Становление личности. В.В. Стасов
Год поступления Владимира в училище был полон событий. В этом году правительство закрыло журнал «Телескоп», в приложении к которому как раз дебютировал Белинский. Как бы в ответ на свет появился «Ревизор», которым Н. В. Гоголь указал на истинную внутреннюю систему царской бюрократии. В конце года рождается новая русская национальная музыкальная школа, благодаря опере М. И. Глинки «Иван Сусанин… Читать ещё >
Становление личности. В.В. Стасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Владимир Васильевич Стасов родился 2 (14 января) 1824 года в семье известного архитектора В. П. Стасова, которому принадлежит ряд замечательных сооружений в Петербурге и Москве.
Уже в детстве будущий критик получил основательное и разностороннее образование. Под влиянием отца у него рано пробудился интерес к искусству, к занятиям музыкой. Этому помогала общая атмосфера в семье, высокий уровень интересов отца, его демократизм и гуманизм, а также наличие обширной и содержательной библиотеки.
Юный Стасов мечтал об Академии художеств. Однако отец попытался определить его в Царскосельский лицей. Экзамены были выдержаны, но Стасов в лицей не попалне хватило вакансий. В. П. Стасов занимался перестройкой здания училища правоведения, в котором в мае 1836 года его сын и начал проходить курс наук.
Училище в это время считалось одним из образцовых, в нем готовили будущих чиновников. Стасов, как и его однокурсники, изучал европейские языки, в дальнейшем это ему помогло глубоко освоить богатство европейской культуры.
В училище поощряли увлечения искусствами. Стасов хорошо играл на рояле, был знаком с творчеством великих европейских композиторов, часто посещал концерты и музыкальные вечера. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С. Бах, Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман.
Его лучшим другом стал А. Н. Серов, впоследствии известный композитор. Они имели много общего. Их увлекали и естественные науки, а так же чтение и высокая любознательность. Внимание молодых людей завоевывали произведения Фонвизина, Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Дюма, Вальтера Скотта, журнал «Отечественный записки».
Именно через литературу в юные умы проникали вольнолюбивые идеи той эпохи.
Литература
того времени оказала сильное влияние на личность Стасова. Как раз это было то время, когда литераторы получили ведущую роль в выработке передовых идей. В это время и проходило рождение Стасова как сформировавшейся личности. У него протекает период осознания того, что происходит вокруг, период выработки своего отношения к окружающему.
Год поступления Владимира в училище был полон событий. В этом году правительство закрыло журнал «Телескоп», в приложении к которому как раз дебютировал Белинский. Как бы в ответ на свет появился «Ревизор», которым Н. В. Гоголь указал на истинную внутреннюю систему царской бюрократии. В конце года рождается новая русская национальная музыкальная школа, благодаря опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». В этом же, уже итак казалось бы насыщенном событиями году начинаются гонения против А. С. Пушкина. Стасову в таком окружении было над чем задуматься. Друзей нашего героя, как и его, охватила страсть к чтению и обсуждению произведений Пушкина и Гоголя, несмотря на строжайший запрет. Владимира также вдохновляли произведения В. Гюго и Г. Гейне. На Стасова сильное влияние оказывали статьи Белинского. Статьи журналиста производили на него ни с чем несравнимое впечатление: «Белинский же был решительным нашим настоящим воспитателем. Никакие классы, курсы, писания сочинений, экзамены и все прочее не сделали столько для нашего образования и развития, как один Белинский, с В. В. Стасов. Собр. соч. Т. 3. СПб., 1894, стб. 1681. о своими ежемесячными статьями. Мы в этом не различались от остальной России того времени. Громадное значение Белинского относилось, конечно, никак не до одной литературной части: он прочищал всем нам глаза, он воспитывал характеры, он рубил, рукою силача, патриархальные предрассудки, которыми жила сплошь до него вся Россия, он издали приготавливал, то здоровое и могучее интеллектуальное движение, которое окрепло и поднялось четверть века позже. Мы всепрямые его наследники» [1].
В 1843 году Стасов успешно окончил Училище правоведения и получил чин титулярного советника. Вскоре Владимир Васильевич был определен в межевой департамент правительствующего сената. С 1848 служил секретарем в Департаменте герольдии, а с 1850 — помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Свободно владел шестью языками. Правдолюбивую натуру Стасова не устраивала однообразная, проникнутая духом чинопочитания чиновничья жизнь, которая не требовала ни творческой инициативы, ни широты кругозора. Заинтересовавшись изучением искусства, в 1851 вышел в отставку и уехал за границу с уральским промышленником, меценатом А. Н. Демидовым в качестве его секретаря и консультанта по вопросам искусства. Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. Во время путешествия он изучил знаменитую музыкальную библиотеку аббата Сантини в Риме, снял копии с целого ряда редких памятников старинного музыкального творчества, впоследствии принесенных им в дар Публичной библиотеке, и сделал подробное описание этой библиотеки. Стасов работал в крупнейших зарубежных библиотеках и архивах, а так же был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции.