Основы трудовой мотивации
Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов. Суть эффективной мотивации заключается в создании оптимальных условий, которые призваны всесторонне регулированию трудовых отношений, представленных в виде основных теорий… Читать ещё >
Основы трудовой мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.
Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.
Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека, обладать какими — то не принадлежащими ему объектами или, наоборот — избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, следовательно, стремление от него избавиться.
Мотивы формируются, если:
- · в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека;
- · для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека;
- · трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности.
Основными задачами мотивации являются:
- · признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
- · демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;
- · популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание;
- · применение различных форм признания заслуг;
- · поднятия морального состояния через соответствующую форму признания;
- · обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.
Суть эффективной мотивации заключается в создании оптимальных условий, которые призваны всесторонне регулированию трудовых отношений, представленных в виде основных теорий мотивации.
Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают современные теории мотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные — основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
- · теория потребностей Маслоу;
- · теория существования, связи и роста Альдерфера;
- · теория приобретённых потребностей Мак Клелланда;
- · теория двух факторов Герцберга.
В отличие от содержательных теорий мотивации, базирующихся на потребностях людей и связанных с ними факторов, определяющих их поведение, процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения своих целей, и какой конкретный тип поведения он при этом выбирает. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям, поведение личности является также функцией ее восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного данной личностью типа поведения.
В настоящее время различных процессуальных теорий мотивации насчитывается более пятидесяти. Однако в практике управления мотивацией труда работников выделяют:
- · теории ожиданий и предпочтений В. Врума;
- · теория справедливости (равенства) С. Адамса;
- · модель Портера-Лоулера;
- · теория «X» и «Y» Д.МакГрегора.