Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретическое обоснование исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить три основных уровня художественной тематики. Во-первых, предметом познания в литературе становятся вечные темы, которые волновали различных авторов во все времена: от античности до наших дней. Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературах явлений — темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т. д. В литературах разных стран и эпох эти темы… Читать ещё >

Теоретическое обоснование исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕМА КАК ФУНДАМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ВИДЫ ТЕМ

В литературоведении широко используется понятие внутренний мир художественного произведения. Основой внутреннего мира произведения является его тема. Термин тема часто употребляется в разных значениях. Слово thema — греческого происхождения, на языке Платона оно означает «положение», «основу». Тема скрепляет все части художественного текста, придает значениям его отдельных элементов единство. Тема — это все то, что стало предметом изображения, оценки, познания. В ней заключен общий смысл содержания. [4, с.4].

В художественном выражении отдельные предложения, сочетаясь между собой по их значению, дают в результате некоторую конструкцию, объединенную общностью мысли или темы. Тема является единством значений отдельных элементов произведений. Можно говорить как о теме всего произведения, так и о темах отдельных частей. Темой обладает каждое произведение, написанное языком, обладающим значением. [5, с.115].

От темы произведения зависит выбор жизненного материала, рода и жанра, построения композиции и сюжета, группировка образов. Тема является основным вопросом, который освещается в художественном произведении на конкретном жизненном материале.

Тема — как фундамент художественного произведения — это всё то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Называя данный феномен, главной темой произведения, учёный В. Б. Томашевский утверждал: «тема-это единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес у читателя». [6, с. 71; 7, с. 26].

Тема проявляется в произведении через развёртывание сюжета, события, воплощается в выведенных в ней характерах, их поступках. При этом писатель стремиться донести до читателя свои мысли, своё отношение к изображаемому, свои выводы, тем самым определяя идею произведения.

Каждое явление действительности, — будь то живые лица, представители различных социальных слоев, события и отношения общественной и личной жизни, мысли и переживания, будь то черты быта, картины природы или образы фантазии, — может стать темой литературного изображения. Литературная тема обладает универсальностью, являясь отражением действительности не в понятиях, а в образах, она раскрывается с большей чувственной наглядностью. Разработанная в произведении тема представляет собой не только объект отражения, но неразрывно связана с тем или иным ее пониманием со стороны автора, который раскрывает ее с той или иной степенью глубины, правильности и многосторонности. В изображаемых им явлениях жизни он интересуется определенными сторонами и моментами, оставляя в тени другие, игнорируя третьи. Каждый писатель в общих границах темы своего произведения и творчества выдвигает тот или иной круг вопросов, ту или иную проблематику. [8].

Тема художественного произведения бывает обычно эмоционально окрашена, т. е. вызывает чувство негодования или сочувствия, и разрабатывается в оценочном плане. При этом не надо забывать, что этот эмоциональный момент вложен в произведение, а не приносится читателем. Нельзя спорить о каком-нибудь герое — положительный или отрицательный это тип. Надо вскрыть эмоциональное к нему отношение, вложенное в произведение. Таким образом, момент сочувствия руководит интересом и поддерживает внимание, вызывая как бы личную заинтересованность читателя в развитии темы. [5, с.118].

Художественное произведение редко бывает монотематичным, то есть посвященным раскрытию только одной темы. Произведения эпические и драматические чаще бывают политематичными, то есть в них присутствуют несколько различных тем, волнующих писателя. Исходя из этого, в произведении выделяют главную, доминантную тему (или темы), которая формирует содержательный план произведения, становится его тематическим стержнем, и темы побочные, или периферийные, возникающие по ходу развития действия или организующие часть текста.

Литература

как вид искусства обладает огромными возможностями изображения явлений жизни, мыслей и чувств человека, реальных и фантастических объектов действительности. Поэтому тематика художественных произведений богата и разнообразна.

Художественные темы подразделяются в литературоведении на несколько групп.

Можно выделить три основных уровня художественной тематики. Во-первых, предметом познания в литературе становятся вечные темы, которые волновали различных авторов во все времена: от античности до наших дней. Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературах явлений — темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т. д. В литературах разных стран и эпох эти темы преломляются и осознаются писателями по-своему, но всегда составляют неотъемлемую часть тематики, так как их предмет всегда интересен и важен для читателя.

Внутри «вечных тем» некоторые ученые выделяют подгруппы онтологических (бытийных, вселенских) тем, таких, как отображение хаоса и космоса, мифологические архетипы и универсалии (огня, воды) и антропологических (глубинные основы человеческого бытия, телесного и духовного. [9, с.140].

Второй уровень художественной тематики — ее культурно-исторический аспект. Он обусловлен тем, что действие каждого произведения предполагает изображение конкретной страны и эпохи.

Литература

неразрывно связана с историей: характер героя и конфликта во многом определяется той исторической ситуацией, которая отражена в произведении. [4, с.4].

Национальная специфика жизни людей, традиции и бытовой уклад, важные исторические события, войны и революции, дворцовый этикет и народные празднества — все, что окружает жизнь людей определенной эпохи, составляет предмет культурно-исторической тематики.

Обращение к культурно-исторической тематике может становиться жанрообразующим, как, например, в историческом романе, где реалии изображаемой эпохи становятся фундаментом произведений.

Наиболее значимой и распространенной в литературе со времени ее возникновения и до сегодняшнего дня является тема человека и его существования в мире. Образ человека — основной в искусстве слова. Поступки, мысли и чувства персонажей составляют центр авторского интереса в повествовательной литературе, в эпических и драматических жанрах. Человек как предмет изображения — центр литературной тематики в целом.

Таким образом, тематика художественных произведений бесконечно многообразна, так же как и действительность мира и человека, на которых она основывается. Однако писатель стремится не только отобразить интересующие его пласты жизни, но и выделить те его аспекты, которые в наибольшей степени привлекают автора и вызывают, по его мнению, интерес читателя. [9, с.143−144].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой