Древнерусская архитектура.
Древнерусская архитектура
Прекрасна потому, что оставила заметный след в истории. Трудно представить нашу Красную площадь без Московского Кремля, собора Василия Блаженного. Драматична же потому, архитектура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер — она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская… Читать ещё >
Древнерусская архитектура. Древнерусская архитектура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Древнерусская архитектура
Есть такое выражение «архитектура — это душа народа, воплощенная в камне». Это относится и к Руси, но с небольшой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.
С приходом Христианства изменилась и архитектура. Византийские мастера стали строить на Руси храмы, какие были и у них на Родине в строгом соответствии с византийскими традициями. Но потом в этих храма стали проявляться и старый славянский стиль, так как вместе с греческими зодчими в строительстве храмов принимали участие и русские умельцы. Например: Софийский собор в Киеве, где сочетаются и славянские традиции и византийские: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. В конце XV в. На Руси появился новый материал — кирпич. Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня. На юге России строили в основном из кирпича, а в северных городах — из камня: белого известняка. зодчество купольный архитектурный Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами — свидетельства мощи и красоты.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Для того чтобы в этом убедиться нужно всего лишь взглянуть на то, как поставлены и доныне стоят русские церкви.
Судьба древнерусской архитектуры и прекрасна и драматична.
Прекрасна потому, что оставила заметный след в истории. Трудно представить нашу Красную площадь без Московского Кремля, собора Василия Блаженного. Драматична же потому, архитектура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер — она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились — стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие архитектурные произведения. За последний век погибло немало памятников средневековой культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали церковную утварь, разбивали колокола. В 30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества — храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему — черта, отличающая образованность от дикости.
Я могу судить об архитектуре древней Руси только по фотографиям, по репродукциям, где изображены наши великие соборы, а также по нашим современным церквям, которые строятся по законам древнерусского зодчества. Мне это очень нравиться, и очень жаль, что многие храмы были разрушены. Надо беречь, и уважать свою культуру, и сохранять ее для потомков.