Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Кейс. 
Введение в языкознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конечно, чтобы доказательства был и убедительными, нужно «просчитать» многие тысячи слов, потому что в огромных лексических запасах языка всегда можно подобрать десяток-другой примеров для подтверждения любой гипотезы. Только большой материал выявляет какие-то общеязыковые тенденции. И здесь на выручку приходит электронно-вычислительная техника, с помощью которой мы выявили фонетическую… Читать ещё >

Кейс. Введение в языкознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходная посылка: рассуждая об условности языкового знака как обязательном его свойстве, Соссюр особо оговорил звукоподражательные слова (типа шуршать, шипеть, журчать), означающее которых воспроизводит звуки природы, т. е. не является произвольным (условным). Звукоподражательная мотивированность словесного знака позволяет связать не только лексику и фонетику, ной выйти на лингвофилософскую проблему происхождения языка.

Задание 1. Среди многочисленных гипотез происхождения языка на рубеже XVII—XIX вв. была особенно популярна ономатопоэтическая теория, которую в частности развивал немецкий философ и поэт Гердер. Суть этой теории сводилась к тому, что все звуки речи имеют определённый позитивный или негативный эмоциональный ореол и это бессознательно учитывается в процессе словотворчества. Например, немецкое слово Ritter ‘рыцарь' состоит из резких, грубых (мужественных) звуков, a lichen ‘любить' — из звуков мягких и нежных (женственных).

Вдохновлённый этой теорией, некий итальянец в разговоре с князем Вяземским брался по звучанию определить значение любого русского слова (языка он не знал). На вопрос Вяземского, что такое телятина итальянец без колебаний ответил: «Что-то ласковое, нежное, возможно, обращение к женщине».

  • • Используя факты русского и изучаемого вами иностранного языка, подберите пять—шесть примеров:
    • а) подтверждающих ономатопоэтическую гипотезу происхождения языка;
    • б) опровергающих её.
  • • Почему не только ономатопоэтическую концепцию, по и другие точки зрения на происхождения языка (см., например: Кодухов В. И. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. Гл. III) предпочитают называть гипотезами, а не теориями?

Задание 2. Прочитав предлагаемый далее фрагмент научно-популярной книги А. П. Журавлёва «Звук и смысл», сравните предложенную в учебнике => [Гл. 6, с. 247] характеристику фонетической мотивированности слова с той, которая описывается в этой книге.

  • • Каким методом пользуется автор и насколько убедительны приводимые им характеристики слов?
  • • Можно ли считать излагаемую автором концепцию современным вариантом ономатопоэтической гипотезы?

Журавлёв А. П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. 2-е изд., исир. и доп. М., 1991. С. 40—49.

(, Значение и звучание)

То, что смысловая и морфологическая мотивированность существуют, очевидно.

Но с третьим типом мотивированности — фонетическим всё гораздо сложнее. Поскольку мы, как правило, не осознаем фонетической значимости, то, естественно, не можем сознавать и фонетической мотивированности слова. Нужны специальные доказательства того, что звучание и значение слова стремятся к взаимному соответствию. Такие доказательства как раз и можно получить, вычисляя фонетическую значимость, но формуле и сопоставляя затем полученные результаты с признаковым аспектом значения тех же слов.

Конечно, чтобы доказательства был и убедительными, нужно «просчитать» многие тысячи слов, потому что в огромных лексических запасах языка всегда можно подобрать десяток-другой примеров для подтверждения любой гипотезы. Только большой материал выявляет какие-то общеязыковые тенденции. И здесь на выручку приходит электронно-вычислительная техника, с помощью которой мы выявили фонетическую значимость десятков тысяч слов (пока только существительных).

Что ж, давайте посмотрим. Вот характеристики звучания слов, выданные компьютером по существенным для данных слов шкалам.

Аккорд — красивый, яркий, громкий Барабан — большой, грубый, сильный, громкий Бас — мужественный, сильный Лепет — хороший, маленький, нежный, слабый, тихий Гвалт — большой, грубый, сильный, громкий Гонг — сильный, быстрый, яркий Гром — грубый, сильный, злой.

Свирель — светлый Тишь — тихий.

Но послушайте, как твёрдо звучат слова дуб, бук, граб и как мягко — ива, липа. Баобаб звучит мощно, тяжело, мимоза — нежно, невесомо. Слово бамбук — крепкое и звонкое, а тюльпан — изысканное и красивое. И даже представить себе нельзя, чтобы было наоборот: могучее дерево назвали бы словом лилия, а нежный цветок — словом баобаб.

Или это всё наши субъективные суждения? Фантазии, порождённые образами растений? Посмотрим на «машинные» характеристики звуковой формы таких слов.

Ананас — хороший Апельсин — хороший, маленький, светлый.

Арбуз — большой, гладкий Астра — яркий Берёза — светлый, яркий Баобаб — большой, величественный, могучий.

Василёк — светлый Гвоздика — яркий Дуб — большой, сильный, красивый, могучий.

Дубрава — большой, красивый, величественный Ель — красивый Ива — нежный, женственный, светлый, красивый.

Не обманули нас наши впечатления. Всё так и есть — звучания слов гармонично слиты с их значениями, что придаёт словам жизненную силу, обеспечивает широкое их употребление в прямом и в переносном значениях.

Задание 3. Даниил Андреев в известной философской книге «Роза мира» создаёт собственную (окказиональную) терминологию, значительная часть которой передаёт звуки и звукосочетания «иных миров».

• Распределите по рубрикам «добро» — «зло» следующие термины, включая имена собственные: Гагтунгр, Энроф, Гашишрва, Астрафайр, Аликаида, Урпарп, Шаданакар, затомис, шрастр, гаввах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой