Теории использования цвета
В основу теории оптимальных цветов положено использование для окраски изделий и поверхностей помещений цветов желто-зеленой части спектра. Эта часть спектра наиболее благоприятна с физиологической точки зрения, и поэтому первоначально казалось, что работа человека с использованием цветов желто-зеленой части спектра будет легкой и продуктивной. Однако практика использования такой ограниченной… Читать ещё >
Теории использования цвета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сильное влияние цвета на состояние человека и восприятие им форм, размеров, тяжести и легкости предметов и помещений явились причиной разработки теорий по его использованию. Известны три теории использования цвета в технической эстетике: динамического цвета, оптимальных и согласованных цветов.
В теории динамического цвета, рекомендовались такие цветовые решения изделий (в частности, средств труда) и интерьера помещения, при которых стимулируется повышенная производительность труда рабочего. Обобщение полученных результатов показало, что динамический цвет заставляет человека работать в непрерывном напряжении, а поэтому стимулирование производительности труда имеет место только в начале трудового процесса, затем производительность резко падает, а усталость человека также резко возрастает. Поэтому в дальнейшем стали использовать положения теории динамического цвета только для кратковременных режимов работы, при решениях задач весьма ответственного характера или в аварийных ситуациях.
В основу теории оптимальных цветов положено использование для окраски изделий и поверхностей помещений цветов желто-зеленой части спектра. Эта часть спектра наиболее благоприятна с физиологической точки зрения, и поэтому первоначально казалось, что работа человека с использованием цветов желто-зеленой части спектра будет легкой и продуктивной. Однако практика использования такой ограниченной цветовой палитры показала, что при длительной работе монохромное (однотонное) цветовое решение не только обедняет интерьер, но и является причиной утомления зрения из-за длительного наблюдения оптимальных цветов. Хотя методы теории оптимальных цветов позволили создать более благоприятные условия работы, чем методы теории динамического цвета, усложнение работы человека-операгора в современных сложных комплексах со значительными потоками информации потребовало новых решений, которые были предложены теорией согласованных цветов.
В настоящее время дизайнеры пользуются теорией согласованных цветов. Ее существо в том, чтобы дать человеку, работающему в условиях искусственной предметной среды, такое же расчлененное видение цвета, как в природе. В этом случае дизайнер имеет возможность использовать богатую по оттенкам и цветам палитру и создавать высокохудожественные промышленные изделия. Теория эта интенсивно развивается, так как пока в области психологии цветовое! фиятия еще недостаточно научнопрактических работ и обоснований.
Факторы, влияющие на выбор цветового решения
Большое влияние на выбор цветового решения оказывает характер зоны, в которой наблюдается цвет. Зона точного зрения, в которой глаз человека способен различать самые мелкие предметы, весьма невелика и соответствует углу всего лишь в один градус. Угол эффективной видимости 30° характеризует зону с худшими характеристиками, но еще позволяющую человеку нормально работать с изделием. Полный угол обзора 120° при неподвижной голове характеризует зону, в пределах которой человек может различать движение и цвет, но не детали (относительная острота зрения на границе этой и предыдущей зон всего лишь 1%).
В соответствии с этим принято выделять три характерные зоны: рабочее место, рабочую зону и помещение в целом. Рабочее место характеризуется панелью управления или частью пульта управления, на которых сосредоточиваются все или наиболее важные органы управления и контроля. Эта зона характеризуется наиболее насыщенными в цветовом и яркостном плане элементами изделия. В этой зоне больше всего элементов с предохранительными (яркими и информативными) цветами.
Рабочая зона характеризуется обычно законченным изделием (приемник, телевизор, технологическая установка и т. п.) и частью пространства помещения, которое непосредственно примыкает к изделию. В этой зоне, кроме предохранительных и вспомогательных цветов, имеющих определенную информативную нагрузку, используют оптимальные малонасыщенные цвета, которыми окрашиваются поверхности изделия.