О свободе и неравенстве
В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей: «…неравенство едва заметно в естественном состоянии и его влияние там почти ничтожно, …возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого ума». Говоря о свободе и равенстве, Руссо, в первую очередь, имел… Читать ещё >
О свободе и неравенстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В своих работах Ж. Ж. Руссо выдвигает понятие естественного человека — целостного, доброго, биологически здорового, морально честного и справедливого. Естественное состояние, а не историческая реальность, стало рабочей гипотезой, которую Руссо добывает из глубины своих мыслей, желая понять, какая часть этого человеческого богатства была подавлена или угасла в процессе исторического развития общества.
В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей: «…неравенство едва заметно в естественном состоянии и его влияние там почти ничтожно, …возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого ума» [6]. Говоря о свободе и равенстве [6], Руссо, в первую очередь, имел в виду свободу от феодального порабощения и уравнение граждан перед законом. Но в отличие от многих других представителей антифеодального движения, он как бы угадывал, что свобода и равенство могут стать реальностью в результате коренных преобразований не только в области правовых отношений, но и в социально-экономической сфере. Отсюда такой обостренный интерес Руссо к принципу частной собственности, с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов: «Конкуренция и соперничество, с одной стороны, а с другой — противоположность интересов и скрытое желание обогатиться за счет другого — таковы ближайшие последствия возникновения собственности, таковы неотлучные спутники зарождающегося неравенства"[6].