Попытки реформирования политической системы при Александре 1.; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева
Новый виток реформаторской деятельности Александра 1 связан с именем М. М. Сперанского (1772−1839). Выходец из семьи сельского священника, Сп. благодаря личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. император поручил ему составить общий план государственных преобразований… Читать ещё >
Попытки реформирования политической системы при Александре 1.; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План государственных преобразований М. М. Сперанского.
Новый виток реформаторской деятельности Александра 1 связан с именем М. М. Сперанского (1772−1839). Выходец из семьи сельского священника, Сп. благодаря личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. император поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный Сп. «Ведение к Уложению государственных законов был закончен.
Изложение программы Сп. требует некоторых предварительных замечаний.
Основополагающие идеи преобразований были сформул. и определены самим, А I. В противном случае Сп. никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта.
Реализация проекта Сп. ограничивала самодержавную власть, значит. продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную.
При разработке главных направлений реформ Сп. опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на англ. и фр. опыт.
Проект развивал и конкретизировал основные идеи политического преобразования, обсуждавшихся, А I с членами Негласного комитета.
Приоритет в преобразованиях Сп. отдавал политической сфере — реформе государственного устройства. Решение крестьянского вопроса относил на будущее.
В основе проекта Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе — Гос. думе, судебные — в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших гос. учреждений создавался Гос. совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Гос. думу. Исключ. право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.
Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы — волостные, уездные, губернские и общегос. Избирательные права предост. дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, гос. крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сп., следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Гос. Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы избранный депутатами, утверждался царем. Гос. дума рассматривала законопроекты, представл. министрами, Гос. советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала деятельность исполн. органов власти (министры были подчинены Думе). Император мог принимать законод. акты помимо Думы, только руководствуясь чрезв. обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).
А I одобрил план Сп., но не решился на осуществление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с центральной системы государственного управления, а затем постепенно переносить их на другие области 1 января 1810 г. был учрежден Гос. совет — законосовещательный орган при государе. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все законод. проекты теперь д.б. рассм. только через Гос. совет, который при этом оценивал не только их содержание, но и саму необходимость реформирования. В его функции входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета, должны были рассматривать отчеты министерств и выносить предложения по распределению гос. доходов и расходов. Гос. совет подразделялся на четыре департамента — законов, гражданских и духовных дел, государственной экономии.
Этим, по существу, и ограничился, А I в реализации реформаторских замыслов Сп. В марте 1812 г. Сп. был уволен с гос. службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь.