Заключение.
Методика преподавания социальных дисциплин: социальная работа
Сегодня можно констатировать, что социальная работа как профессиональная деятельность имеет полифункциональную структуру, ядром которой являются профессиональные действия, направленные на социальную защиту человека как высшей ценности бытия, на поддержание и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья, разностороннее развитие. Как субъект этой деятельности социальный… Читать ещё >
Заключение. Методика преподавания социальных дисциплин: социальная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сегодня можно констатировать, что социальная работа как профессиональная деятельность имеет полифункциональную структуру, ядром которой являются профессиональные действия, направленные на социальную защиту человека как высшей ценности бытия, на поддержание и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья, разностороннее развитие. Как субъект этой деятельности социальный работник должен обладать рядом базовых характеристик, составляющих содержание его профессионально-личностного развития.
Обобщенная прогностическая модель профессиональноличностного формирования и развития специалиста социальной сферы, разработанная нами, включает в себя базовые основания его личности (профессиональное сознание и самосознание, профессионально-ценностные ориентации, профессионально обусловленные качества личности), его готовность к профессиональной деятельности (нравственно-психологическая, содержательно-информационная, операционально-деятельностная), готовность к своему развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция).
Исследование последних лет доказывает, что профессионально-личностное развитие социального работника — динамичный, системно-организованный, вариативный, индивидуально-творческий процесс становления его как личности, как профессионала, как гражданина.
Педагогическое управление формированием и развитием социального работника осуществляется посредством личностно-ориентированных развивающих технологий.
Поставленный акцент на роль и место рефлексивно-управленческой технологии предусматривает установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, будущих социальных работников, применение средств, стимулирующих самодеятельность обучающихся: они являются субъектом управления своим и личностно-профессиональным развитием и саморазвитием. Педагогическая личностно-развивающая технология обеспечивала формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его таких личностных образований, как профессиональная идентификация, саморегуляция, самоадаптация, самокоррекция, самоуправление, самореализация, а также готовность личности к профессиональной деятельности, к своему дальнейшему развитию, к «вхождению» (и осознанию своего Я) в профессиональную сообщность.
Безусловно, определяющим условием развития личности как профессионала — специалиста социальной сферы выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.
«Строя» себя в деятельности, личность формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование социальной работы, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий социальной помощи и поддержки, коррекции и реабилитации как отдельного человека, так и групп лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.
Вместе с тем тенденция целостности и непрерывности профессионально-личностного развития специалиста как профессионала социальной сферы отражает противоречие между сложившимися образованиями личности и внешними условиями ее жизнедеятельности. Для разрешения этого противоречия необходимо обеспечить единство многоуровневой подготовки довузовского, вузовского и послевузовского этапов образования и профессионального функционирования специалиста социальной работы, их гибкость, динамизм и преемственность.
Выявленные акмеологические механизмы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы на разных этапах его жизнедеятельности позволяют строить педагогический процесс на базе образовательных технологий рефлексивно-управленческого типа, с учетом достижения результатов — показателей профессионализма личности и деятельности социального работника.
Следует подчеркнуть, что эффективность личностного формирования и развития социального работника как профессионала обеспечивается, безусловно, таким важным условием, сущностью профессии, которая помогает людям в сложных жизненных ситуациях.