Мотивация трудового поведения фермеров
Чтоб не развалилась деревня и село не вымирало",. Боль за обнищание деревни", «преемственность,. Хотелось иметь возможность путешествовать,. Другое („хотелось стать более влиятельным“,. Самому вести свое дело и отвечать за него. Понимание важности, необходимости. Стремление быть самостоятельным,. Хоть какое-то состояние, капитал. Прадед был крестьянином» и т. п.). Желание найти новое применение… Читать ещё >
Мотивация трудового поведения фермеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начало 1990;х годов характеризовалось достаточно интенсивным развитием нового (фермерского) уклада в сельской экономике. И хотя доля потенциальных фермеров, то есть сельчан, желающих и способных вести самостоятельное хозяйствование, была не так велика (по оценкам некоторых исследователей, не более 7%), начал формироваться новый слой сельского предпринимателя. Главная мотивационная характеристика на тот момент — получение дохода, дающего возможность обеспечить своей семье относительно достойную жизнь. Изменился ли главный мотиватор Мотиватор — комплекс мотивов, структурный элемент мотивации поведения, определяющий отношение человека к той или иной ситуации и регулирующий вы-бор из числа возможных вариантов поведения. [2, с. 149—150] к занятию фермерской деятельностью сегодня? В ходе мониторинга впервые была осуществлена попытка выяснить, какой мотивацией руководствовались фермеры Самарской области, начав это трудное и подчас неблагодарное дело. Что побудило респондента заняться фермерством — такой вопрос был задан в анкете. И вот как распределились ответы на него (в процентах к числу опрошенных в 2008 г.):
1. Стремление быть самостоятельным,. | 64,8. |
самому вести свое дело и отвечать за него. | |
2. Желание улучшить жизнь, нажить. | 55,5. |
хоть какое-то состояние, капитал. | |
3. Желание найти новое применение. | 46,9. |
своим знаниям, способностям. | |
4. Понимание важности, необходимости. | 16,4. |
и полезности фермерства. | |
5. Хотелось иметь возможность путешествовать,. | 6,3. |
отдыхать, как другие. | |
6. Другое («хотелось стать более влиятельным»,. | 11,8. |
«чтоб не развалилась деревня и село не вымирало»,. | |
«боль за обнищание деревни», «преемственность,. | |
прадед был крестьянином" и т. п.). |
Примечание: респондент мог выбрать несколько вариантов ответа (не более 3-х) Как видно из приведенных выше данных, будущими фермерами руководили, в первую очередь, два основных мотива: потребность в самореализации и экономической состоятельности. Время показало, что далеко не всем удалось достичь успеха по разным причинам: одним не хватило деловых качеств, предприимчивости, другим — начального капитала, третьим — просто трудоспособности. Накопленный за годы работы опыт дал основания нашим респондентам расставить непременные условия успеха в таком особом виде бизнеса, как фермерство, в следующем порядке (в процентах к числу опрошенных в 2008 г.):
Итак, фермеры указали (а исследователи проранжировали) те характеристики успеха, от которых в современных условиях все в большей степени зависят и качество, и конкурентоспособность выпускаемой ими продукции, и в целом благополучие бизнеса. При этом стоит отметить, что такие характеристики играют не меньшую роль в уровне благосостояния и успешности крестьянского (фермерского) хозяйства, чем уровень профессионализма и квалификации сельского предпринимателя. Неудивительно, что сами респонденты не рассматривают профессионализм или квалификацию в качестве факторов своей успешности (а у них была возможность заявить об этом, отметив вариант «другое»). А выделяют они, прежде всего, два ведущих фактора своей успешности: наличие денежных ресурсов (так заявили более 2/3 ответивших респондентов) и упорная работа и целеустремленность (это отмечают около 60% опрошенных). На третьем месте с большим отрывом идет вариант ответа, предполагающий опору на неформальные связи, знакомства и покровительство чиновников (почти ¼ опрошенных респондентов указали на это). А самыми непопулярными мерами оказались преступление закона и нарушение норм морали, хитрость. Надо сказать, что такие характеристики успеха достаточно устойчивы в сознании фермеров. Опросы 2006 и 2008 гг. показали практически идентичные ответы респондентов.