Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Принятие христианства при Владимире Святославиче

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, желавшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью, не скупясь при этом на обещания. Важными условиями договора, по которому был послан в распоряжение императора шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского христианского историка XI в. Яхьи… Читать ещё >

Принятие христианства при Владимире Святославиче (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принятие христианства как государственной религии связано с сыном Святослава великим князем киевским Владимиром (980—1015 гг.), который осознал необходимость реформы религиозного культа. Его попытка предотвратить распространение на Руси христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодального общества, оказалась неудачной. За ней последовали разрушение созданного пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X в.

Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, желавшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью, не скупясь при этом на обещания. Важными условиями договора, по которому был послан в распоряжение императора шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского христианского историка XI в. Яхьи Антиохийского, женитьба «царя руссов» Владимира на сестре императора Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Этот династический брак уравнял бы князя Владимира в правах с византийскими василевсами, дал бы ему в руки христианскую церковную организацию, полностью от него зависимую, которая бы стала проводить его замыслы в жизнь.

Соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г. После победы над мятежником императору пришлось выполнить договор и отдать сестру-царевну за киевского великого князя. Это было редким исключением в политической практике империи — в руке порфирородной принцессы перед этим было отказано сыну германского императора, будущему Оттону II. Чтобы добиться выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму г. Корсунь.

По Повести временных лет, Владимир решил принять крещение, если удастся взять Корсунь, и потребовал выдачи царевны после этого успеха, угрожая в противном случае и Константинополю. Этому противоречат свидетельства «Памяти и похвалы» Иакова Мниха. В последнее время было высказано предположение, что Корсунь был взят Владимиром по соглашению с императором Василием, поскольку город перешел на сторону узурпатора Варды Фоки. Это византийское владение было возвращено императору в качестве «вена» — выкупа за невесту. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II— Василия Великого, для скорейшего вступления договора в силу могло иметь место еще во время пребывания посольства этого императора в Киеве, то есть в начале 988 г. Хотя Корсунская легенда в Повести временных лет и зависящем от нее Житии Владимира относит его только к Корсуню.

Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988 г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По Повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира — в притоке Днепра реке Почайне.

По сведениям «Памяти и похвалы» Иакова Мниха, автора XI в., Владимир крестился «в десятое лето по убьеньи своего брата Ярополка», которое произошло в 978 г., а после крещения жил еще 28 лет. Это указывает, следовательно, на 987/88 г., что подтверждается и ссылкой на то, что на третье лето после крещения (то есть в 989/90 г.) он взял Корсунь. После возвращения Владимира из Корсуня и появления корсунских и константинопольских попов обращение в христианство действительно должно было стать более широким. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.

Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому.

Под Новгородом, в Перыни, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества. По сообщению Повести временных лет, Владимир «начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам». Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения.

Митрополит Иларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «…никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой