Обоснование содержания схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации
С учетом приведенного обоснования, положений и требований по планированию и организации рационального использования земель и их охраны Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Федерального закона «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ, (с изменениями… Читать ещё >
Обоснование содержания схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной целью схемы землеустройства является определение приоритетных направлений планирования рационального использования и охраны земель субъекта Российской Федерации, развития землепользования в соответствии с требованиями земельной политики региона, социально-экономическими и экологическими задачами.
Учитывая то, что объектом землеустройства в субъекте Российской Федерации и главным ресурсом земельно-имущественного комплекса является весь земельный фонд, схема землеустройства территории субъекта Российской Федерации должна разрабатываться на всю территорию региона в разрезе административных районов, выполняющих роль первичных элементарных единиц при исследовании.
Это предплановый и предпроектный документ, используемый для разработки на основе учёта природных, экономических и социальных условий принципиальных направлений организации рационального использования и охраны земель и комплекса взаимоувязанных мероприятий по реально возможному совершенствованию распределения земель по категориям и угодьям, отраслям экономики, формам собственности, улучшению организации территорий, а также по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, совершенствованию нормативной правовой базы по рациональному использованию и охране земель.
В ходе разработки схемы должны быть определены перспективы развития территорий субъекта Российской Федерации и рационального использования земель всех категорий независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования. В этой связи необходимо подготовить предложения по предоставлению (перераспределению) земель с учетом потребностей агропромышленного комплекса; городов и других поселений; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, предприятий космической деятельности, обороны, безопасности; развития особо охраняемых территорий и объектов; лесного и водного хозяйства; формирования земель запаса.
Схема землеустройства территории субъекта Российской Федерации предназначена для взаимоувязанного решения вопросов планирования и организации рационального использования земель всех категорий, сохранения и приумножения земельно-ресурсного потенциала региона, повышения плодородия почв, перераспределения земель по категориям, угодьям и формам собственности в увязке с перспективами развития различных отраслей народного хозяйства субъекта Российской Федерации и комплексом природоохранных мероприятий.
Материалы схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации служат основой для разработки схем землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, составлений областных и местных целевых программ использования и охраны земельных ресурсов, формирования бюджета субъекта Российской Федерации в части совершенствования землевладения и землепользования, а при необходимости — для разработки комплексной научно-технологической программы развития производительных сил региона, размещения отраслей топливно-энергетического комплекса, промышленности, транспорта, лесного, водного хозяйства и т. д., а также для составления других документов, имеющих отношение к земельным ресурсам.
Кроме того, материалы схемы землеустройства могут использоваться для разработки главных направлений и перспектив экономического и социального развития региона, а также при решении вопросов развития и размещения отдельных, особенно землеёмких отраслей экономики (сельского, лесного хозяйства, коллективного садоводства), организации рационального природопользования.
Разработка схемы землеустройства, как долговременного прогнозно-предпланового документа, требует предварительного согласования принципиальных решений и поэтому осуществляется в два этапа: составление научно-технической концепции и непосредственно составление развернутой схемы землеустройства.
Концепция схемы землеустройства представляет собой научно-обоснованный замысел решения социально-экономических и научно-технических задач и проблем организации рационального использования и охраны земельных ресурсов в долгосрочной перспективе [108]. В ней на основе оценки состояния уровня социально-экономического развития субъекта, состояния использования земельных ресурсов, экологической безопасности и прогнозируемых перспектив экономического и территориального развития должны найти отражение:
- — основные цели и задачи составления схемы землеустройства;
- — место схемы землеустройства в системе землеустройства;
общая характеристика и оценка системы управления земельными ресурсами в субъекте Российской Федерации, правового регулирования развития земельных отношений и проведения земельной реформы;
- — оценка состояния использования и охраны земель и состояния изученности земель;
- — основные направления в развитии земельных отношений, совершенствовании распределения земель, рациональной организации использования земель, создании устойчивой системы землевладения и землепользования;
- — пути совершенствования управления земельными ресурсами, нормативного правового и научного обеспечения использования и охраны земель;
- — экономическая, социальная и экологическая значимость реализации схемы.
В концепции также приводится примерная структура и основное содержание схемы, принципы ее составления, приоритеты использования земель, совершенствование структуры земельных угодий, основные направления по охране земель и сохранению ландшафта, другие мероприятия по использованию и охране земель.
В зарубежной практике планирования рационального использования земель также разрабатываются схемы использования земельных ресурсов крупных территорий.
Система планирования использования земель в зарубежных странах прошла несколько этапов развития. С конца 70-х начала 80-х годов в западных странах бурное развитие получила градостроительная деятельность, города стали сильно влиять на земельную политику государств. Когда через 10−12 лет заинтересованные лица посмотрели, к чему привело это влияние, тут же были законодательно внесены коррективы в предпроектную и предплановую документацию. Во Франции в 1996 г. были приняты «Национальные директивы обустройства территории», в Швеции _ Закон «Планирование и строительство» (1987 г.), в Швейцарии _ Федеральный закон «О региональном планировании» (1979 г.) и т. д. На основе подобных законов стали выполняться работы, в которых комплексно решались вопросы охраны природы, перераспределения земель между городским, сельским, лесным хозяйством, промышленными, транспортными и другими отраслями, градостроительства и земельно-хозяйственного обустройства вне и в черте городских территорий.
Планы делятся на генеральные, составляемые, как правило, на регион, со сроком действия 20−25 лет и местные (муниципальные) со сроком действия от 5 до 15 лет. Базой любого плана служит зонирование, при котором вся землеустраиваемая территория делится на зоны: сельскохозяйственную, лесную, застроенную, первоочередной застройки для индивидуальных и общественных целей и т. д. После публичного обнародования таких планов при наличии положительного общественного мнения они утверждаются и являются обязательными для исполнения или рекомендуемыми для исполнения.
Одним из источников денежных поступлений в федеральный бюджет развитых зарубежных стран является работа государственных исполнительных органов в области управления земельными ресурсами.
Так, например, в США государственные земли и землеустройство находятся в ведении Бюро землеустройства (Bureau of Land Management, BLM), являющегося подразделением американского Департамента (министерства) внутренних дел. Ежегодно, посредством работы Бюро землеустройства в федеральный бюджет США поступает до 800 млн долл. Главные статьи дохода — осуществление землеустроительной деятельности, продажа, сдача в аренду, общественных земель, пастбищ, дорог для проезда к собственности, продажа разрешений на разработка землеустроительных мероприятий по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, а также по мелиорации и рекультивации нарушенных земель, в целях предотвращения или ликвидации крупномасштабных экологических последствий или улучшения земель на больших территориях, когда отдельные землевладельцы и землепользователи не могут самостоятельно осуществить эти мероприятия, а государство напрямую, заинтересовано в их проведении; организация проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения в целях их перераспределения, разделения или консолидации.
Совершенно очевидно, что указанные вопросы являются важными только для государства, входят соответствующими разделами в содержание стратегических планов развития штатов, генеральных планов городов (Urban General Plan), районных планов (Regional Plan), планов сельских местностей (Country Plan), и должны выполняться, прежде всего, за счёт средств данных административно-территориальных образований.
С учетом различной роли земли в общественном производстве, выступающей в качестве объекта природы, недвижимого имущества и главного средства производства, обосновано содержание схемы землеустройства на региональном уровне по составным частям и элементам (табл. 2).
1. Земля — объект природы. Одной из ведущих проблем землепользования любого региона является сохранение земельного фонда, являющегося неотъемлемым компонентом здоровой природной среды. Ее решению будет способствовать изучение использования земли как объекта природы в схеме землеустройства субъекта Российской Федерации. Основными вопросами при этом будут являться:
Оценка качественного состояния земель. Выявление факторов, определяющих качественное состояние земель, имеет большое значение, так как их специфика обусловливает принятие решений по выбору направления наиболее эффективного использования земель при поддержании и улучшении их качества, плодородия почв. К основным природным факторам относятся: климат, рельеф, характеристика почв и свойства почвообразующих пород, уровень естественного плодородия почв, к антропогенным — освоенность почв, степень распаханности территории и соотношение угодий, состав возделываемых культур, уровень внесения удобрений, использование почвозащитных мероприятий, наличие источников загрязнения и другие.
Параметры показателей качества земель: уровень плодородия почв (определяется по показателям кислотности, содержанию подвижных форм фосфора, калия, гумуса, микроэлементов) и направление их использования (определяется пригодностью почв к различным сельскохозяйственным угодьям).
Планирование мероприятий по охране земель, подверженных негативным воздействиям. Охрана земель является одной из важнейших и острых проблем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Она прямо или косвенно затрагивает все производства и предприятия, интересы каждого человека.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, целями охраны земель являются:
- 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности;
- 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Основываясь на данных положениях, в схему землеустройства необходимо включить материалы по определению местоположения загрязненных, захламленных, зараженных, эродированных, нарушенных земель, мероприятий по их рекультивации и предотвращению негативных воздействий.
Планирование мелиоративных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации. Мелиорация является одним из путей рационального использования и охраны земель. Она позволяет радикально или в многолетнем периоде изменить почвенные условия, микроклимат, водный режим и другие экологические факторы произрастания культурных растений для получения высоких и устойчивых урожаев. Специальные мелиоративные мероприятия предотвращают эрозию почвы и деградацию земель, а также улучшают их технологические свойства.
Таблица 2. Обоснование содержания схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации.
Роль земли в общественном производстве. | Составные части схемы землеустройства. | Элементы схемы землеустройства. |
1. Земля — объект природы. | 1.1 Оценка качественного состояния земель. | 1.1.1 Оценка основных природных и антропогенных факторов, влияющих на качественное состояние земель. |
1.1.2 Оценка уровня плодородия почв. | ||
1.1.3 Оценка продуктивности используемых земель. | ||
1.2 Планирование мероприятий по охране земель, подверженных негативным воздействиям. | 1.2.1 Определение местоположения загрязненных, захламленных, зараженных и нарушенных земель, мероприятий по их рекультивации и предотвращению негативных воздействий. | |
1.2.2 Определение эродированных и эрозионно-опасных земель и комплексов рекомендуемых противоэрозионных мероприятий. | ||
1.2.3 Определение местоположения земель, намечаемых под консервацию. | ||
1.2.4 Определение районов распространения селей, оползней, снежников, лавин и иных денудационных процессов, предложений по их предотвращению. | ||
1.3. Планирование мелиоративных мероприятий на территории субъекта РФ. | 1.3.1 Определение местоположения осушенных земель и земель, требующих осушения. | |
1.3.2 Определение местоположения орошаемых земель и земель, требующих орошения. | ||
1.4. Выделение охраняемых территорий и объектов, установление режимов их использования. | 1.4.1 Определение потребности и расположения особо охраняемых природных территорий. | |
1.4.2. Определение потребности и расположения земель природоохранного назначения. | ||
1.4.3 Определение потребности и расположения земель рекреационного назначения. | ||
1.4.4 Уточнение расположения земель историко-культурного назначения. | ||
2. Земля — недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. | 2.1 Совершенствование административно-территориального деления субъекта РФ. | 2.1.1 Уточнение числа, границ и местоположения административных районов и муниципальных образований. |
2.1.2 Выявление спорных территорий по внешней границе субъекта РФ и между административными районами и муниципальными образованиями. | ||
2.1.3 Определение и уточнение границ и площадей субъекта РФ, его административных районов и муниципальных образований. | ||
2.2 Размещение земельных фондов специального назначения. | 2.2.1 Размещение земельных фондов для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства. | |
2.2.2 Размещение земельных фондов для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития ЛПХ, КФХ. | ||
2.2.3 Размещение земельных фондов при расселении беженцев, военнослужащих и т. д. | ||
2.2.4 Формирование земельных фондов для продажи земель, находящихся в собственности субъекта РФ, на конкурсах и аукционах. | ||
2.3 Перераспределение земель по категориям, формам собственности и формам хозяйствования. | 2.3.1 Обоснование межотраслевых пропорций использования и охраны земель на перспективу и определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленных законодательством Российской Федерации. | |
2.3.2 Распределение земель по формам собственности. | ||
2.3.3 Обоснование структуры землевладений и землепользований на перспективу. | ||
2.4 Размещение и установление границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования. | 2.4.1 Размещение и установление границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования сельскохозяйственных предприятий. | |
2.4.2 Размещение и установление границ территорий с особым правовым режимом промышленных предприятий и коммунально-складских объектов. | ||
2.4.3 Размещение и установление границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования транспортных коммуникаций и сооружений, линий связи, газовых, подземных, электрических и других сетей. | ||
3. Земля — главное средство производства. | 3.1 Установление состава и площадей земель по угодьям. | 3.1.1 Оценка современного состояния и использования земель в разрезе угодий. |
3.1.2 Определение и обоснование объемов освоения земель. | ||
3.1.3 Определение и обоснование объемов трансформации и улучшения угодий. | ||
3.2 Размещение отраслей агропромышленного комплекса. | 3.2.1 Обоснование структуры посевных площадей на перспективу в разрезе округов природно-сельскохозяйственного районирования территории субъекта Российской Федерации. | |
3.2.2 Определение специализации сельскохозяйственного производства в разрезе округов природно-сельскохозяйственного районирования территории субъекта Российской Федерации. | ||
3.3. Размещение объектов инфраструктуры, имеющих значение для субъекта Российской Федерации. | 3.3.1 Размещение объектов энергетических систем. | |
3.3.2 Размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи. | ||
3.3.3 Размещение линейных объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий. | ||
3.3.4 Размещение иных объектов, необходимых для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации. |
Поэтому комплекс взаимоувязанных мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов области включает мелиоративные мероприятия.
В соответствии с этим в состав схемы землеустройства субъекта Российской Федерации включаются следующие направления исследований:
- — целенаправленный анализ природных условий региона для оценки перспективных видов мелиораций земель при различной интенсивности их сельскои лесохозяйственного, рекреационного и иного использования.
- — количественная и качественная оценка земель, нуждающихся в осушении, и эксплуатационных водных ресурсов региона (поверхностных и подземных) для орошения с целью определения направлений их перспективного комплексного использования.
- — выбор типичных для региона оптимальных технологий агромелиорации (и лесомелиораций), конструкций гидромелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений, видов лесных насаждений при рациональном природопользовании.
- — установление социальной востребованности, экономической эффективности, потребных финансовых и иных производственных ресурсов для проведения комплексных мелиораций и сопутствующих мероприятий на межхозяйственном и хозяйственном уровнях.
Выделение охраняемых территорий и объектов, установление режимов их использования. В связи с продолжающейся урбанизацией, возрастанием давления городских агломераций на природные ресурсы постоянно усложняется поддержание экологического равновесия на региональном уровне. Происходит сокращение природных и частично преобразованных природных площадей (лесов, лугов, болот). Расширение границ городов, размещение малоэтажной застройки, отводы земель под садоводческие товарищества, прокладка дорог и инженерных коммуникаций приводят к нарушению экологических балансов, дроблению лесных массивов, качественным и количественным изменениям растительности.
Иногда, вследствие нерационального городского планирования, в городскую черту включаются ценные земли природоохранного и сельскохозяйственного назначения, что может наносить ущерб экологии и экономике региона. По этой же причине часто разрушаются памятники культуры и архитектуры местного и федерального значения, нарушается целостность планировки городов и ухудшается качество рекреационных (особенно культурно-рекреационных) зон города.
Одной из самых действенных мер, призванных противостоять процессам деградации биоты, является организация особо охраняемых природных территорий. Экологическое равновесие может быть достигнуто при оптимальном соотношении интенсивно эксплуатируемых, экстенсивно используемых и особо охраняемых территорий.
Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Земельным кодексом, федеральными законами.
- 2. Земля — недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. В виду того, что земля приобрела реальную ценность, в схеме землеустройства субъекта Российской Федерации многие вопросы должны пройти социально-экономическое обоснование. К таким вопросам относятся.
Совершенствование административно-территориального деления субъекта Российской Федерации. Для субъектов Российской Федерации, занимающих территорию крупных европейских государств, административно-территориальное деление является одной из главных основ их стабильной деятельности. Основными задачами при этом будут являться:
- — уточнение числа, границ и местоположения административных районов и муниципальных образований;
- — выявление спорных территорий по внешней границе субъекта Российской Федерации и между муниципальными образованиями;
- — определение и уточнение границ и площадей субъекта Российской Федерации, его административных районов и муниципальных образований.
Размещение земельных фондов специального назначения. Помимо определения потребности в земельных ресурсах для различных отраслей экономики в субъекте Российской Федерации существует необходимость формирования земельных фондов для решения более локальных, специальных задач. Поэтому в схеме землеустройства территории субъекта Российской Федерации необходимо предусмотреть формирование и размещение земельных фондов специального назначения в целях:
- — обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства;
- — расселения беженцев, военнослужащих;
- — продажи земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, на конкурсах и аукционах.
Перераспределение земель по категориям, формам собственности и формам хозяйствования. Категории земель, установленные действующим Земельным кодексом Российской Федерации, относятся к верхнему уровню земельной классификации. Их площадь и соотношение зависят от природных предпосылок местности и хозяйственного уклада, пригодности земель для многообразных видов производственной и общественной деятельности. Формирование системы землепользования по структуре категорий земель, формам собственности и хозяйствования относится к актуальным направлениям организации использования и охраны земель в субъектах Российской Федерации.
По структуре категорий земель в субъекте Российской Федерации, его административных районах и муниципальных образованиях можно судить об отраслевых приоритетах и основных направлениях их хозяйственного развития. Региональные территориальные особенности состава и соотношения категорий земель, форм собственности и хозяйствования предопределяют различия в природных и социально-экономических условиях региона.
Стратегической целью государственной политики в сфере управления землей, реформирования и регулирования правоотношений на землю является обеспечение условий для эффективного использования и развития рынка земли, как одного из ключевых условий устойчивого экономического развития Российской Федерации и повышения благосостояния ее граждан.
Важнейшей задачей для достижения этих целей является ликвидация государственной монополии на землю. Российская Федерация и ее субъекты как собственники должны иметь в своем распоряжении земли, обеспечивающие их стратегические интересы и удовлетворение государственных нужд, а также земли, которые представляют интерес для частного сектора и муниципальных образований. Такой подход позволит с использованием рыночных механизмов обеспечить эффективное использование подавляющего большинства объектов недвижимости. Таким образом, в схеме землеустройства субъекта Российской Федерации должны найти отражения следующие вопросы:
- — обоснование межотраслевых пропорций использования и охраны земель на перспективу и определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленных законодательством Российской Федерации;
- — распределение земель по формам собственности, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частной собственности юридических и физических лиц на территории субъекта Российской Федерации;
- — определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки для промышленного освоения, коллективного садоводства, жилищного строительства и других целей;
- — определение земель, которые могут быть включены в специальные фонды.
Совершенствование распределения земель по категориям, формам собственности и отраслям экономики проводится с целью:
- — достижения наибольшего эффекта при использовании земельно-ресурсного потенциала субъекта Росийской Федерации;
- — приведения земельно-ресурсной базы различных отраслей экономики в соответствие с перспективами развития их производства и отраслевой пригодностью земель;
- — достижения социальной справедливости в процессе распределения в обществе земельных ресурсов и создания условий для наиболее рационального использования земель в интересах всего общества;
- — устранения недостатков в распределении земель по отраслям экономики, хозяйствующим субъектам и формам собственности;
- — достижения оптимальных пропорций между обеспеченностью землей, наличием и размещением трудовых ресурсов, материально-техническими и инвестиционными возможностями;
- — создания предпосылок для стабилизации экологии и охраны земель.
Совершенствование распределения земель по категориям, формам собственности и отраслям экономики включает решение таких тесно взаимосвязанных вопросов, как определение перспективной потребности в земельных ресурсах различных категорий и выявление потенциальных земельных резервов для вовлечения их в перспективе в экономику.
Размещение и установление границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования. Включение данного вопроса в схему землеустройства имеет цель формирование научно-обоснованной системы управления земельными ресурсами, отвечающей условиям рыночной экономики и организации экологически безопасного землепользования.
Наличие в субъекте Российской Федерации материалов по ограничениям и обременениям позволит предотвращать необоснованные отводы земель на особо охраняемых территориях в охранных и санитарно-защитных зонах инженерных коммуникаций, сооружений и других объектах, выявление таких зон на территориях землепользований с целью дополнения документов, удостоверяющих права на землю информацией об ограничениях и обременениях в использовании земель и организации действенного контроля за их соблюдением.
3. Земля — главное средство производства. Земля, являясь главным средством производства в сельском и лесном хозяйствах, выполняет также и различные функции в обрабатывающей, добывающей промышленности, транспортном хозяйстве и других отраслях. Все эти функции должны быть увязаны в схеме землеустройства субъекта Российской Федерации. При этом должны быть выполнены следующие мероприятия:
Установление состава и площадей земель по угодьям;
Размещение отраслей агропромышленного комплекса;
Размещение объектов инфраструктуры обрабатывающей, добывающей промышленности, лесного, транспортного, жилищно-коммунального, природоохранного, рекреационного и заповедного хозяйств, имеющих значение для субъекта Российской Федерации.
Несмотря на то, что Федеральным законом «О землеустройстве» предусмотрены землеустроительные работы по оценке качества земель в целях получения информации о ее свойствах как средства производства в сельском хозяйстве, а также по природно-сельскохозяйственному районированию территорий, а в землеустроительном производстве имеются методические рекомендации по оценке качества и классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве, до’хих пор сельскохозяйственные земли не дифференцируются по плодородию, для них не устанавливаются регламенты (виды разрешенного использования), а ограничения и обременения прав в использовании конкретных земельных участков, обязывающих землевладельцев и землепользователей сохранять почвенное плодородие и осуществлять природоохранные и противоэрозионные мероприятия, не определяются и не регистрируются в свидетельстве о правах на земельные участки и материалах кадастра недвижимости.
По этому для всех выше названных категорий земель, как правило, составляющих межселенные территории, включая продуктивные земли сельскохозяйственного назначения, необходимо проведение зонирования территории с определением правового режима, регламентов землепользовании и правового статуса земельных участков на перспективу.
Учитывая особую роль земель сельскохозяйственного назначения обеспечении населения продуктами питания, а промышленности в сырье, необходимость приоритета в использовании сельскохозяйственных угодий и потребность в их особой охране, выполнения требований воспроизводства плодородия почв, нами предлагается планировать осуществлять хозяйственное использование этих земель на основе землеустроительных регламентов.
Землеустроительный регламент должен являться частью Правил землепользования (использования и охраны земель), который разрабатывается для каждой территориальной зоны, отграниченной в Правилах землепользования конкретного региона (субъекта Российской Федерации) и отдельных муниципальных образованиях.
При этом под землеустроительным регламентом следует понимать устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды и параметры разрешенного использования и охраны земельных участков, предназначенных для ведения сельского хозяйства, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и уровни интенсивности использования почвенного плодородия, а также ограничения (обременения), налагаемые на земельный участок [95].
С учетом приведенного обоснования, положений и требований по планированию и организации рационального использования земель и их охраны Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Федерального закона «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ, (с изменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта, 18 июля 2005 г., 5 февраля 2007 г.), природоохранного, гражданского, градостроительного, лесного и иных законодательств Российской Федерации, а также с учётом опыта разработок схем использования и охраны земель субъектов Российской Федерации разработана структура содержания схемы землеустройства субъекта Российской Федерации, показанная в таблице 3.
Приведенное содержание схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации позволяет работникам органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, специалистам по земельным ресурсам и землеустройству использовать его как базу для разработки схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, технических указаний, графиков и смет работ по схеме, инструкций, методик и рекомендаций по планированию рационального использования и охраны земель.
Таблица 3. Содержание схемы землеустройства субъекта Российской Федерации.
№ п/п. | Наименование разделов. |
Общие положения. | |
Подготовительные работы. | |
3.1. | Сбор, анализ и оценка материалов, характеризующих общие сведения о субъекте Российской Федерации, уровень его социального и экономического развития, свойства земли (природные условия), наиболее влияющие на использование и охрану земель, степень изученности состояния земель, состояние земельно-ресурсного потенциала и его динамика, итоги трансформации правоотношений на землю, состояние экологической обстановки. |
3.2. | проведение обследовательских работ. |
3.3. | составление картографической основы. |
Природно-сельскохозяйственное районирование. | |
Разработка Правил землепользования (использования и охраны земель) субъекта Российской Федерации. | |
Совершенствование распределения и улучшения организации рационального использования и охраны земель на перспективу. | |
6.1. | Совершенствование распределения земель по категориям и отраслям экономики. |
6.2. | Упорядочение системы землевладений и землепользований. |
6.3. | Организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. |
6.4. | Охрана земель. |
6.5. | Ограничения и обременения в использовании земель. |
Ожидаемые результаты от реализации схемы землеустройства. | |
Разработка механизма реализации схемы землеустройства. | |
Оформление документации по схеме землеустройства. | |
Согласование, экспертиза и утверждение схемы землеустройства. |