Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Заключение. 
История русской литературы серебряного века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем ближе подходила к концу работа над этой книгой, тем чаще перед ее авторами вставал вопрос о репрезентативности списка представленных в ней имен. И тем чаще выяснялось, что хорошо бы включить в наш рассказ еще такого-то и такого-то писателя. Действительно, среди тех, кого с полным правом можно отнести к зачинателям культуры серебряного века, Александр Добролюбов, Иван Коневский (Ореус… Читать ещё >

Заключение. История русской литературы серебряного века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чем ближе подходила к концу работа над этой книгой, тем чаще перед ее авторами вставал вопрос о репрезентативности списка представленных в ней имен. И тем чаще выяснялось, что хорошо бы включить в наш рассказ еще такого-то и такого-то писателя. Действительно, среди тех, кого с полным правом можно отнести к зачинателям культуры серебряного века, Александр Добролюбов, Иван Коневский (Ореус), Василий Комаровский, Георгий Чулков. В традициях этой культуры начинали Алексей Толстой и Михаил Зенкевич, Сергей Городецкий и Александр Ширяевец. Близок к художникам серебряного века Борис Зайцев. Мотивы и идеи серебряного века пронизывали раннее творчество Владислава Ходасевича и Георгия Иванова (эти мотивы порой просвечивали даже в поздних экзистенциалистских вещах обоих поэтов). До конца своих дней, до мужественной гибели в фашистском концлагере, сохранила верность идеям одухотворения жизни Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария). Список этот можно продолжать достаточно долго. И остается только пожалеть, что объем книги не позволил сказать о всех. Мы называем эти имена, открывая перед читателем простор для собственных разысканий.

Иное дело, что в книгу не попали М. Горький и В. Маяковский, И. Бунин и И. Шмелев, Л. Андреев и В.Розанов. Никто не спорит, что эти художники сыграли огромную роль в литературном процессе рубежа веков, но, по убеждению авторского коллектива этой книги, к культуре серебряного века все же не относятся, о чем говорилось во введении.

Вторая проблема, которую нельзя не затронуть, касается спора о том, когда закончился серебряный век. «После 1917 года, с началом гражданской войны, — пишет один из крупнейших специалистов по эпохе рубежа веков Вадим Крейд. — Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был серебряный век, но сама эпоха кончилась». Ученый настаивает, что не только на родине, но «и в русской диаспоре он не мог возродиться». С одной стороны, это, казалось бы и так. Но читатели нашей книги могли убедиться, что дух серебряного века с его ориентацией на золотой, с его утонченностью и неприятием железного столетья продолжался в творчестве всех, кто пережил Октябрь.

Более того, он развился в позднем творчестве Бориса Зайцева и Михаила Пришвина, в стихах Дмитрия Кленовского, Арсения Тарковского и Игоря Чигаюва. Его влияние охватило бывшего «знаньевца» — реалиста Ивана Шмелева и затронуло Михаила Осоргина. Несмотря на попытки «задавить» «махровый идеализм» серебряный век жил и в трудах критиков, ученых (А.Лосева, М. Бахтина, Ю. Лотмана). Согласимся с поэтом и критиком, стоявшим у истоков культуры серебряного века и дожившим почти до наших дней Сергеем Маковским: «Серебряный век», мятежный, богоищущий, бредивший красотой, и ныне не забыт. Голоса его выразителей до сих пор звучат, хотя и по-иному. И это лучшее указание, что традиция продолжается. И она оплодотворит новую не марксистскую, не бездуховно-рабскую — Россию".

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой