Эффективность деятельности, успешность
Взрослые Метаанализ 52 лабораторных исследований, проведенный Венди Вуд (Wood W., 1987), показал превосходство мужчин в деятельности, выполняемой индивидуально (групповой результат равнялся сумме индивидуальных вкладов) и при решении задач, требующих ориентации на задачу (составление перечня решений или поиск одного корректного решения проблемы), и превосходство женщин, когда требовался… Читать ещё >
Эффективность деятельности, успешность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рядовые испытуемые Гендерный стереотип: считается, что мужчины более продуктивны, чем женщины, в осуществлении деятельности (Wood W., 1987). При этом имеются в виду либо все виды деятельности, либо те, что ценятся обществом, — политика, наука, искусство, спорт (те виды, где можно сравнивать достижения разных полов, как в шахматах, к примеру) и т. д.
Отсутствие у женщин выдающихся успехов в этих областях (по крайней мере гораздо более скромных, но сравнению с мужчинами) объясняется обычно отсутствием у них соответствующих способностей к этим видам деятельности (Гончаренко Н. В., 1991), что служит главным аргументом оправдания гендерной диспропорции в престижных профессиях. Хотя порой здесь случаются казусы: было обнаружено большее количество женщин среди врачей в СССР и меньшее в США. Следует согласиться с И. С. Коном (1988), что это не свидетельствовало о больших способностях советских женщин к врачебной деятельности, но сравнению с американскими.
Каковы же результаты конкретных исследований в плане успешности?
Дети Обзор Элеонор Мэккоби и Кэрол Жаклин (Maccoby Е. Е., Jaclin С. N. 1978) показал, что девочки были успешнее мальчиков на протяжении всего школьного периода и больше интересовались этими успехами, — устойчивые и достоверные результаты, полученные многими исследователями с применением разнообразных методов.
Возможно, такие результаты объясняются большим послушанием девочек по отношению к взрослым, требующим от детей хорошей учебы, а возможно, тем, что большинство педагогов — женщины (последнее требует проверки на американской выборке) и девочкам легче выполнять их требования в силу механизма идентификации.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в детском возрасте, когда общество еще не выставило массу барьеров на пути женщин к успеху, девочки лучше мальчиков справляются с учебными заданиями. Так что миф о неспособности женского пола к обучению (а такой миф существовал еще в начале XX века: считалось, что женщины не способны запомнить ни таблицу умножения, ни расписание поездов — не стоит и тратить усилия на их обучение (см. Бендас Т. В., 2005)) очень убедительно развеян.
Взрослые Метаанализ 52 лабораторных исследований, проведенный Венди Вуд (Wood W., 1987), показал превосходство мужчин в деятельности, выполняемой индивидуально (групповой результат равнялся сумме индивидуальных вкладов) и при решении задач, требующих ориентации на задачу (составление перечня решений или поиск одного корректного решения проблемы), и превосходство женщин, когда требовался интеракционный стиль (дискуссия, но достижению согласия членами группы, к примеру).
Таким образом, успешность того или иного пола зависит:
- ? от задачи, релевантной гендерным особенностям;
- ? от способа работы — индивидуального или группового (также, возможно, ре-
лева" «тиого гендерн !>! м особе» «ностям).
В этом контексте успешность женщин и мужчин можно считать равной.
Успешность принятия решений, но модели В. Врума и Р. Йеттона была выше у студенток по сравнению со студентами (Bartol К. М, Martin D. С., 1986).
Обнаружился также феномен завышения мужчинами своих реальных достижений, названный «фальшивой уникальностью»; женщины были более реалистичн1>1 и скромны в этом отношении (Cross S. Е., Mad son L., 1997).
Эти результаты свидетельствуют о том, что женщины обладают не меньшим (а даже большим) потенциалом для достижения успеха, чем мужчины, — по крайней мере в школьном и студенческом возрасте. А в период взрослости в исследованиях, которые учгпывают гендершяе особенности (задачу и способ работ". «, релевантные этим особенностям, а также стремление мужчин преувеличивать, а женщин — преуменьшать свои достижения, что особенно важно, когда успешность оценивают сами исгн>1тусм">1с), должш.», в принципе, г"олучат">ся результат". «о равной успешности иолов.
То же обстоятельство, что в развитии человеческой цивилизации успехи женщин весьма скромны, необходимо рассматривать не с позиций разных способностей мужчин и женщин, а с позиций их разного положения в обществе, не предоставляющего им равных возможностей для достижения успеха.
Следует согласиться с И. С. Коном (1988), что пока историческое сопоставление разных полов не проведено, нельзя делать и выводы об их разной успешности. Очень может быть, что обществу выгоден такой стереотип, чтобы сохранить статус-кво в половом разделении труда. Но крайней мере исследования сторонников женского равноправия (Эвелин Сюллеро, 1973, к примеру) показывают, что на протяжении человеческой истории мужчин". «конкурировали с женщинами за рабочие места, уступая им лишь тяжелые и непрестижные занятия.