Уголовное право.
История отечественного государства и права
Самым суровым наказанием была смертная казнь, которая по статутам приводилась в исполнение путем повешения и сожжения. Были известны и другие способы, например, четвертование и утопление. Телесные наказания подразделялись на два вида: болезненные и членовредительные. К первым относилось битье плетью, ко вторым — отрезание ушей, отрубание руки. Данному виду наказания подвергались, как правило… Читать ещё >
Уголовное право. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Великом княжестве Литовском не было единого термина, обозначавшего преступление. Первоначально, как и в Древнерусском государстве, под преступлением понималось только деяние, наносившее вред непосредственно личности или ее имуществу. В связи с чем для определения преступления использовались термины «кривда», «злочинство», «шкода». Постепенно преступным стало признаваться все, что нарушало уголовно-правовую норму, как писаную, так и неписаную. Соответственно, появился новый термин — «выступ», т. е. то, что «выступает» за пределы права. Указанные термины были известны статутам 1529 и 1566 гг.
По вопросу о субъекте преступления в научной литературе существует несколько мнений. Одни исследователи считают, что им мог быть любой человек, включая холопов, другие придерживаются противоположной позиции, приравнивая челядь к домашним животным и иному имуществу[1]. Возраст наступления уголовной ответственности Судебником 1468 г. был определен в семь лет, а Статутом 1566 г. — 14 лет.
Законодательству Великого княжества Литовского были известны случайные деяния. Невиновное причинение ран не влекло за собой уголовной ответственности лица, последнее обязывалось только возместить нанесенный ущерб, т. е. отвечало в гражданском порядке. Среди форм вины можно выделить как умысел, так и неосторожность, выступающую в виде небрежности. Различались прямой и косвенный умыслы. Убийство шляхтича с прямым умыслом наказывалось смертной казнью, а совершенное «в ссоре» менее строго — штрафом.
С объективной стороны преступное деяние могло выражаться как в действии, так и бездействии. Лицо, не доставившее в течение трех дней приблудное животное на великокняжеский двор, наказывалось как вор.
Законодательству был известен институт соучастия. Наряду с соисполнительством выделялось укрывательство и пособничество, которое подразделялось на физическое и интеллектуальное. Вместе с тем необходимо обратить внимание на одинаковую ответственность всех соучастников по Статуту 1529 г., «потому что по справедливости и совершающие преступления, и потворствующие ему должны подвергаться одинаковому наказанию» (VII, 30).
Существовали также институты необходимой обороны и крайней необходимости. I Литовский Статут даже пытается раскрыть пределы необходимой обороны: лицо признается находящимся в состоянии необходимой обороны и, соответственно, освобождается от уголовной ответственности только с момента нападения. В противном случае оно само считается убийцей (VII, 16).
Законодательство зафиксировало развитую систему преступлений. Наряду с государственными и церковными, были известны преступления против порядка управления, воинские, должностные, против суда, личности, имущественные.
Наказания носили достаточно выраженный сословный характер. Некоторые из них могли применяться только к шляхтичам. За совершение однотипных преступлений представители непривилегированного сословия наказывались значительно строже, нежели привилегированного.
Самым суровым наказанием была смертная казнь, которая по статутам приводилась в исполнение путем повешения и сожжения. Были известны и другие способы, например, четвертование и утопление. Телесные наказания подразделялись на два вида: болезненные и членовредительные. К первым относилось битье плетью, ко вторым — отрезание ушей, отрубание руки. Данному виду наказания подвергались, как правило, представители непривилегированных сословий.
Широкое распространение получили имущественные наказания в виде конфискации и штрафов. Одновременно с уплатой штрафа необходимо было возместить причиненный ущерб потерпевшему или его родственникам. Если потерпевшей была женщина, то наказание удваивалось. Существовало также тюремное заключение, лишение чести и прав, к которому могли приговариваться только шляхтичи.
- [1] См.: Юшков С. В. История государства и права СССР. Ч. I. М., 1950. С. 200;Лазутка С. А. Указ. соч. С. 108—109.