Методы обучения на рабочем месте
Иногда обучение на рабочем месте проходит на специальных учебных участках или в цехах. Эффективность такого обучения снижается в том случае, если производственная база, на которой осуществляется обучение, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях. Кроме того, такое обучение обычно не воспроизводит некоторые рабочие условия, например, шум, отвлечения… Читать ещё >
Методы обучения на рабочем месте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности, обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.
Иногда обучение на рабочем месте проходит на специальных учебных участках или в цехах. Эффективность такого обучения снижается в том случае, если производственная база, на которой осуществляется обучение, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях. Кроме того, такое обучение обычно не воспроизводит некоторые рабочие условия, например, шум, отвлечения со стороны других работников, напряженный график.
Рассмотрим наиболее распространенные методы обучения на рабочем месте.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой обучаемого), так и специально подготовленным инструктором.
Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков ручного труда. Широко используется на всех уровнях организации. Например, организация обучения вновь принятых сотрудников сети ресторанов «Макдоналдс», где каждый новичок получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителей, пользоваться кассовым аппаратом, упаковывать заказ и т. д.
Область применения инструктажа ограничена: его недостаточно для обучения специфическим знаниям, для подготовки руководителей и т. д.
Наставничество является наиболее часто применяемым методом профессионального обучения. Эта форма обучения характеризуется тем, что наставник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных без освобождения от основной работы. Применяется для обучения разных категорий работников, от рабочих до руководящих должностей.
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника. Успех обучения решающим образом зависит от опыта и квалификации наставника — его способности общаться, мотивировать, поддерживать своего подопечного, давать конструктивную обратную связь о результатах работы.
Наставничество — это также процесс формирования желательных образцов поведения обучаемого в соответствии с установленными стандартами работы и требованиями организации.
Основное преимущество наставничества состоит в индивидуальном подходе к ученикам. Основным же отрицательным моментом является то, что данный метод отнимает много времени у наставника, отвлекая его от основной работы.
Ротация представляет собой перемещение работника с одной позиции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы, приобретения новых навыков. Время такого передвижения может составлять от нескольких дней до года. К достоинствам ротации как метода обучения можно отнести следующие:
- — она необходима предприятиям, требующим от работников поливалентной квалификации, т. е. владения несколькими профессиями;
- — помимо чисто обучающего эффекта, оказывает положительное воздействие на мотивацию;
- — помогает сотруднику «найти себя» в организации;
- — помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;
- — ускоряет продвижение высококвалифицированных специалистов;
- — расширяет кругозор и социальные контакты на рабочем месте;
- — инициирует новые идеи, подходы к решениям проблем.
Существенный недостаток ротации — высокие издержки, связанные с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Делегирование — передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.
Метод усложняющихся заданий — специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень — самостоятельное выполнение задания.
Использование учебных методик, инструкций, пособий — например: как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т. п.