Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы системного анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналитичность человеческого знания находит свое отражение в дифференциации наук, во все более глубоком изучении более узких вопросов, каждый из которых важен и необходим. В процессе синтеза знаний возникают «пограничные науки» типа биохимии, бионики и т. д. Однако другая, более высокая форма синтеза реализуется в виде наук о самых общих свойствах природы (философия, математика, кибернетика… Читать ещё >

Теоретические основы системного анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мефистофель :

Употребляйте с пользой время.

Учиться надо по системе.

Сперва вам в долг хочу вменить На курсы логики ходить.

Ваш ум, не тронутый доныне, На них приучат к дисциплине, Чтоб взял он направленья ось, Не разбредаясь вкривь и вкось.

И.В.Гете. «ФАУСТ», ч.1.

Возникновение и развитие системных представлений В современном обществе системные представления уже достигли такого уровня, что мысль о полезности и важности системного подхода к решению возникающих в практике проблем вышла за рамки специальных научных истин и стала привычной, общепринятой. Широко распространилось понимание того, что наши успехи связаны с тем, что насколько системно мы подходим к решению проблем, а наши неудачи вызваны отступлениями от системности.

Человеческое мышление системно всегда и другим быть не может. Однако системность имеет разные уровни. Сигналом о недостаточной системности существующей деятельности является появление проблемы; разрешение возникшей проблемы осуществляется путем перехода на новый, более высокий уровень системности в нашей деятельности. Поэтому системность не только состояние, сколько процесс.

Человек — активная часть природы. Добиваясь своих целей, он активно использует природу, воздействует на нее, преобразует ее и себя. Если рассматривать практическую деятельность человека, то очевидно, что она системна, так как обладает следующими признаками: структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации всей системы определенной цели. Другое название для такого построения деятельности — алгоритмичность. Здесь важными являются следующие моменты :

Во-первых, всякая деятельность алгоритмична;

Во-вторых, не всегда алгоритм реальной деятельности осознается;

В-третьих, в случае неудовлетворенности результатом возможную причину неудачи следует искать в несовершенстве алгоритма.

Таким образом, природная системность человеческой практики является одним из объективных факторов возникновения и развития системных представлений, понятий и теории. 19].

Рассматривая объективные причины возникновения и факторы развития системных представлений, необходимо отметить объективные особенности человеческого мышления. С этой позиции сам процесс познания представляется системным, и знания, добываемые человечеством, тоже системны. Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени, в большом и в малом, вовне и вовнутрь. И все же человеку, с его ограниченными ресурсами, удается познавать мир, и как показывает практика, познавать верно. А. Энштейн отмечал, что самое удивительное в природе то, что она познаваема. Противоречия между неограниченностью желаний человека познать мир и ограниченностью существующих возможностей сделать это имеют много важных последствий.

Одной из особенностей сознания, которые позволяют постепенно, поэтапно разрешать эти противоречия, — наличие аналитического и синтетического образов мышления. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс — синтез.

Аналитичность человеческого знания находит свое отражение в дифференциации наук, во все более глубоком изучении более узких вопросов, каждый из которых важен и необходим. В процессе синтеза знаний возникают «пограничные науки» типа биохимии, бионики и т. д. Однако другая, более высокая форма синтеза реализуется в виде наук о самых общих свойствах природы (философия, математика, кибернетика, и др.), в которых необходимым образом соединяются технические, естественные и гуманитарные знания.

Необходимо отметить, что системность — не только человеческой практики (включающей и внешнюю активную деятельность, и мышление, и даже пассивное созерцание), но и свойство всей материи. Ведь системность нашего мышления вытекает из системности мира[26]. Современные научные данные позволяют говорить об окружающем мире, о природе, о Вселенной как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в развитии и на разных стадиях развития. Таким образом — системность можно назвать формой существования материи, а известные формы существования (время, пространство, движение, структурированность) представляют собой частные проявления, аспекты системности мира. Взаимосвязи основных элементов системности окружающего мира представлена на рис. 1.

Таким образом, наращивание системности знаний — естественный процесс, происходящий во всех областях человеческой деятельности стихийно (как результат обратной связи через практику, как форма развития). Осознание же системности нашего познания и окружающего мира — это более высокий уровень системности знаний, и оно происходит значительно труднее, медленнее, с отставанием, петлянием, т. е. со свойственными процессам поиска качествами. Однако это не бесцельное, хаотическое блуждание, а процесс поиска истины, в котором необходимы задержки и ошибки, но его содержание и смысл не в этих ошибках, а в продвижении к истине.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой