Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Принципы. 
Политика и мораль

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каковы же эти принципы — о какой морали мы здесь говорим? — Разумеется, не о той архаичной морали, которая сама является некоторым приложением политики, то есть не о морали послушания традициям и власти, определяющим правила-алгоритмы поведения людей по отношению друг к другу без того, чтобы им сочувствовать или уважать их. — Подлинная, «предельная», идеальная мораль, субъектом которой является… Читать ещё >

Принципы. Политика и мораль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Миссия политики, задача власти — если только эта задача не «пожить всласть» и не сама власть, не удовлетворение чьего-то личного властолюбия — это выживание и интересы общества (в собственном смысле, той общности людей, что называется государством). Эта миссия, эта задача, конечно, моральна — постольку, поскольку интересы общества, так или иначе, включают интересы отдельных личностей, да конечно и сами, так или иначе, входят в их интересы. «Политикой правят расчеты, — согласно известному афоризму, — но расчетами должна править мораль». И притом же политика имморальная (не то что просто преступна, а внеморальна) уже по одной той причине, что исключает принцип абсолютной ценности и суверенности отдельной личности везде, где только интересы общества (представляемые его большинством и определяемые по усмотрению его власти) входят с ним в непримиримый конфликт. И не следует думать, что такие конфликты суть только казусы, редкие случаи коллизий. Во-первых, коллизии и в самой морали составляют не исключения, а правило. Но второе и главное здесь — то, что сам процесс управления людьми, предполагающий некоторую привилегию на их личную волю, уже заключает в себе коллизию, несовместим с этим абсолютом. Имморальна власть как таковая. Всякая личность со всем универсумом, который она в себе заключает — единица общества, его «одна n-ная», и лишь в этом качестве (как минимум в первую голову) политикой и рассматривается, иначе и быть не может. Соответственно, политический принцип по существу превращает отдельную личность в средство (для благополучия целого, как его понимает власть предержащая) — нарушает моральный принцип самоценности, суверенности и святости личности; а осуществляющий политику, политик у власти, «государь», даже вообще всякий администратор (начальник конторы) именно и обязан, по профессии, поступать с другими так, как не хотел бы, что с ним поступали, да и вообще люди поступали друг с другом.

Каковы же эти принципы — о какой морали мы здесь говорим? — Разумеется, не о той архаичной морали, которая сама является некоторым приложением политики, то есть не о морали послушания традициям и власти, определяющим правила-алгоритмы поведения людей по отношению друг к другу без того, чтобы им сочувствовать или уважать их. — Подлинная, «предельная», идеальная мораль, субъектом которой является личность — это все принципы, вытекающие из главного: признания за каждой отдельной личностью (признания каждой отдельной личностью за собой и каждой другой личностью) ее абсолютного, «божественного» достоинства. Для моральной личности существует не столько абстрактное «общество», представляемое традициями, властью и Богом, которое и предъявляет к ней какие-то свои требования (как в отсталой морали), — для нее существуют живые, самоценные и неповторимые другие. Как личности и другие личности, так личности и общество в целом — равноправны (то есть не только никакая отдельная личность не смеет тиранить другую и тем паче всех вместе, но и все вместе не имеют право идти к своим целям ценою естественных прав одного); каждая личность для каждой другой может быть лишь целью, а не средством (по Канту), то есть каждая самоценна, свята; и потому, говоря несколько приблизительно, но в принципе предельно точно — каждая должна поступать с другими так, как хотела бы, чтобы и с нею поступали. политика мораль суверенная личность Разумеется, абсолют личного достоинства предполагает и самостоятельность, суверенность личности — с точки зрения морали, ни у кого и ни у чего не может иметься привилегий на ее волю, никто и ничто не смеет ее ограничивать — поскольку эта ее воля не стесняет никакую другую, сама не проявляет власти. То есть отношения власти и подчинения, хотя бы власти и подчинения не прямым насилием, а методами манипулирования, «политическими» методами, когда подчиненный («подданый») как бы сам выберет тот образ поведения, который будет запланирован властью предержащей — короче, сама политика как таковая — моралью исключаются.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой