Коммендация.
Средневековье.
Новое и новейшее время
Последняя стадия коммендации — инвеститура (от лат. in vestis, что означает «облачение в одежду»). Это непременное условие действенности договора коммендации и основание для возникновения у вассала фактических владельческих прав — это процедура введения во владение. Таково непременное требование закона: «Инвеститурой называется собственно владение; обычно же инвеститурой зовут, когда копье или… Читать ещё >
Коммендация. Средневековье. Новое и новейшее время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вот одна из форм первоначальной коммендации эпохи горизонтального феодализма:
«Вельможному господину N я, NN. Понеже всем хорошо известно, что нет у меня ничего, на что кормиться и одеваться, я прибег к Вашей благости, и вышло мне решение, чтобы я стал под Ваше покровительство, т. е. коммендировался; так я и сделал. А именно, чтобы Вы помогали и утешали меня, как пропитанием, так и одеждой, сообразно с тем, насколько я послужу и заслужу Вам; я же на всю жизнь обязуюсь служить Вам, как служат свободные и следовать за Вами. Из-под власти Вашей и покровительства во всю жизнь свою не имею права уйти, иначе не пребуду я под властью и охраною Вашей во все дни моей жизни. Отсюда следует, что если один из нас захочет изменить что-нибудь в этом соглашении, он платит другому (pari suo)… солидов» (Средневековье, 1913, с. 51−53].
Коммендация, для того чтобы считаться совершенной, должна была иметь несколько стадий. Первая из них именовалась «омаж» (от лат. homo). В русском праве омажу в большей степени подходит челобитье. Определение омажа мы находим в известном труде Брактона «De legibus et consuetundibus Angliae». «Омаж — это правовая основа, посредством которой один обязывается или принуждается обеспечивать, защищать и поддерживать своего вассала на его сезине против всех лиц, за службу, определенно выраженную и обозначенную посредством дара, а также, соответственно, в обязанности держателя взамен хранить своему лорду верность и исполнять свою службу как должно» [Bracton, 1968, v. 2, р. 228]. Символом омажа является клятва в верности (от лат. fides). У того же Брактона находим следующую се форму: «Прими к сведению, господин N, что я присягаю тебе всей жизнью, всеми своими членами и телом, добром и славой мира сего, да поможет мне Бог и эти святые реликвии»[1] (Idem. 232).
Объектом омажа (коммендации) являлись «земля и держания, доходы и все другие вещи, отдаваемые во владение за несение военной службы, несмотря на то, велика эта служба или мала, даже если мне не дано за щит, исключая единственного полпенни» (Ibid.). Полпенни, таким образом, играет роль символа сделки (омажа).
Последняя стадия коммендации — инвеститура (от лат. in vestis, что означает «облачение в одежду»). Это непременное условие действенности договора коммендации и основание для возникновения у вассала фактических владельческих прав — это процедура введения во владение. Таково непременное требование закона: «Инвеститурой называется собственно владение; обычно же инвеститурой зовут, когда копье или что-нибудь другое вещественное передается господином феода со словами, что он дает инвеституру» (LF. I. 7). Саксонское зерцало дает инвеституру «перстом или словом» (SLehnrecht. I. 30).
Феодальное землевладение, его эволюция представляют собой процесс постепенного разрастания и укрепления нрав вассала на данную ему во владение вещь. Уже неоднократно упоминавшиеся нами Libri Feudorum так описывали этот процесс: «В отдаленнейшее время зависело от власти господ когда угодно отобрать вещь, данную ими в феод. После этого пришли к тому, что феод был неотъемлем только год. Затем установилось, что феод держался в течение всей жизни вассала. Но так как феод не переходил к сыновьям по праву наследования, то дальше пришли к тому из них, за которым сеньор хотел закрепить бенефиций. Ныне же установилось так, что он переходит одинаково ко всем» (LF. I. 1 § 1). Тем не менее, верховная власть сеньора над владением вассала оставалась незыблемой. Пункт 2 постановлений Ронкальского сейма (1154 г.) гласит: «Никто не может феод целый или какую-либо его часть ни продавать, ни закладывать, ни отчуждать каким-либо образом, ни отдавать на помин души, без разрешения высшего сеньора, от которого идет феод» [Средневековье, 1913, с. 54. Ср.: SLandrecht I. 9 § 2].
- [1] В мире Средневековья с его панической боязнью адовых мук клятвы обычно произносились над святыми реликвиями — мощами (их частицами) какого-нибудь святого. См.: SLandrecht. I. 20 § 6.