Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Виды стресса. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Микрогрупповыми стрессорами могут выступать возникающие в коллективе конфликты сотрудников, особенно конфликты с руководством, несовместимость сотрудников, низкая культура отношений, неадекватный стиль руководства и искажения в оценочной деятельности руководителей, нарастание тревожности и психической напряженности у сотрудников, различного рода психические травмы (потеря близкого человека… Читать ещё >

Виды стресса. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделяются следующие разновидности стресса:

  • — социогенный стресс. Социальная действительность (политическая, экономическая, нравственная, религиозная, семейно-бытовая и т. д.) может стать (и по существу, перманентно является) мощным стрессогенным фактором. Война, социальная нестабильность, угроза жизни и гибель близких людей являются сильными стрессорами. Точно так же в мирной жизни потеря любви, собственности, друзей, родственников способна вызвать сильные стрессовые состояния. Социальными стрессорами могут служить также конфликты, как социальные, так и межличностного характера, препятствия к достижению целей, утрата работы и т. п.;
  • — техногенный стресс, обусловленный опасностью, идущий от техники, искусственной среды обитания, жизни и деятельности людей, технологических особенностей многих современных производств;
  • — профессиогенный стресс. Он связан с условиями, средствами, технологией, режимом, ритмом осуществления той или иной профессиональной деятельности, специальности (моряки, шахтеры, летчики, педагоги, журналисты и др.);
  • — природообусловленный стресс. Он связан со стрессогенным воздействием на человека климатических и географических условий его жизнедеятельности, природных процессов, катаклизмов, катастроф (ураганы, наводнения, лесные пожары, землетрясения, извержения вулканов, селевые потоки и т. п.);
  • — аутогенный стресс. Стрессорами и потому причиной стресса могут быть и те или иные черты личности. Например, обидчивость, мнительность или чувство неполноценности могут вызвать стресс и без видимого влияния внешних стимулов. Отдельные черты личности способствуют неблагоприятному для человека восприятию и пониманию ситуации, оценке степени ее значимости и негативности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Паранойяльная установка личности, например, создает хронический стресс, приводящий к болезням адаптации, вызываемым постоянной готовностью отразить нападение враждебного окружения. Эта хроническая готовность к борьбе вызывает и поддерживает стресс.

Как отмечал Ю. М. Орлов, «стрессорами могут быть и особенности умственного поведения и мышления (так называемое патогенное мышление). Например, склонность к интерпретации поведения близких, как отклоняющихся от некоторых культурных стандартов, вызывает у интерпретатора эмоциональный стресс, состояние негодования, раздражительности и даже агрессии» .

Социогенный стресс

Особое значение в жизни и деятельности современного специалиста имеет социогенный стресс.

Все многообразие источников социогенного стресса можно свести в две группы стрессовых факторов: стрессоры макросоциосреды и стрессоры микрогруппового характера.

Стрессогенные факторы макросоциосреды включают в себя:

  • 1) стрессогенные факторы, связанные с особенностями социальной среды, в которую погружен человек: степень стабильности той или иной экономической, политической, правовой, нравственной, криминогенной и другой ситуации, того или иного уровня жизни населения и т. п.;
  • 2) факторы, связанные с особенностями современной деятельности государства: особенности его внутренней и внешней, военной, образовательной, экологической и другой политики в основных сферах жизни и деятельности людей, его обязательность в исполнении своих решений, готовность и способность отстаивать интересы основной массы населения страны;
  • 3) факторы деятельностного характера, такие как: возможности реализации права на труд, степень обеспеченности средствами и материалами на производстве, социальная защищенность труда, повышение экстремальности современного труда фактически во всех сферах и др.;
  • 4) факторы информационно-технологического характера, связанные с содержанием и динамикой информационного поля, в котором находится современный человек, с проблемой информационно-психологической опасности, исходящей от средств массовой информации: искажение, предвзятость информационного воздействия СМИ; навязывание агрессивных, асоциальных норм и правил поведения, индивидуализма, сексуальной распущенности, вседозволенности, обесценивания жизни и личности человека; бесцеремонность и манипулятивный характер информационного воздействия.

Микрогрупповыми стрессорами могут выступать возникающие в коллективе конфликты сотрудников, особенно конфликты с руководством, несовместимость сотрудников, низкая культура отношений, неадекватный стиль руководства и искажения в оценочной деятельности руководителей, нарастание тревожности и психической напряженности у сотрудников, различного рода психические травмы (потеря близкого человека, серьезные заболевания, физическое и психологическое насилие и др.).

Под влиянием тех или иных стрессоров или их совокупности у людей и возникают соответствующие психические стрессовые состояния.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой