Механизм взаимодействия органов власти с негосударственными некоммерческими организациями
Правозащитные НКО: традиционного типа и новые, контролирующие деятельность исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, а также соблюдение законодательства о правах, свободах, гарантиях гражданам; о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления; проведение избирательных кампаний; состояние правопорядка и обеспечение безопасности граждан; состояние… Читать ещё >
Механизм взаимодействия органов власти с негосударственными некоммерческими организациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Негосударственные некоммерческие организации: сущность и типология
Возникновение и массовое распространение негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране обусловлено в первую очередь переходом к рыночной экономике и активизацией процессов формирования гражданского общества. Некоммерческие организации напрямую не связаны с государством, но действуют внутри него, оказывая существенное влияние на власть и другие институты политической и экономической систем, на социальную структуру общества.
Некоммерческие организации нередко называют неправительственными, неполитическими, неполитизированными. В научной литературе и публикациях можно встретить их сокращенное название в виде аббревиатуры НПО. Однако более распространенным и точным является название негосударственные некоммерческие организации — НКО. В законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях» понятие НКО характеризуется следующим образом: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Некоммерческие организации в науке и политике довольно часто относят к так называемому третьему сектору (первый — государство, второй — бизнес). Под третьим сектором понимается совокупность некоммерческих организаций, не ставящих перед собой целей увеличения личного дохода граждан непосредственно через участие в работе НКО или через владение ими. В рамках этой концепции часто говорят о неприбыльном, неправительственном секторе или секторе добровольной активности, о сообществе НКО и т. д. Следует подчеркнуть, что отличительной чертой для всех подобных организаций является деятельность ради общественного благополучия.
В соответствии с Законом основными формами НКО являются: общественные и благотворительные организации, фонды, некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы, потребительские общества. По данным Госкомстата России к началу 2001 г. в Российской Федерации насчитывалось 485 тыс. негосударственных некоммерческих организаций. Около половины из них составляли общественные объединения; свыше 15% — некоммерческие учреждения, фонды, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарищества собственников жилья; около 30% — потребительские союзы и общества и др.
Естественно встает вопрос о необходимости установления более эффективного взаимодействия «третьего сектора» с государством и бизнесом, с коммерческими и предпринимательскими структурами. Негосударственный некоммерческий сектор не может существовать в обществе изолированно от частного и государственного секторов.
Существует несколько подходов к классификации НКО. Наиболее распространенными подходами, изложенными в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, являются: 1) организационно-правовой; 2) по качественным характеристикам участников НКО, видам их деятельности и обслуживаемого контингента граждан.
Согласно организационно-правовому подходу НКО подразделяются на общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц, (ассоциации или союзы), потребительские кооперативы; их также можно разделить на несколько видов по следующим признакам: праву собственности, составу участников (имеющие членство и не имеющие членства), роду деятельности и т. д.
Классифицируя некоммерческие организации по качественным характеристикам их участников, обслуживаемого ими контингента граждан (социальных, профессиональных групп, слоев), а также по роду деятельности НКО, ученые и специалисты выделяют четыре типа:
Типология НКО
Первый тип НКО. |
|
Второй тип НКО. |
|
Третий тип НКО. | правозащитные НКО: традиционного типа и новые, контролирующие деятельность исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, а также соблюдение законодательства о правах, свободах, гарантиях гражданам; о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления; проведение избирательных кампаний; состояние правопорядка и обеспечение безопасности граждан; состояние пенитенциарной системы и др. |
Четвертый тип НКО. | Инфраструктурные: занимающиеся развитием гражданских инициатив; содействием деятельности других НКО; помогающие становлению системы социального партнерства; осуществляющие исследовательскую, аналитическую и образовательную деятельность; оказывающие посреднические услуги. |