Введение.
Город – источник опасности
Автомобиль стал одним из главных виновников загрязнения городской среды. Только резиновой пыли от стирания шин поступает в воздух за год от каждой машины до 10 кг. А сколько ядовитых веществ выбрасывается из выхлопной трубы, сколько двигателем автомобиля поглощается кислорода и выделяется углекислого и угарного газов, да и просто воздух нагревается двигателями (теплоотдача 100 тыс. движущихся… Читать ещё >
Введение. Город – источник опасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Город как среда обитания, созданная человеком, значительно отличается от природной среды. Если в природе человек сталкивается с воздействием внешних естественных условий, то в обществе, наиболее сложным явлением которого является город, внешние воздействия исходят, прежде всего от людей или от обстоятельств, вызванных ими. Жизнь человека в городе проявляется как двоякое отношение с одной стороны как естественное, а с другой — общественное.
Поскольку каждый человек есть ЭГО, для него любой другое индивид есть уже среда, нередко враждебная. Поэтому каждым из нас есть одновременно и человек, и среда для другого индивида.
Вступая в объединенные действия, люди занимают различные положения, позы по отношению друг к другу, а между ними устанавливаются межличностное отношения как результат действия сознательного, бессознательного и подсознательного.
Особенности города как среды, созданной человеком
В России проживает более 140 миллионов человек, в том числе в городах — около 100 миллионов. Число городов постоянно растет, а их население продолжает увеличиваться.
В процессе длительного исторического развития в городских поселениях у человека сформировалась особая среда обитания. Она включает природные составляющие: неживую — абиотическую (рельеф, климат, вода), и живую — биоту (растительный, животный мир), а также искусственно созданный компонент городской среды — техносферу (промышленные предприятия, транспорт, жилые здания). Обязательной частью городской среды является население. Все эти компоненты постоянно взаимодействуют друг с другом и развиваются. Иногда результатом такого взаимодействия и развития являются различного рода нарушения и сбои, приводящие к возникновению многочисленных и самых разнообразных проблем.
Природные проблемы связаны, как правило, с деградацией природных ландшафтов. В городах изменяются основные компоненты среды обитания: геологическое строение и рельеф местности, состояние поверхностных и подземных вод, климат, почвенный покров, животный и растительный мир. Все живое в городской среде старается приспособиться к этим изменяющимся условиям. Казалось бы, городская среда меняется только на поверхности земли, а в глубине, под домами и асфальтом, многое остается без изменений. Однако это далеко не так.
Человек в далеком прошлом создавал под дворцами и замками затейливые подземные ходы, туннели, лазы, тайники, использовал естественные пустоты — пещеры. В современных городах коммуникации расположены иногда на глубине в несколько сот метров. В подземные туннели упрятаны реки, там же проложены линии метро, различные трубопроводы, кабельные сети и пр.
Все эти сооружения и коммуникации существенно влияют на гидрологические условия (понижается уровень грунтовых вод), в результате чего нарушается почвообразовательный процесс.
В целях благоустройства изменяют рельеф (ровняют в одних местах холмы, в то время как в других районах, наоборот, их насыпают). Для озеленения привозят из различных регионов декоративные растения, способные выжить в городе.
Ресурсно-хозяйственные проблемы обусловлены большими масштабами использования природных ресурсов, их переработкой и образованием различных, в том числе токсичных, отходов, что приводит к экологическим нарушениям и отрицательным воздействиям на здоровье жителей городов.
Практически все предприятия являются источниками промышленных загрязнений, а поскольку большинство заводов и фабрик сосредоточено в городах, концентрация вредных веществ в воздухе, почве и воде представляет большую опасность для здоровья и даже жизни людей.
Город — это и повышенное шумовое раздражение (от машин и другой техники, средств сигнализации, различных производств). Оно приводит к повышенной утомляемости, снижению умственной активности, физическим и нервным заболеваниям. Специфическую усталость вызывает и необходимость длительных поездок в городском транспорте.
В городе потенциально опасны даже сами дома, особенно многоэтажные, с крыш которых зимой и весной срываются сосульки, а из окон и балконов могут выпадать различные предметы. Поэтому в городских условиях вполне уместны дополнения к головному убору типа пробкового шлема, каски или иного защитного приспособления. Это хоть в какой-то мере сможет обеспечить безопасность прохожих.
Вообще следует внимательно смотреть не только вверх, но и себе под ноги. Городские дороги и тротуары по ряду причин могут стать скользкими, и, как следствие, появляется большое число травмированных людей, особенно пожилого возраста.
В городах быстрее распространяются инфекционные заболевания из-за высокой скученности людей и многочисленных контактов между ними, что может приводить к эпидемиям.
И в довершение всех этих бед — в городах практически постоянно снижается качество окружающей природной среды в целом.
Бывает, что и растительность играет отрицательную роль — в погоне за быстрорастущими и красивыми растениями, хорошо переносящими условия городской среды, в большом количестве завозятся декоративные растения, которые могут вызывать у горожан различные аллергические реакции.
И все-таки наибольшая опасность кроется в некачественной питьевой воде, загрязненном воздухе, некачественных продуктах питания, повышенном уровне радиоактивности, сильном воздействии электромагнитных волн. Множество неприятностей доставляют и размножающиеся в большом количестве на городских свалках и отстойниках птицы, грызуны, насекомые и микроорганизмы, являющиеся переносчиками и источником заболеваний.
Сегодня население развитых и почти половина жителей развивающихся стран живут в промышленных центрах. Если в 1950 г. в мире было лишь 5 городов с населением более 5 млн человек (общей численностью 47 млн человек), то в 1980 г. таких городов стало 26 с общим числом жителей 252 млн. В 2000 г. уже насчитывалось около 60 городов с населением свыше 5 млн с общей численностью в 650 млн человек.
Подсчитано также, что в сутки городу с населением в 1 млн чел. требуется 625 тыс. т воды, 2000 т пищи, 4000 т угля, 2800 т нефти, 2700 т газа и 1000 т автомобильного топлива. Отходы такого города также огромны: 500 тыс. т сточных вод, 2000 т твердых отходов, в атмосферу выделяется 150 т соединений серы, 100 т оксидов азота.
Автомобиль стал одним из главных виновников загрязнения городской среды. Только резиновой пыли от стирания шин поступает в воздух за год от каждой машины до 10 кг. А сколько ядовитых веществ выбрасывается из выхлопной трубы, сколько двигателем автомобиля поглощается кислорода и выделяется углекислого и угарного газов, да и просто воздух нагревается двигателями (теплоотдача 100 тыс. движущихся машин равна теплу, получаемому от нескольких миллионов литров горячей воды).
Трубопроводы теплофикации выделяют наружу до 1/5 проходящего по ним тепла. Теплоотдача от фабрик и заводов, печей и котельных, различных механизмов и устройств также способствует нагреву воздушного бассейна городов, от этих производств в воздух поступает 2/5 энергии всего сжигаемого топлива. Неудивительно, что над крупными городами образуются дымовые купола с пониженной влажностью воздуха и повышенной температурой. Поэтому в городах чаще случаются грозы, больше пасмурных и дождливых дней, но меньше выпадает снега (в центре крупного города — примерно на 5%). Смещено в крупных городах наступление времен года — весна начинается несколько ранее, а осень задерживается. Естественная освещенность, особенно в центре города, на 5—15% меньше, чем в пригородах, скорость ветра — на 20% меньше. Увеличивается число центров конденсации (в 10 раз) и туманов (в 2 раза). Каждое четвертое заболевание связано с загрязнением воздуха городов, а углекислым газом оно таково, что вдыхание его в течение нескольких часов способно нарушить деятельность головного мозга. В атмосфере городов углекислого газа в 20 раз больше, чем в сельской местности, и в 2000 раз больше, чем над морем. Содержание свинца в выбросах из выхлопных труб машин может вызывать мозговые расстройства и умственную отсталость у детей. Кроме того, в воздухе городов присутствует ртуть, асбест и прочие вредные вещества. Простояв на перекрестке весь рабочий день как постовой милиционер, можно получить количество вредных веществ, содержащееся в 5 пачках сигарет. Города все больше становятся местами, малопригодными для здоровой жизни людей, да и всего живого в целом. Давно известно, что продолжительность жизни горожанина сократилась на 10%. Адаптационные механизмы нашего организма велики, но не бесконечны.