Столкновение короля Владислава с утраквистами.
Кутногор-ский сейм 1486 г. и его постановление о свободе вероисповедания для католиков и утраквистов
Выше было сказано, что борьба католиков и утраквистов с таборитами была не только борьбою религиозных направлений, но и борьбою высших классов с низшими. Разгром таборитов ознаменовал собою победу высших классов. Больше всех оказались в выигрыше чешские паны. По их преимущественно домам разошлись колоссальные имущества церкви, самовольно захваченные ими во время церковной революции. Они же успели… Читать ещё >
Столкновение короля Владислава с утраквистами. Кутногор-ский сейм 1486 г. и его постановление о свободе вероисповедания для католиков и утраквистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Несмотря на свое обещание соблюдать пражские компактаты и держать приязнь с духовенством чашников, король Владислав в начале своего правления обнаружил было намерение восстановить в Чехии католическое правоверие во всей чистоте и стал преследовать наиболее рьяных проповедников утраквизма. Но это вызвало мятеж в Праге, кончившийся избиением католических консулов места, разграблением монастырей и заключением в тюрьму многих мещан-католиков. Король должен был помириться с пражанами и признать архиепископом Пражским епископа с Цикладских островов Августина Дуциана, который покинул свою епархию и явился в Прагу к услугам утраквистов. Сейм, собравшийся в Кутной Горе, в марте 1485 г. провозгласил свободу вероисповедания для утраквистов и католиков. По смерти архиепископа Луциана утраквисты нашли себе другого подобного же епископа Филиппа de Novavilla, епископа Сидопского in parti bus infidelium. Он согласился править Чешскою церковью и посвящать утраквистам священников. Благодаря этому Чешская национальная церковь могла просуществовать некоторое время, не порывая окончательно связей с католической, хотя и не признанная главою католицизма — папою.
Кутногорский сейм 1486 г., провозгласивший свободу вероисповедания, имел в виду прекратить внутреннюю борьбу, которая велась в Чехии почти целое столетие. Эта борьба не затихла, однако, окончательно и поднялась вновь, но уже в виде социально-политической борьбы, скинув с себя религиозную оболочку.
Социально-политическое усиление чешского панства после религиозных войн.
Выше было сказано, что борьба католиков и утраквистов с таборитами была не только борьбою религиозных направлений, но и борьбою высших классов с низшими. Разгром таборитов ознаменовал собою победу высших классов. Больше всех оказались в выигрыше чешские паны. По их преимущественно домам разошлись колоссальные имущества церкви, самовольно захваченные ими во время церковной революции. Они же успели овладеть и большею частью королевских доменов, отчасти путем простого захвата, отчасти путем принятия в дар или залог от королей, искавших их поддержки для утверждения на престоле или для борьбы с крайними элементами гуситства. По окончании гуситской междоусобной борьбы в Чехии оказалась полная перестановка аграрных отношений по сравнению с догуситским временем. Если накануне Гуситского движения самыми крупными землевладельцами в стране были церковь и король, то теперь самым крупным землевладельцем явилась чешская аристократия. Эта аристократия сосредоточила в своих руках огромные имения. Сделавшись самою крупною общественною силою de facto, чешские паны стали стремиться к тому, чтобы обеспечить свое положение и de jure, оградить себя разными привилегиями в отношении к другим классам общества. Они воспользовались тем, что на чешском престоле сел молодой, легкомысленный и слабовольный Владислав Казимирович, и предъявили свои требования. Они вынудили у короля грамоту, в силу которой забота об общественном благе признавалась делом панов и рыцарства, а мещане устранялись от участия в сеймовых совещаниях. Эта грамота предписывала вместе с тем всем отставным солдатам в течение двух недель вернуться к своим панам или поступить вновь в подданство к кому-нибудь из них, под страхом судебной ответственности. Грамота объявляла, что никто из крестьян не может уйти от своего пана без его разрешения или без представления себе заместителя. Нарушившие это запрещение не могут считаться свободными людьми. Все эти распоряжения имеют вид полицейских предписаний, вызванных заботою об общественном спокойствии, о прекращении междоусобной борьбы и о возвращении трудящегося населения к мирным занятиям. Но значение их идет гораздо дальше полицейских мер, по существу своему имеющих временный и случайный характер. Грамота Владислава закрепляла политическое преобладание военного класса над торгово-промышленным и социальное подчинение ему земледельческого класса. По отношению к последнему грамота была только звеном в цепи тех отношений, которые складывались в то время между этим классом и землевладельцами. Разоренное и ослабленное продолжительными войнами чешское крестьянство быстро шло по пути подчинения своим панам; которые самовольно увеличивали оброки крестьян, вводили барщинные повинности и исподволь разрушали крестьянское самоуправление, заменяя их суды вотчинною юрисдикцией. Грамота Владислава прикрепляла крестьян к земле. За этим распоряжением последовали и другие. Сейм 1487 г. определил большой штраф за укрывательство беглых крестьян, покинувших без позволения своего господина. Земский суд перестал принимать жалобы крестьян на своих господ; все прежние договоры между панами и крестьянами стали признаваться недействительными. Всеми этими распоряжениями и толкованиями крестьяне отдавались в полное распоряжение своих панов.