Схемы анализа абсолютных приростов по факторам
На основе этого выражения можно определить влияние каждого фактора (р и ц) на результативный. Абсолютный прирост товарооборота за счет физического объема (потребления) и цены представлен формулами: При необходимости возможно проводить анализ нахождения приростов с помощью аддитивной модели, например, через аддитивную модель разложить абсолютный прирост прибыли от реализации продукции: Сравнивая… Читать ещё >
Схемы анализа абсолютных приростов по факторам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение абсолютных приростов, их взаимосвязь, наравне с относительным разложением результативного признака, предоставляют дополнительные возможности в аналитическом плане. Связь, изучаемая с помощью индексов, выражается в виде уравнения связи. Выделяют два вида индексных моделей: мультипликативные и аддитивные. Вид функции и число сомножителей либо слагаемых определяются задачами исследования. При построении мультипликативной модели результативный показатель (у) распадается на п факторов, причем связь между всеми показателями является жестко детерминированной. Рассмотрим простейшую связь индекса товарооборота:
Представим индекс товарооборота его агрегатной формой откуда рассчитаем
На основе этого выражения можно определить влияние каждого фактора (р и ц) на результативный. Абсолютный прирост товарооборота за счет физического объема (потребления) и цены представлен формулами:
При определении приростов на практике используется схема нахождения в первую очередь абсолютного прироста физического объема, а затем цены. Если рассматривается взаимосвязь нескольких факторов, как например: 1у = 4444, то и в этом случае соблюдается известное положение: порядок факторов для построения взаимосвязи ранжируется по мере повышения значимости факторов. Формулы и расчеты абсолютных приросты будут приведены ниже, при рассмотрении примера.
Допустим, необходимо изучить, в какой степени на выработку продукции одного работающего за период оказывают влияние следующие факторы: доля рабочих в среднесписочной численности персонала предприятия (с/), продолжительность рабочего периода на одного рабочего, г. е. среднее число дней работы одного рабочего за период (7}, средняя продолжительность рабочего дня {V) и часовая производительность труда рабочего (ге>ч). Представим мультипликативную модель как произведение факторов, влияющих на результативный показатель:
и детализируем содержание каждого показателя через буквенные обозначения:
В тех случаях, когда встречаются такие сложные показатели (дробь), как в данной модели, для последующих расчетов удобно их привести к упрощенной записи: W = abed.
Проведем расчеты на основе данных табл. 13.16.
Расчет факторных приростов осуществляется методом цепных подстановок, который заключается в том, что влияние каждого фактора определяется динамикой одного из показателей, а остальные взаимосвязанные факторы берутся на уровне базисного либо отчетного периода. При этом надо иметь в виду, что тот фактор, динамика которого уже рассматривалась, в дальнейшем анализе берется на уровне отчетного периода, а тот фактор, который еще не участвовал в расчетах, берется за базисный период. Разность результативного признака характеризует его изменение и далее рассматривается динамика этого прироста за счет каждого фактора, участвующего в построенной модели взаимосвязи:
Сумма всех факторных приростов должна быть равна приросту результативного показателя, т. е.
Сумма всех полученных приростов равна 385,43, а данные в табл. 13.16 — 385,44 180, т. е. сокращенно 385,44. Погрешность 0,01 в данном случае объясняется тем, что в расчетах точность не определялась до шести знаков после запятой.
Если ситуация с информацией иная (данные о приростах индексов имеются, или их можно рассчитать, но заданы они в относительных величинах), то подход к решению такой задачи меняется. Рассчитаем индексы, которые необходимы для расчета приведенных приростов:
Динамика некоторых показателей за 2011 и 2012 гг.
Таблица 13.16
Показатель. | Условное обозначение и формулы расчета. | 2011 г. | 2012 г. | ±Д. |
Объем производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, руб. | а. | 14 495 500,8. | 15 000 078,72. | +504 577,92. |
Среднесписочная численность работников, человек. | Т’спис. | + 11. | ||
Среднесписочная численность рабочих, человек. | Траб. | — 8. | ||
Количество отработанных человеко-дней. | Т 1 чел/день. | 44 640. | 42 828. | — 1812. |
Количество отработанных человеко-часов. | т *? чел/ч. | 353 548,80. | 340 910,88. | — 12 637,92. |
На основе первичных данных рассчитываются показатели, формирующие вышеприведенную модель | ||||
Доля рабочих в среднесписочной численности работников. | 0,32 028. | 0,30 017. | — 0,2 011. |
ГО.
— Рь.
Показатель. | Условное обозначение и формулы расчета. | 2011 г. | 2012 г. | ±Д. |
Продолжительность рабочего периода, дни. | + 1. | |||
Продолжительность рабочего дня, ч. | 7,92. | 7,96. | +0,04. | |
Среднечасовая выработка, руб. | +3. | |||
Среднегодовая выработка продукции на одного работника, руб. | 25 792,70 605. | 26 178,14 785. | +385,44 180. |
Сумма всех приростов равна 385,44 руб.
Сравнивая результаты по первому и второму вариантам, очевидно их равенство, хотя и существуют некоторые отличия — погрешности, о которых уже было сказано выше.
При необходимости возможно проводить анализ нахождения приростов с помощью аддитивной модели, например, через аддитивную модель разложить абсолютный прирост прибыли от реализации продукции:
Формулы и расчет по ним представим в табл. 13.17 на основе условных данных небольшой производственной фирмы.
Таблица 13.17
Валовая прибыль и ее составляющие (тыс. руб.).
Показатель. | Условное обозначение. | Базисный год. | Отчетный год. | I |
Прибыль от реализации продукции. | ря | |||
Прибыль прочая. | р . проч. | |||
Прибыль от внереализационной деятельности. | Р х внереал. | |||
Прибыль валовая. | Р х вал. | 1,2500. |
Данный прирост разложим следующим образом:
Проверка: