Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теория круговорота государственных форм Полибия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, характеристику трех форм государственной власти Полибий строит не только на количественном, но и на качественном признаке. Царство, аристократию и демократию он считает категориями безусловно положительными — это то хорошее в области социального устройства, что люди сумели создать. Но есть у Полибия и другие определения: монархия, олигархия и охлократия. Это также обозначения формы… Читать ещё >

Теория круговорота государственных форм Полибия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полибий (ок.201 — ок.120 гг. до н.э.), древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, написал «Историю» в 40 томах, охватывающую исторические события в Греции, Македонии, Малой Азии, Риме и в других странах с 220 по 146 гг. до н.э., впервые выразив в ней идею всемирной истории.

В своей «Всеобщей истории» Полибий подробно проализиро-вал смену трех основных форм государственной власти, названных им царством, аристократией и демократией. Различает их прежде всего по количественному признаку, если власть находится в руках одного — это царство (единовластие); если у нескольких — это аристократия (власть немногих); если у многих, принципиально у всех — это демократия (народовластие). Однако, по Полибию, не всякое единовластие может быть без оговорок названо царством, но только такое, в котором управляемые уступают власть по доброй воле. Не каждое правление меньшинства называется аристократией, но только такое, при котором управляющими становятся наиболее мудрые и справедливые по выбору. Подобно этому, нельзя назвать демократией государство, в котором вся народная масса имеет власть делать все по собственному произволу. Демократия — это власть народа как организованного целого, жизни и интересам которого подчинены жизнь и интересы каждого члена этого целого.

Таким образом, характеристику трех форм государственной власти Полибий строит не только на количественном, но и на качественном признаке. Царство, аристократию и демократию он считает категориями безусловно положительными — это то хорошее в области социального устройства, что люди сумели создать. Но есть у Полибия и другие определения: монархия, олигархия и охлократия. Это также обозначения формы власти. По количественному и качественному признаку: монархия — власть, осуществляемая одним, но действующим не по доброй воле народа, а по собственному произволу, т. е. власть узурпатора; олигархия — власть немногих, но не лучших, избранных народом, а кучки захватчиков, преследующих корыстные цели; охлократия — власть народа, но не как организованного целого, а как стихийно действующей массы, толпы. Следовательно, трем положительным формам власти Полибий противопоставляет три формально аналогичные, но отрицательные.

При этом отрицательные формы власти связаны с положительными по объективному закону природы: каждая положительная форма переходит со временем в отрицательную: извращенной формой царства является монархия, аристократии — олигархия, демократии — охлократия. Такое же отношение проявляется не только внутри каждой пары формально однородных видов власти, но и между формально разнородными видами. Когда царское правление переходит в соответствующую ему извращенную форму, т. е. монархию, тогда, в свою очередь, на развалинах этой последней вырастает аристократия. После вырождения аристократии в олигархию появляется демократия, которая, в свою очередь, перерождается в охлократию. Демократия разрушается и переходит в беззаконие и господство силы, пока этот период массового одичания и инстинктов толпы не заканчивается установлением власти самодержца. Таков, по мнению Полибия, круговорот государственного устройства, согласно которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой