Организационная культура.
Управление персоналом организации
1] Термины «организационная культура» и «культура предприятия» употребляютсянами как синонимы. В России слово «предприятие» обычно характеризовало хозяйственные организации. Однако при современном подходе к государственным организациям они также могут рассматриваться как предприятия по производству услугдля граждан-клиентов. Определенная культура присуща любой существующей длительный период… Читать ещё >
Организационная культура. Управление персоналом организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вы узнаете:
- • что такое организационная культура, из каких элементов (подсистем) она состоит;
- • какую роль играют в организационной культуре символы и как они используются для управления сотрудниками;
- • какие функции выполняет культура в организации;
- • что такое символический менеджмент и как он используется в управлении персоналом;
- • как используется ментальное программирование в управлении персоналом;
- • что представляет собой механизм культурной мотивации и как он действует;
- • как можно диагностировать организационную культуру, определять ее силу, вид и профиль.
Понятие, структура и функции организационной культуры. Сила, вид и профиль культуры
Изучение организационной культуры позволяет выявить мысли, чувства и поведение людей в организации, понять возможности ее изменения и развития. Культура — это та социальная энергия, которая побуждает людей действовать определенным образом. Каждая сколько-нибудь устоявшаяся, существующая длительный срок организация имеет свою, очень во многом специфичную культуру.
Организационная культура связана с управлением персоналом самым непосредственным образом:
- • она реализуется через руководство персоналом;
- • руководство персоналом в свою очередь осуществляется через культуру организации, опосредуется ею;
- • руководство персоналом является составной часть культуры организации.
Что же представляет собой организационная культура?
Понятие организационной культуры
Согласно американскому исследователю П. Вейлу [92], организационную культуру можно уподобить личностному аспекту индивида. Личность человека формируется на базе определенных природных качеств посредством влияния социального окружения. Аналогично этому в процессе коллективной деятельности формируется и организационная культура, представляющая собой как бы коллективную личность, ее внутренний мир, проявляющийся в поведении. И личность человека, и организационная культура — предметы внешне незаметные, не поддающиеся непосредственному наблюдению и измерению. Однако именно они определяют его реальное поведение.
Сама проблематика культуры применительно к организациям и в том, числе коммерческим предприятиям[1] начала интенсивно разрабатываться примерно с 1970;х годов.
В исследовании организационной культуры наметились три главных направления:
- 1) поведенческий подход, рассматривающий культуру как центральный фактор влияния на поведение сотрудников и управления им;
- 2) организационная теория, представляющая организации как особые культуры, как символически или социально сконструированные реальности;
- 3) стратегический менеджмент, занимающийся преимущественно вопросами согласования стратегии и организационной культуры в целях обеспечения эффективности деятельности организации.
В наши дни существует множество (свыше 100) определений культуры вообще и организационной культуры в частности. Опираясь на них и руководствуясь в первую очередь поведенческим, ориентированным на деятельность людей подходом, организационную культуру можно определить как систему типичного сознания и поведения сотрудников в единстве его (поведения) субъективных (связанных с сознанием людей) и объективных (материализованных, воспринимаемых нами с помощью органов чувств) компонентов.
Как следует из данного определения, организационная культура охватывает не любое поведение сотрудников, а лишь их типичное, устойчивое, повторяющееся поведение. Субъективная составляющая культуры включает элементы сознания и подсознания, детерминирующие поведение людей: способ мышления и восприятия реальности (менталитет), ценности, убеждения и установки. Объективная составляющая организационной культуры охватывает как проявляющиеся во вне, объективированные характеристики и образцы поведения (символы, церемонии, ритуалы т. п.), так и материальные объекты, оказывающие влияние на сознание и поведение людей (архитектура зданий, дизайн офиса, обустройство рабочих мест и служебных помещений и т. п.). Организационная культура проявляется в отношениях между сотрудниками, а также в их отношении к предприятию или учреждению, к труду, технике и оборудованию, партнерам и клиентам и т. д. Иными словами, она пронизывает и очень во многом определяет все организационно значимые отношения персонала.
«Организационная культура» — общее понятие для различных (коммерческих общественно-правовых и государственных) организаций: корпораций, фирм, министерств и ведомств, больниц, спортивных союзов, школ и т. п. При этом широко распространенные более узкие понятия «корпоративная культура» и «культура компании» характеризуют культуру коммерческих предприятий и употребляются как синонимы.
Определенная культура присуща любой существующей длительный период времени организации, у которой сложились разделяемые большинством персонала ценностные ориентации, нормы и правила поведения.
- [1] Термины «организационная культура» и «культура предприятия» употребляютсянами как синонимы. В России слово «предприятие» обычно характеризовало хозяйственные организации. Однако при современном подходе к государственным организациям они также могут рассматриваться как предприятия по производству услугдля граждан-клиентов.