Источники воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации трубопроводов
Перекачивающие насосные станции располагаются с интервалами 50—150 км; на газопроводах — 100—200 км. Они оборудованы центробежными насосами или газоперекачивающими агрегатами (ГПА) с электроприводом. В начале нефтепровода располагается головная насосная станция. Основное оборудование — насосно-перекачивающие агрегаты, электрические двигатели или газоперекачивающие агрегаты. Головные насосные… Читать ещё >
Источники воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации трубопроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее масштабные работы по сооружению магистральных трубопроводов проводились в СССР в 1960—1980;х гг. На 1979 г. суммарная протяженность трубопроводов для транспортировки углеводородов в СССР составляла около 165 тыс. км. Работы по сооружению и поддержанию в надлежащем состоянии магистральных трубопроводов весьма дорогостоящи. Безусловно, технологии сооружения трубопроводов постоянно развиваются с учетом изменения условий транспортировки УВ — например, прокладка трубопроводов по дну моря.
Создание трубопроводов осуществляется подземным, наземным и надземным (на опорах) способами. При этом уничтожается растительный покров (деревья и кустарники), проводятся срезка бугров, засыпка впадин, сооружение полок на склонах, отсыпки насыпей на болотах. При подземной укладке трубопроводов производятся рытье и засыпка траншей. Сооружение трубопроводов на заболоченных и обводненных территориях ведется наземным и надземным способами, а укладка труб осуществляется непосредственно на земную поверхность или на опоры.
Нефтепроводы подразделяются в зависимости от типа перекачиваемой продукции. По своему назначению нефтепроводы подразделяются на следующие группы:
- • внутренние — соединяющие различные объекты и установки на промыслах, НПЗ и нефтебазах;
- • местные — имеют большую протяженность, чем внутренние, и соединяют нефтепромыслы или НПЗ с головной станцией магистрального нефтепровода, с пунктом налива на железной дороге или в наливные суда;
- • магистральные — характеризуются высокой пропускной способностью и большой протяженностью (сотни и тысячи км), с диаметром трубопроводов от 219 до 1220 мм и более.
Режим работы магистральных нефтепроводов — непрерывный, а перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными вдоль трассы. В состав магистральных нефтепроводов входят линейные сооружения (собственно трубопровод, системы противокоррозионной защиты, линии связи и т.н.); перекачивающие и тепловые станции; конечные пункты нефтепроводов и нефтепродуктоироводов — нефтебазы и нефтесклады.
Объекты магистральных нефтепроводов:
- 1) линейные сооружения (труба, переходы через естественные и искусственные препятствия), линейные задвижки, устройства приема-пуска, скребка — через 300 км, линии связи, станции защиты от коррозии;
- 2) насосные перекачивающие станции (МПС).
Магистральные трубопроводы заглубляют в грунт, обычно на глубину до 0,8 м. Как правило, применяются стандартные цельнотянутые или сварные трубы 1300—1420 мм. Проектное давление в трубах достигает 10 МПа.
Перекачивающие насосные станции располагаются с интервалами 50—150 км; на газопроводах — 100—200 км. Они оборудованы центробежными насосами или газоперекачивающими агрегатами (ГПА) с электроприводом. В начале нефтепровода располагается головная насосная станция. Основное оборудование — насосно-перекачивающие агрегаты, электрические двигатели или газоперекачивающие агрегаты. Головные насосные станции отличаются от промежуточных наличием резервуарного парка объемом, равным 2—3-суточной пропускной способности нефтепровода, а также наличием узлов учета. Кроме этого, на каждой станции имеется трансформаторная подстанция по снижению напряжения подаваемого тока, а также система водоснабжения, канализации и охлаждения. Для повышения надежности работы магистрального трубопровода через каждые 400—600 км резервуарами оборудуются промежуточные НПС до 0,5—1,5-суточной пропускной способности. Участки между НПС называются эксплуатационными и могут соединяться между собой по различным системам. Как правило, длина этих участков изменяется от 400 до 800 км, в пределах которых возможна независимая работа насосного оборудования («из насоса — в насос»).
Тепловые станции устанавливаются на трубопроводах, транспортирующих высокозастывающие и высоковязкие нефти и НП. Иногда их совмещают с насосными станциями. Для подогрева используют паровые или огневые печи, а для снижения тепловых потерь применяют теплоизоляционные покрытия.
На магистральных газопроводах газораспределительные станции (ГРС) и контрольно-распределительные пункты оборудуются устройствами для очистки газа от механических примесей, конденсата и влаги, замера объемов, снижения давления и одорации.
В условиях многолетней мерзлоты (в криолитозоне) наиболее значительные тепловые воздействия на породы оказывает подземный способ прокладки. Во время транспортировки по трубопроводу продукта с положительной температурой наибольшая интенсивность оттаивания мерзлых пород наблюдается в первые 2—4 года эксплуатации. В этот период скорость оттаивания составляет до 1,8 м/год при температуре транспортируемого продукта 20—30°С.
Стадия строительства трубопроводов для транспорта УВ сопровождается значительными воздействиями на окружающую среду. Эти воздействия более значительны с учетом усложнения природных условий и уязвимости ландшафтов в районе добычи УВ. Все это обусловливает необходимость мониторинговых наблюдений уже на стадии строительства объектов транспорта.
Еще один важнейший фактор воздействия трубопроводного транспорта на окружающую среду — аварийные ситуации. Аварии сопровождаются взрывами, пожарами, аварийными разливами нефти и НП.
Принципиально газои нефтетранспортные системы можно подразделить на линейную часть с минимальными выбросами в атмосферу транспортируемых УВ и стационарные объекты воздействий, к которым относятся газои нефтеперекачивающие станции.