Наглядность как принцип, и как средство обучения
Именно в процессе активной деятельности происходит аналитико-синтетическая работа мышления, осмысленное восприятие, систематизация знаний и их обобщение. В конечном итоге воспринятый в красках, звуках, образах мир предстает для учащегося в понятиях, терминах, их отношениях, т. е. в отвлеченном виде. Наглядность необходима человеку для формирования теоретического мышления. При реализации принципа… Читать ещё >
Наглядность как принцип, и как средство обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я. А. Коменский выдвинул 'золотое правило дидактики': 'Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрения, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами'. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств. [5,с.92−98 ].
Этот же принцип разрабатывали И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков, А. А. Столяров и др. Как писал Л. В. Занков «На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:
- · непосредственно-чувственное (когда объект познается с помощью органов ощущений);
- · опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы." [1,с.186−202].
Опосредованное познание осуществляется:
- · с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;
- · с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;
- · через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;
- · моделирование. [7, с.123−124].
Наглядность выступает как принцип, и как средство обучения. Психологическим основанием ее является признание того, что окружающий мир человек узнает и познает через ощущения и восприятия, в которых участвуют разные органы чувств (анализаторы). Следовательно, в процессе обучения надо воздействовать на все анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные, температурные, болевые.
Такова традиционная трактовка принципа наглядности в дидактике. Исследованиями психологов, педагогов и дидактов 70−90-х годов ХХ в. Годов (А.Н. Леонтьев, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Г. Фройденталь, М. Б. Волович и др.) существенно уточнено представление о наглядном обучении. В частности, установлено, что необходима встречная активность обучающегося в процессе наглядного материала и организация его деятельности.
Именно в процессе активной деятельности происходит аналитико-синтетическая работа мышления, осмысленное восприятие, систематизация знаний и их обобщение. В конечном итоге воспринятый в красках, звуках, образах мир предстает для учащегося в понятиях, терминах, их отношениях, т. е. в отвлеченном виде. Наглядность необходима человеку для формирования теоретического мышления. [8, с. 292−293].
Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.
Функции наглядности:
- · помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
- · помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
- · формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
- · дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления. 4, с.157−159].
При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. 3, с.200−207].