Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Индивидуальная и социальная этика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционная этика (в том числе религиозная) — это этика индивидуальных добродетелей. Ее цель — формирование самосознания и ценностных ориентаций индивида, а также правил и норм поведения, основанных на таких нравственных качествах, как мудрость, рассудительность, справедливость, честность, милосердие, великодушие, ответственность, честь, достоинство, которые не только остаются важнейшими… Читать ещё >

Индивидуальная и социальная этика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуальная этика

Индивидуальная этика — теория, связанная с развитием самосознания личности, ее потребностью в высокой самооценке, а также со стремлением к самосовершенствованию. Индивидуальная этика (как религиозная, так и светская) способствовала формированию морального субъекта (личности), разрабатывала категории морального сознания.

Предмет индивидуальной этики — человек как моральное существо, имеющее представления о добре и зле, о счастье, долге, достоинстве и смысле жизни. Но человек не одинок, он является частью определенного социума с его специфической культурой, моралью и правилами. Поэтому необходимо индивидуальную этику дополнить социальной как имеющей свой предмет и свои методы. Субъектом социальной этики является социум, группа, государство. В XX в. в связи с процессами глобализации получила развитие глобальная этика. Субъектом глобальной этики выступают содружества государств, а в конечном счете все человечество, объединенное общими проблемами и судьбой.

Вся традиционная этика была преимущественно индивидуальной, выступая как учение о ценностях и целях индивидуального существования человека, рассматривала отдельного индивида как главного субъекта морали, рассматривала метафизические и экзистенциальные проблемы индивидуального морального сознания (смысл жизни, свобода воли, бессмертие души, вера в Бога). Развитие преимущественно индивидуальной этики было связано с задачей становления отдельной личности, связанной пуповиной родственных связей и личностной зависимости, потребностями развития индивидуального самосознания как важного резерва культурного и социального прогресса, формирования творческого субъекта, способного к самоорганизации. Для нее исходным пунктом является античное понятие природы человека, которая состоит в рациональности (познании всеобщего Логоса, управляющего миром, как говорили римские стоики), в свободе и равенстве от рождения.

Именно потребность самоорганизации личности порождала феномен мудрецов, людей, способных к самостоятельности и свободе. При этом часто оказывалось, что жизнь в обществе мешает реализации этой нравственной природы, поэтому возникла установка на одиночество как условие становления личности. Для того чтобы стать личностью, потребовалось уйти из общества. В этом заключается парадокс античного мудреца•, уделом многих античных мудрецов были одиночество, социальный эскапизм, непонимание со стороны окружающих. Разумная жизнь, по мнению мудреца, — жизнь согласно природе, но она оказывалась чем-то неестественным, требующим не только ухода от социальных связей и контактов, но и подавлением естественных желаний и чувств (что выражалось в понятиях апатии, атараксии, аскетизма, свойственных древним мудрецам).

Таким образом, индивидуальная этика (этика индивидуального спасения) изначально содержала неразрешимые противоречия и парадоксы, что выражалось в практике отшельничества аскетов и «святых», которые в поисках естественной и морально чистой жизни уходили из общества, обрекали себя на одиночество, а также на «неестественное» существование, связанное с подавлением желаний и чувств.

Традиционная этика (в том числе религиозная) — это этика индивидуальных добродетелей. Ее цель — формирование самосознания и ценностных ориентаций индивида, а также правил и норм поведения, основанных на таких нравственных качествах, как мудрость, рассудительность, справедливость, честность, милосердие, великодушие, ответственность, честь, достоинство, которые не только остаются важнейшими задачами современной культуры, но становятся все более актуальными в контексте усложнения социальной организации, развития этики организаций и этики мирового сообщества. Современные виды этики (социальная, глобальная, профессиональная) тоже нуждаются в свободных и самостоятельно мыслящих субъектах, способных к нравственной рефлексии, нравственному диалогу, морально вменяемых и ценностно не безразличных к злу, порокам, жестокости, несправедливости и безответственности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой