Формальное и неформальное экологическое образование
Сегодня особое значение приобретает экологическое образование студентов. С одной стороны, в руках специалистов находятся техника и новые интенсивные технологии, колоссальная мощь которых при условии использования их людьми невежественными, некомпетентными может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, именно взрослые люди занимаются воспитанием молодого поколения. Развитие… Читать ещё >
Формальное и неформальное экологическое образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формальное экологическое образование. Экологическое образование условно можно подразделить на две категории: формальное и неформальное.
Формальное экологическое образование включает дошкольное, школьное образование и экологическую подготовку в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.
В соответствии с терминологией, принятой ЮНЕСКО, формальное образование — это традиционные системы образования, предполагающие организацию обучения, соответствующую следующим требованиям:
- • образование приобретается в специально предназначенных для обучения учреждениях;
- • обучение осуществляется специально подготовленным персоналом;
- • в итоге — получение общепризнанного документа об образовании на государственном уровне;
- • в рамках формального образования обучающиеся овладевают систематизированными знаниями, умениями, навыками;
- • обучение характеризуется целенаправленной деятельностью учащихся.
Сегодня особое значение приобретает экологическое образование студентов. С одной стороны, в руках специалистов находятся техника и новые интенсивные технологии, колоссальная мощь которых при условии использования их людьми невежественными, некомпетентными может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, именно взрослые люди занимаются воспитанием молодого поколения.
Экологическое образование в высшей школе характеризуется фундаментальностью, поскольку сочетает методологическую, мировоззренческую и профессиональную подготовку будущих специалистов.
На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92) Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994), подписанную более чем 250 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что «университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основе сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной миссии… Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, посвященные экологической тематике, и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов независимо от их профиля, образования и характера деятельности».
Опыт экологического образования в университетах стран Европы опирается на традиционные и инновационные формы развития экологической культуры и основывается на системной интеграции вопросов экологии с экономикой и политикой. Национальные программы по экологическому образованию и просвещению построены на новой методологии образования и направлены на обучение на основе исследовательских проектов, тесных коммуникаций между студентами и преподавателями, факультетами университетов и школами.
Международное сотрудничество европейских университетов в области экологического образования осуществляется в следующих направлениях:
- • обмен информацией о результатах исследования экологического состояния среды;
- • совместные научно-методические разработки в области образовательных технологий, содействующих формированию экологической культуры;
- • инициирование и осуществление совместных эколого-образовательных и исследовательских проектов и программ;
- • организация международного экологического туризма и полевых исследований;
- • совместное проведение международных форумов, конференций и семинаров;
- • участие в деятельности международных фондов;
- • научные стажировки специалистов в области экологического образования и просвещения.
Развитие международных связей в области экологического образования за последние годы стало одним из важных факторов развития российской системы высшего педагогического образования. В рамках межгосударственных, межправительственных и двухсторонних соглашений реализуются различные международные проекты в области экологического образования.