Происхождение школьного сленга
Подростковый сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре подростков далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг — это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания. О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего… Читать ещё >
Происхождение школьного сленга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Решив покопаться в происхождении школьного сленга, мы довольно быстро убедились, что об этом написано очень мало. Собственно, а специально об интернетном сленге вообще ничего не написано.
Подростковый сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре подростков далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг — это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания. О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова. Например, «свистульки» — так еще с петровских времен называли розги для школяров. Подростковый сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов? Мы этого уже никогда не узнаем. Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии.
В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: «отправляться на кондиции» — заниматься репетиторством, «пробовать крупного гороху» — быть наказанным. Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского.
Приведем лишь несколько примеров:
«Отправлять за ворота» — исключать из училища; «майские» — розги; «титулка» — аттестат; «гляделы» — глаза; «лупетка» — лицо.
Образчиком разговора на сленге можно считать такую сценку из книги:
«- Господа, это подло, наконец!
- — Что такое?
- — Кто взял горбушку?
- — С кашей? — отвечали ему насмешливо.
- — Стибрили?
- — Сбондили?
- — Сляпсили?
- — Сперли?
- — Лафа, брат".
Все эти слова в переводе с бурсацкого на обычный язык означали: украли, а «лафа» — лихо.
К сожалению, Помяловский является редким исключением. Другие писатели XIX века сленг, и тем более школьный сленг, в своих произведениях не использовали. У Чарской же употребляется слово «силюльки» — маленькие комнатки для музыкальных упражнений. На сленге тех времен слова «сливки» и «парфетки» обозначали лучших учениц, а слово «мовешки» — худших по поведению. Здесь любопытно то, что сленг воспитанниц отражал их дворянское происхождение, последние слова заимствованы из французского языка. Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут «домашки», «сменка», «училка», «физ-ра», «лит-ра», «матика» и т. п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие — появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, — тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут — выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленгупотребляется в Интернете. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире — в сортире будем мочить их», — сказал о террористах В. В. Путин. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи. компьютерный сленг грамотность англицизм.