Понятие и сущность интеграционного менеджмента
Современная наука трактует управление как воздействие на объект (выбранное на основании имеющийся информации из множества возможных воздействий), которое улучшает функционирование или развитие этого объекта. Под объектом в данном определении полагается всё то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. (Таковы деятельность и процесс, продукция, организация, система организаций или… Читать ещё >
Понятие и сущность интеграционного менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная наука трактует управление как воздействие на объект (выбранное на основании имеющийся информации из множества возможных воздействий), которое улучшает функционирование или развитие этого объекта. Под объектом в данном определении полагается всё то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. (Таковы деятельность и процесс, продукция, организация, система организаций или отдельное лицо, любая их комбинация). Бывает, что управление нужно не только для нормальной деятельности системы, но и для обеспечения её развития в требуемом направлении. Управление в этом случае состоит в формировании и реализации плана развития объекта А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский основы интегрированного менеджмента. — М., Дело и сервис, 2004. Выделяя менеджмент в особый вид управления, мы подчёркиваем, что он является современной научно-методологической стадией эволюции управления организациями. Менеджмент системно охватывает все аспекты управления и позволяет с помощью научных методов привести любой социальный объект управления в упорядоченную систему. Понять различия между управлением и менеджментом можно и по соотношению применяемых в том и другом случае инструментов. За недолгую историю существования человечество выработало всего три инструмента управления:
- — иерархическая организация различной степени упорядоченности и «жёсткости» Согласно представлениям современной антропологии, подкрепленным данными бихевиористики, иерархическая организация как форма организации групп приматов возникла раньше не только рода Homo, но и семейства Hominoidea. См. напр., Ю. М. Плюснин. «Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ». Новосибирск, «Наука», 1990, в которой основные средства воздействия — отношения власти, принуждения и подчинения, давление на человека «сверху», с помощью непосредственного принуждения, контроля распределения материальных благ и идеальных подкреплений;
- — культура — вырабатываемые и признаваемые социором (человечеством, обществом, организацией, группой, персоной) ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, символы, которые заставляют человека вести себя так, как повелевает культурная традиция, а не иначе;
- — рынок — система экономических отношений, управляемая соотношением спроса со стороны покупателей и предложением продавцов; рынок основан на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на динамическом равновесии интересов продавца и покупателя.
В реальных хозяйственных и социальных системах эти инструменты всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдаётся приоритет. Если предпочтение отдаётся иерархии, то есть управлению посредством внеэкономических средств принуждения, то речь идет об управлении; если первенствуют рыночные инструменты, в основе которых лежит баланс интересов взаимодействующих сторон, то можно говорить о менеджменте Евенко Л. И. Уроки американского менеджмента. Вступительная статья к книге: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело». 1992. — 702 с. (рис. 2, 3).
Рис. 2 — Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»:
Типы социально-экономических формаций, формирующихся при различных вкладах вышеуказанных инструментов управления, приведены на рис. 3. Культура — ключевой и самый сложный инструмент управления. Так или иначе он используется в любой системе управления, в решающей степени определяя её эффективность А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский основы интегрированного менеджмента. — М., Дело и сервис, 2004. Корпоративная (то есть свойственная организации) культура — важный, но пока мало изученный ресурс организации.
Трудно по позитивистски однозначно, механистично определить роль корпоративной культуры, оценить её значение для организации. Этому во многом способствовало место, которое в картезианской и марксистской традициях отводилось культуре среди других областей знания. Культура считалась побочным, второстепенным феноменом, «производной от социальных процессов», бастьярдом предметной деятельности. Первостепенное внимание, особенно в материалистических парадигмах, уделялось базису общества — экономике и экономическим отношениям, которые (по идее) должны были определять вторичную «культурную надстройку». Впоследствии возникло и укрепилось понимание того, что «социальные изменения получают в основном культурную мотивацию» Ионин Л. Г. Социология культуры, М.: «Логос», 1998.. По сути, культура представляет собой «локомотив», который тянет цепочку последующих изменений образа мыслей и образа действий. «Это уже не столько пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная форма» Там же.
Глобальный процесс выхода культуры из тени в центр общественного внимания нашёл отражение и в управлении. С 1980;х годов ученые и менеджеры начинают понимать, что культурные факторы играют едва ли не определяющую роль в успешном функционировании любой организации. Основной потенциал и в то же время основная опасность для прогрессивных изменений кроются в культуре человека, культурных стереотипах поведения в организации.
По мнению японских исследователей И. Нонака и Х. Такеучи, верно и обратное. Организация является активным творцом культуры и мощным культуртригером, создаёт (если это успешная компания) главным образом не товары и услуги, а новые знания, то есть культурные ценности Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания. М., «Олимп-бизнес». 2003. .
«Во всех случаях без исключения преобладание и целостность культуры оказывается существенным свойством образцовой компании.
Более того, чем сильнее культура и чем в большей степени она ориентирована на рынок, тем меньше нужны директивные наставления, организационные схемы или подробные инструкции и правила. В этих компаниях люди, стоящие внизу, знают, что им полагается делать в большинстве ситуаций, поскольку дюжина основополагающих ценностей является абсолютно ясной", — отмечают американские революционеры управления Томас Питерс и Роберт Уотерман Питерс Т., Уотермен Р. «В поисках эффективного управления», М.: «Прогресс», 1986.
Менеджмент — это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок, использующее рыночные инструменты. Концепция менеджмента включает выявление нужд и потребностей клиентов, выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них; формирование потребительского спроса на продукцию с помощью стимулирования сбыта, рекламы; организацию сбыта и послепродажного обслуживания потребителей; управление движением товаров; управление ценами товаров или услуг фирмы. В этом смысле, как читатель, верно, догадался, менеджмент выступает внутренней функциональной областью маркетинга.
В рамках этой концепции менеджмент рассматривает и сотрудников организации как клиентов. Оттого менеджмент строит отношения внутри организации на балансе интересов всех групп влияния организации: акционеров, менеджеров, работников, поставщиков, клиентов, государства, общества и (в идеале) человечества, даже биосферы.
Поскольку одним из инструментов менеджмента является культура, постольку (помимо знаний и навыков) успешному менеджеру требуется творческая искра. Недаром менеджмент называют искусством управления. Том Питерс в книге «Tom Pеters Seminar Guide: Crazy Times Call for Crazy Organizations» говорит об этом так: «Господство межфункциональной деятельности требует сотрудничества, стирающего организационные границы внутри компании. Иные, чем прежде, связи возникают и в цепочке создания стоимости. Сегодня наиболее успешен бизнес тех, кто предвосхищает вопросы клиентов, а не отвечает на них… Одним из ключей к эффективному менеджменту в ХХI веке является необходимость искать и сохранять таланты, которые могли бы генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Способности к творчеству и желание творить становятся двигателями экономики» T.Pеters. «Tom Pеters Seminar Guide: Crazy Times Call for Crazy Organizations». 2003 г.
Этого часто не понимают лидеры российского менеджмента. Показательно, что решив выяснить, какие качества отличают бизнес-лидера сегодня, Ассоциация менеджеров России опросила 460 руководителей и управляющих российских компаний, входящих в «Рейтинг профессионализма российских менеджеров». Все десять заданных респондентам вопросов касались исключительно профессиональных навыков. Таким образом, творческая составляющая игнорировалась заранее самой структурой опросника. Напротив, в работе «Общая теория управления» Общая теория управления. — М.: Российская академия управления, 1994. — 299 с. приводятся данные опроса 598 менеджеров, проведённого французской исследовательской группой. На вопрос: «Что самое главное для хорошего менеджера?» 41% респондентов ответили: «дар Божий». Североамериканские программы МВА постулируют, что для высшего управленческого персонала черты характера и ум менеджера намного важнее, чем знание техники управления и наличие профессиональных знаний. Менеджер должен тонко различать оттенки человеческой души, видеть в сотруднике не один инструмент для достижения поставленных целей, а пуще неисчерпаемый резерв необходимых организации и обществу творческих возможностей.
Филологический анализ указывает разность подходов к управлению. В лексике современного русского языка сосуществуют термины «менеджмент», «управление», «руководство». Не забыты нашей речью старорусские «началие», «верховодство», «верховенство». В новоанглийском языке для определения понятия «управления» также используются различные слова, например «management» и «administration». Когда говорят об управлении государством, чаще применяют термин «government». Выражение «управление департаментом министерства», «управление войсками», «менеджмент компании», «менеджмент банка» звучат привычно и не режут слух. Но попробуйте без улыбки произнести: «менеджмент батальона» или «командование страховой компании»?! Сам язык, речевая практика ещё раз указывают: там, где речь идёт о рыночном управлении, применим термин «менеджмент», а там, где необходима (или традиционно используется) жёсткая иерархия отношений — «управление», «…началие». Вполне применим в русском языке и термин «администрирование». Так говорят, если речь идёт об обеспечении более или менее неукоснительного выполнения управленческих инструкций руководителями низового звена или о внеэкономических способах управления экономическими и политическими процессами.
В литературе встречаются самые разные определения понятия «менеджмент», что объясняется его мета — научным статусом и тесным переплетением управленческой теории с деловой практикой. Кроме того, менеджмент — система, которая постоянно развивается и совершенствуется А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский основы интегрированного менеджмента. — М., Дело и сервис, 2004.
Приведем ряд определений, совокупность которых даёт представление о феномене менеджмента.
Менеджмент — наука, практика и искусство управления.
Менеджмент — функциональный аспект экономики.
Менеджмент — умение добиваться поставленных перед организацией целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Издательство «Дело». 1992.
Менеджмент — процесс управления организациями, действующими на рынке, включающий выбор целей, объединение вокруг этих целей людей в организацию, планирование деятельности, организацию коммуникаций, обучение членов организации, направление и координацию их действий, стимулирование и мотивацию поведения, контроль результатов и коррекцию процесса управления.
Менеджмент — деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени.
Для действующих в конфуцианской традиции японских, корейских и китайских корпораций справедлива и такая формулировка: менеджмент — «управлять миром, помогая людям». Наконец, словом «менеджмент» называют орган управления организации, действующей на рынке; тем же словом величают совокупность сотрудников-управленцев.
Для понимания места менеджмента в цепочке стоимости очень важно рассмотреть его взаимоотношения с маркетингом Рекомендуя ударно озвучивать первый слог, мы опираемся на рекомендации, разработанные в 2002 году совместно специалистами Института русского языка РАН и журнала «Индустрия рекламы»; в соответствии с ними же, мы здесь и далее пишем, например, «бренд» (а не «брэнд»). Приведём некоторые определения и этого понятия.
Маркетинг — предпринимательская деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг — анализ поведения участников сделки купли-продажи.
Маркетинг — методология рыночного поведения.
Маркетинг — рыночная деятельность.
Маркетинг — философия бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции.
В завершении определение «Американской маркетинговой ассоциации»:
«Маркетинг — это процесс, охватывающий разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение на рынок и сбыт идей, товаров и услуг, призванный обеспечить обмен, отвечающий целям отдельных лиц и организаций. Под маркетинговой концепцией понимается подход к экономической деятельности организации, согласно которому для получения прибыли бизнес должен выявлять и удовлетворять нужды потребителей». Квинтэссенцию взаимодействия менеджмента и маркетинга выразил Питер Друкер: «Надо производить то, что будет продано, а не пытаться сбыть то, что удалось произвести».
Маркетинг выступает в качестве интегрирующей функции менеджмента. Маркетинговый подход ориентирует деятельность организации на удовлетворение потребностей клиентов, позволяет менеджеру измерить ценность полученных результатов на рынке — единственных либеральных весах, которые позволяют определить качество и количество труда. На современном этапе эволюции предприятия, и, шире, организации, грань между менеджментом и маркетингом практически исчезла, поскольку, превратившись в одну из основных функций менеджмента, маркетинг стал интегрирующим началом всех других функциональных областей менеджмента (управления производством, финансами, персоналом и информационно-коммуникационными потоками). Глобальный баланс интересов, провозглашаемый маркетингом, пронизывает всю систему управления организацией, весь менеджмент. С другой стороны, маркетинг как функциональный аспект управления может быть эффективен только в рамках эффективной системы менеджмента организации.
Маркетинг обеспечивает комплексность использования отдельных управленческих действий и инструментов в процессе рыночной деятельности организации. Поэтому не стоит понимать маркетинг как сумму дискретных акций по продвижению товаров и услуг на рынок.
Отличительной особенностью интеграционного маркетинга является то, что, в отличие от распространённой точки зрения, он трактует понятие «ориентированность на рынок» не только как «ориентированность на клиента». Точнее, само понятие «клиент» перестало быть жёстко связано лишь с непосредственным покупателем товара. «Клиентом» организации являются и сотрудники — потребители организационной культуры и иных благ, которые предоставляет организация в обмен на услуги работников (труд, коммуникацию, рефлексию), и поставщики, и посредники, и среда макроокружения, включая общественность, и государство в лице контролирующих органов, и акционеры, и деловые партнёры. Мы убеждены, что клиентом каждой организации является всё человечество, и высокую меру такой ответственности приходится осознавать.
Качество и «экологичность» производственного процесса, равно и качество самой организации волнует этих клиентов по крайней мере не меньше, чем покупателя арбуза на базаре.
Организация, рассчитывающая на долговременный успех, не может игнорировать потребности клиентов и обязана реагировать на их ожидания. Качество каналов товародвижения, качество взаимодействий с партнёрами, поставщиками и непосредственными потребителями становится естественным объектом внимания маркетинга.
Одна из функций современного маркетинга — координация деятельности всех структурных единиц организации, отдельных действий и инструментов, всех процессов, протекающих в организации, ориентация их на рынок.
При этом интеграционный маркетинг определяет рынок как взаимодействие всех факторов, влияющих на деятельность организации.
Подчёркиваем: менеджмент и маркетинг являются функционально взаимосвязанными аспектами экономики.
Можно представить экономическую деятельность как общественное преобразование (посредством производства) редких ресурсов в необходимые кому-либо продукцию и услуги, их последующие распределение, например, посредством рынков, и потребление для удовлетворения экономических потребностей с учётом индивидуальных предпочтений.
Задача менеджмента — обеспечить рациональное и эффективное использование ресурсов, а задача маркетинга — направить экономическую деятельность и, в частности, менеджмент на удовлетворение платёжеспособного спроса покупателей, формируемого их потребностями и предложением товаров и услуг А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский основы интегрированного менеджмента. — М., Дело и сервис, 2004. Развитие общества требует сбалансированных решений экономических, социальных и экологических проблем. Значит, нужна новая концепция менеджмента. На смену концепций управления XX века — века высоких технологий в современном менеджменте приходят концепции времени высоких гуманитарных технологий. Мы говорим об этом не как о благом пожелании, а как о неизбежном и закономерном этапе развития человеческой цивилизации, которая столкнулась с тремя глобальными проблемами: истощением природных ресурсов, признаками экологической катастрофы, нищетой большей части населения Земли Белковский А. Н., Хачтуров А. Е. Эволюция человечества и социальное управление. «Менеджмент в России и за рубежом». № 6. 2003 г. Мы должны признать, что эти частые кризисы — лишь проявления системного кризиса человечества как биологического вида, который, в свою очередь, был вызван кризисом управления человечеством со стороны биосферы Белковский А. Н., Черносвитов П. Ю. Человеческая культура: бесперспективное многообразие? «Человек». № 6. 1996 г.
Рис. 3 — Экономический процесс:
В основе социального, экономического и экологического кризисов лежит печальный факт: парадигмы поведения (включая парадигмы управления) отстают от быстрых, пугающе быстрых изменений биосферы — нашей среды обитания. Дело в том, что люди много веков осмысляли социально-экономическую деятельность, опираясь на господствовавшие антропоцентрические теории мироздания, согласно которым человек определяет своей деятельностью развитие Земли и всех населяющих её существ. С появлением системного анализа, с пониманием системного принципа организации жизни, живого, биосферы, сложных взаимоотношений и взаимно проникновений живого и косного обнаружилась ошибочность антропоцентризма. Естественный процесс смены парадигм, наблюдаемый сегодня, актуализируется непрекращающимся кризисом во взаимоотношениях человека и биосферы Судаков К. В., Фадеев Ю. А. Биосфера и ноосфера в организации функциональных систем живых организмов. «Вестник РАЕН» № 2. Т.4.2004. Смягчить кризис возможно, приняв интеграционный менеджмент как поведенческую парадигму. Повседневная управленческая практика показывает, что на такой смене парадигм всё активнее настаивает потребитель.
Адам Смит (1723 — 1790) в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что «спонтанный порядок на рынке является результатом взаимодействия различных, часто противоположных стремлений, целей и интересов многочисленных его участников». Такое взаимодействие приводит к установлению никем не предусмотренного и незапланированного рыночного порядка, который выражается в равновесии спроса и предложения. «Преследуя свои собственные интересы, он (человек) часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им». Однако на определённом этапе развития общества, которое является самоорганизующейся системой, сознательное стремление к цели становится необходимым условием рационального использования ограниченных ресурсов. В противном случае общественная польза достигается ценой огромных потерь и обращается в общественный вред.
Наше благополучие немыслимо в ситуации истощения природных ресурсов и разрушения среды обитания, поскольку человечество и окружающая среда находятся в отношениях к эволюции. Оттого у человеческого общества возникает новая доминирующая потребность — осознанно сохранить экологическую нишу Homo sapiens.
Массовый спрос перешёл на качественно новый уровень. Потребители в процессе удовлетворения потребностей всё более стали стремиться не только к изобилию и доступности необходимых товаров и услуг, но и к сохранению, даже улучшению среды обитания, к совершенствованию качества жизни. Сегодня всё большему числу людей небезразлично, сколько Teddy-bears погибло для изготовления синтетического коврика в детской. В тоже время количество землян, которым нравится, чихая вместе с детишками, ходить по холодному полу, становится меньше.
Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности организации. Качество продукции — это итог деятельности организации. В тоже время непосредственно осязаемое в акте потребления качество — лишь верхушка айсберга тотального качества, которое обеспечивает организации преимущество в глобальной конкуренции.
Стремление предприятия к постоянному расширению, преимущественному положению на рынке, максимизации прибыли за счёт снижения издержек производства любыми способами и повышение реализационных цен было до недавнего времени общепризнанной мотивационной основой предпринимательской, да и любой другой хозяйственной деятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массового сбыта — типичный пример именно такого содержания и целей предпринимательской деятельности, которая, в конечном счёте, приводила к перепроизводству товарной массы, углублению циклических кризисов, бесконтрольному использованию природных ресурсов и к другим разрушительным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям Особенно гнусно, что, будучи воплощением «западного», основанного на понимании культуры как цивилизации, мировоззрения, описываемая деятельность затронула и поставила на грань физического выживания прежде всего традиционно не приемлющих цивилизаторские подходы жителей Африки, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Океании.
Предприятия — это экономическая основа благополучия человечества, но они же, действуя эгоистично, могут вызвать (и регулярно вызывают) деструктивные изменения в социальных, экономических структурах, равно в равновесии человечества и его среды обитания. При этом деятельность предприятий утрачивает общественно-полезный смысл. Они буквально становятся вредоносными для человечества. Начинает выполняться закон Флагга: «Пришла нужда постучать по дереву, а мир уже состоит из бумаги и пластика». Показателен в этом отношении пример лесозаготовителей российского Приморья. Массовые вырубки коренной дальневосточной тайги и реликтовых широколиственных лесов (уникального общечеловеческого не возобновляемого ресурса) ведутся отечественными предпринимателями даже не для заготовки производственного сырья, а для оплаты взятой за рубежами России в лизинг лесозаготовительной техники! Примечательно, что протестные акции против подобных управленческих действий возглавляют лесорубы штатов Вашингтон и Аляска, незадолго до того отстоявшие от подобного уничтожения собственные леса Отчёт заседания Оргкомитета Всемирной комиссии по охраняемым териториям Северной Евразии (Украина, Киев, 3−4 декабря 1997 г). ЭПЦ «Заповедники». М., 1998 г. Это ещё одно подтверждение того, что далеко не всякая управленческая парадигма приемлема для клиента.
Нормы социально-этического маркетинга (ориентация на общечеловеческие ценности) в известном смысле лимитируют предпринимательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя её в зависимость от социально-ориентированного общественного развития и необходимости сохранения и улучшения среды обитания человечества. Об этом ещё в начале ХХ века говорил Г. А. Кожевников: «Если по нашему мнению человек занимает совершенно особое место среди других живых существ, то почему же ради этого его нельзя охранять?» Речь делегата от России проф.Г. А. Кожевникова на конференции по международной охране природы в Бёрне, в ноябре 1913 г. «Мировая охрана природы», Издание Постоянной природоохранительной комиссии Императорского Русского географического общества. № 2, 1915 г. Петроград. По тому, как решаются проблемы социализации деятельности предприятия, судят обо всей организации, об её качестве. Инвестиционные шансы предприятия, его возможность развития также жёстко связаны с оценкой деятельности предприятия, выносимой социумом. Это объясняется двумя причинами:
- — в свою деятельность организации вовлекают огромные, как правило, ограниченные, ресурсы;
- — деятельность организации вызывает социальные последствия в таких важных областях, как воздействие на окружающую среду, безопасность производства и продукции, безопасность и права личности работника. Каждая организация влияет на социум.
Концепции менеджмента качества, экологического менеджмента, социально-этического маркетинга взаимно дополняют и усиливают друг друга. Аксиома философии всеобъемлющего менеджмента качества (Total Quality Management) гласит: «Качество — совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять установленные и предполагаемые (ожидаемые) потребности как самого потребителя, так и общества в целом». Маркетинг позволяет исследовать и понять нужды потребителя, а социально-этический маркетинг при этом учитывает стратегические потребности всего общества.
В конце ХХ века произошла эволюция взглядов на товар или услугу. Теперь потенциальному покупателю мало ощущать степень удовлетворения потребности. Ему хочется знать, как вся продукционная система Продукционная система — совокупность материально, энергетически и информационно связанных единичных процессов преобразования исходных материалов в продукцию или услуги. воздействует на окружающую среду Окружающая среда — часть внешней среды, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей, а также их взаимодействие. В данном контексте окружающая среда распространяется от среды в пределах организации до систем глобального масштаба. В его глазах контакт с товаром перестал ограничиваться временем непосредственного потребления и, тем более, разовым потребительским актом. Современный потребитель окружающую среду воспринимает с позиции собственного длительного комфортного существования и ведёт себя соответственно, порой очень неприятно для производителей. Клиента интересует многое. Как продукция была произведена? Какое количество не возобновляемых ресурсов было затрачено на её изготовление? Сколько отходов (в том числе, токсичных) образовалось в процессе производства? Какой ущерб был причинён окружающей среде? Были ли использованы вещества, опасные для озонового слоя, и из чего изготовлена упаковка? Как сложится судьба товара, ставшего отходом: будет ли он переработан в полезный продукт, оставлен в зловонной мусорной куче на опушке берёзового колка или размещён на полигоне захоронения? Если «да», то какие процессы переработки, уничтожения, захоронения предусмотрены? Наконец, как этот товар повлияет на саму персону покупателя: не вреден ли он для здоровья человека и не причинит ли вреда его детям и аквариумным рыбкам? Ныне социально ответственный клиент (таких становится всё больше) обязательно задаётся вопросом: «В какой степени экономическая деятельность организации, оплачиваемая моими деньгами, способствует здоровью и счастью людей и не достигается ли благополучие одних за счёт низкого качества жизни других?» Мы озвучили лишь малую толику повседневных вопросов, задаваемых сегодня потребителем Хачатуров-Тавризян Е. А. Менеджер, предприниматель, стейкхолдер: кто из них формирует социальные задачи бизнеса?! «Менеджмент в России и за рубежом». 2004 г. № 6.
Специалисты в области управления давно сошлись во мнении, что «продукция считается продукцией хорошего качества, если при минимальных расходах в течение всего её жизненного цикла она в максимальной степени способствует здоровью и счастью людей, вовлеченных в её проектирование, производство, распределение, потребление, обслуживание и восстановление (вторичное использование) при условии минимальных затрат энергии и других ресурсов, при терпимом (приемлемом) воздействии на окружающую среду и общество» (И.П. ван Донкелаар, из выступления на XXVI ежегодной конференции Европейской организации по качеству, 1982 г). «Понятие „хорошее качество“ включает в себя: выполнение изделием требуемых функций; поддержание экономически оправданной цены на изделие; поддержание экономически целесообразного уровня издержек в процессе эксплуатации; защиту окружающей среды на всех стадиях производства и эксплуатации; предотвращение опасных ситуаций в эксплуатации продукции; обеспечение качества в процессе сбыта продукции и оказании послепродажных услуг» (из выступления профессора Университета электротехники и связи (г. Осака) Йосиноби Найятани на семинаре «Комплексное управление качеством в Японии» в октябре 1987 г).
Изучить и учесть в процессе производства потребность человека в экологической безопасности (то есть в защищённости жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благополучную для жизни окружающую среду и прав самой окружающей среды) и социальной ответственности очень важно для успешного бизнеса, поскольку он несёт ответственность прежде всего перед последующими поколениями землян.
Подытожим: именно необходимость достижения паритета между экономическими интересами предприятия, с одной стороны, и экономическими, социальными и экологическими потребностями социума, с другой, породила новый концептуальный подход к управлению организациями — интегрированный менеджмент А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский основы интегрированного менеджмента. — М., Дело и сервис, 2004.