда прослеживается борьба разнонаправленных мотивов. Волевое поведение предполагает сознательный выбор человеком мотивации, которая отвечает поставленной цели, и ее усиление. Однако верх могут одержать и непосредственные побуждения человека, и тогда деятельность утрачивает характер волевой регуляции. В волевом акте всегда участвуют познавательные процессы — мышление и воображение, которые позволяют представить развитие ситуации и осознанно подойти к прогнозированию последствий выбора линии поведения, а также оценить «издержки» действий, которые могут быть совершены под влиянием импульсивных непосредственных желаний. Образ желаемого результата приобретает дополнительную мотивирующую силу, если связывается в сознании с положительными эмоциями, ожиданием благоприятного результата выбранного варианта поведения. Таким образом, волевая регуляция строится как осмысленный выбор «направления движения» и способов действий в соответствии с поставленными целями. Смысловой выбор в пользу одного из мотивов означает, что борьба мотивов завершена. Принятие решение, разработка плана достижения поставленной цели обеспечивают целостность поведения человека, имеющего намерение.

Перечислим основные характеристики преднамеренного волевого поведения человека:

  • 1) волевое решение всегда принимается в условиях конкурирующих разнонаправленных побуждений, борьбы разнонаправленных мотивов. Воля позволяет разрешить эту ситуацию, то есть осуществить внутренний выбор в пользу приоритетного мотива;
  • 2) волевое действие выполняется по заранее намеченному плану, строится как преднамеренное;
  • 3) успешное совершение волевого действия связано с моральным удовлетворением;
  • 4) волевое действие связано нс столько с победой над обстоятельствами, сколько в первую очередь с преодолением себя, своих непосредственных побуждений.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение продолжительного времени человек был способен удерживать в поле сознание объект, с которым он взаимодействует. Воля участвует в регуляции всех психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. В ходе психического развития, в процессе формирования высших психических функций человек приобретает способность волевого контроля над своими побуждениями, в результате чего его мотивационная сфера принимает вид иерархии, а поведение строится как внутренне детерминированное. Произвольность движений обеспечивает возможность развития различных двигательных навыков и действий. Кроме того, развитие воли связано с формированием волевых качеств личности, образующих основу характера.

Воспитание воли у детей — сложный процесс, связанный с их общим интеллектуальным и личностным развитием. Особое значение в развитии произвольности психических процессов и поведения выполняют различные виды деятельности (конструктивная предметная, игровая, учебная), которые перестраивают механизмы психической регуляции ребенка, формируют у него способность к произвольной регуляции психических процессов и поведения.

Структура волевого действия включает несколько уровней. Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива, в результате чего человек либо сначала смутно ощущает свои влечения, либо уже начинает понимать свои желания. «Активные» мотивы могут вступить в конфликт с противоположными по направленности мотивационными и ценностными образованиями, в результате чего человеку потребуется оценить все «за» и «против» в сложившейся ситуации и принять окончательное решение о цели и способах будущего действия. Ситуация принятия решения требует от человека решительности и понимания ответственности за последствия свой выбор. Этот уровень может рассматриваться как ядро, центральное звено волевого действия. В дальнейшем волевая регуляция обеспечивает исполнение принятого решения — либо немедленно, либо с временной отсрочкой. Результатом волевого усилия выступает внешнее действие или, наоборот, его «торможение», если таковым было принятое решение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой