Государственная служба как публично-правовой институт
Согласно российскому Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ… Читать ещё >
Государственная служба как публично-правовой институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из основных для нас является понятие государственной службы, выступающей предметом изучения различных наук: управленческих, юридических, психологических, социологических и др. Не игнорируя подходы и достижения последних, в качестве своей основной задачи мы видим определение сущности государственной службы в системе понятийного аппарата и концепций политической науки.
В нормативно-правовом лексиконе западных стран отдается предпочтение терминам «публичная служба», «гражданская служба», в политологических публикациях — термину «бюрократия», лишенному в данном случае какого бы то ни было негативного или уничижительного смысла. Все термины служат для обозначения корпуса лиц и системы отношений, связанных с формированием и функционированием корпуса профессиональных чиновников. На Западе чиновник — это профессия, для которой требуется специальное образование, соответствующая аттестация, наличие профессиональных знаний. Деятельность чиновников регулируется, например в Германии, особой системой правовых норм (ветвь административного права), в отличие от лиц, занятых в других сферах жизнедеятельности. На чиновников распространяются урегулированные законом государственно-служебные права и обязанности, а также отношения служебной верности и служения отечеству. Видный американский специалист О. Ренней определяет бюрократию как большую и сложную организацию с фиксированными и официальными областями юрисдикции, иерархической системой центральной власти и корпусом чиновников со специальными профессиональными навыками, следующих в своей деятельности систематизированным общим правилам и процедурам.
Согласно российскому Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. В различного рода изданиях, посвященных проблемам государственного управления, теории и организации государственной службы, названные положения дополняются и конкретизируются. В частности, отмечается, что государственная служба — это совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, осуществление целей и функций государства.
Обозначенные позиции в понимании сущностных характеристик государственной службы в общем и целом совпадают с зарубежным законодательством и подходами западных специалистов. В то же время имеются и существенные различия, которые необходимо иметь в виду. Главное из них состоит в том, что на Западе (например, в США) публичная служба понимается как в широком смысле слова — профессиональная деятельность любого рода лиц, труд которых оплачивается из бюджетных средств, будь то федерального, регионального или местного уровня (включая врачей, учителей, почтовых служащих, охрану и т. д.), так и в узком — как деятельность, связанная с выполнением управленческих функций.
Как ни важны те или иные характеристики любого социального института, глубинная его сущность может быть постигнута только через основную идею, определяющую предназначение института. Главная идея государственной службы в СССР, основанной на принципах трудового найма и полного подчинения госслужащего руководителю конкретного учреждения, никак не вписывалась в общемировые традиции организации этого института. Современному пониманию соответствует идея государственной службы как публично-правового института, что в первую очередь предполагает:
1) истинно государственный (не поделенный по ведомственному или региональному основанию) характер госслужбы, ее «вписываемость» в систему государственных отношений в целом, Конституцию и законы Российской Федерации, государственную политику и идею государства; отношения, основанные на принципах верности государственному долгу, корпоративной этике и общности основных ценностей;
2) обеспечение государственной службой действенности, практической реализации норм, законов, политики государства посредством увязывания воедино системы государственных органов, конкретного государственного органа, государственного служащего, гражданина, всего общества.