Игра как вид рекреационно-развлекательной технологии досуга
Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи… Читать ещё >
Игра как вид рекреационно-развлекательной технологии досуга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Игра — социальное педагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно — игровые занятия трактовались у нас специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирования подрастающего поколения Рыжкин, Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: уч. пособие / Ю. Е. Рыжкин. — СпБ.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 432 .
В жизни взрослого игра, разумеется, занимает более скромное место, чем в жизни ребёнка. Существенно изменяются и её мотивы и функции. Однако это не значит, что у взрослых людей совершенно исчезает потребность в этом виде деятельности, а сама игра перестаёт влиять на развитие личности.
Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями.
Игре присуща своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью (достижение материальных ценностей), ни общественными обязанностями. Человек рассматривает игру как источник радости и наслаждения. Игровой деятельности чужды сложные опосредования между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые интересны для человека в их прямом, непосредственном содержании. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играет не ради какого-то практического эффекта, а потому, что это ему нравится.
Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодоления определённых препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своё содержание: в ходе её человек совершает разнообразные умственные операции и производит практические действия. Как и другие виды деятельности, игра предполагает владение определёнными способами действия.
В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт и результат игровой деятельности, ценный как, в общественном, так личностном плане. Однако для самих играющих интерес и значение имеют и непосредственные результаты игры, понимаемые как победа или проигрыш. Однако, в отличие от житейских неудач, неуспех в игре не грозит внешними неприятностями и не угнетает человека. В этом смысле игра беспроигрышна, в ней всегда больше «получают» чем «теряют» .
Содержание и ход игры определяются в основном склонностями и интересами самих отдыхающих. Дело здесь не обходится без определённой регуляции, однако по сравнению с другими видами деятельности она минимальна и осуществляется исподволь.
Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает тот, кто лучше других сумеет проявить ловкость, силу, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, художественную одарённость, техническую смекалку, остроумие, грациозность и т. д. Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести командиру создаёт хорошее спортивное напряжение.
Даже когда игра идёт без зрителей, даже когда человек играет в одиночку, он всё равно состязается — сам с собой, с автором занимательной задачи. В состязательно — игровой обстановке происходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональный подъем. Успех в игре придаёт уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в состязании, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.
Современная жизнь с её неуклонно возрастающей регламентацией (это тенденция особенно ощутима в сфере производства) даёт людям мало возможностей для открытого выражения своих внутренних состояний. В этом смысле игра, особенно массовая, — явление поистине исключительное. Игроки и болельщики не только испытывают удовольствие, восторг, досаду, но и открыто их проявляют. Освобождение от многих условностей, необходимы в иных ситуациях, доставляет людям несомненные правила существуют в игре. Но они дают игроку и зрителю гораздо большую свободу, чем в других ситуациях.
В каждой игре ясно определена цель. Однако участники её могут в чем — то отступать от первоначального заданных установок Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. — СпБ. — 2011. С. 85 .
В основе любой игры лежит сознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игровое занятие немыслимо без некоторого отвлечения от действительности, без фантазии и символики. Игра приподымает над обыденностью, переносит человека в новую необычную обстановку. Тем не менее, игра неразрывно связана с реальностью. Всё, из чего строится её содержание, черпается из жизни и неразрывно связано с жизнью.