Италия XIII века
И еще итальянская литература тех лет имела еще средневековый облик. И все же что-то уже дрогнуло, подалось, сдвинулось с места. В борьбе народных масс с феодалами, в процессе развития городов, подтачивались устои феодально-католического мировоззрения. Зрели новые взгляды на мир, рождались новые идеи, отражавшие интересы демократических слоев, нарастал протест против феодального гнета… Читать ещё >
Италия XIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы знаем, что родина Данте — Италия — была страной, где впервые взошла заря возрождения. Неисчерпаемые природные богатства её земель, благоприятно расположенных в центре средиземного бассейна, густая сеть рек, питающих её поля и сады и связывающая, ценные ископаемые Апеннинского хребта — всё способствовало раннему экономическому подъёму Италии и сделало её самой развитой и цветущей, а также передовой из всех стран средневековой Европы. В те глухие века раннего феодализма, когда европейские государства прозябали в условиях натурального хозяйства и средневековой замкнутости, в Италии росли города, развивались ремёсла и крепли торговые связи с восточными заморскими странами. Другими словами все выше указанное способствовало раннему развитию посреднической торговли между Западной Европой и восточными странами. Эти торговые сношения с Востоком вызывали быстрый рост цветущих городов, которые первыми в Европе освободились от власти феодальных сеньоров и образовали самоуправляющиеся коммуны с республиканским образом правления. Номинально итальянские города-государства обычно признавали над собой власть папы или германского императора, но фактически им удавалось добиться независимости и обеспечить себе полную политическую самостоятельность. Образование городских коммун начинается на севере Италии в XI в. и заканчивается уже в XIII в.
Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-денежного хозяйства. В них рано начинает развиваться производство, рассчитанное, на внешний сбыт, которое принимает в некоторых городах северной Италии (Флоренция, Милан) уже в XIV в. капиталистический характер. Очерки истории Италии. 476−1918 гг. Пособие для учителя, М., 1999.
С уверенностью могу сказать, что в особенности животрепещуще и напряженно проходила политическая борьба в торгово-промышленной Флоренции — главном культурном центре Италии XIII—XIV вв., явившемся родиной ее величайшего поэта Данте напряженность политической борьбы во Флоренции была обусловлена успехами ее раннего буржуазного развития, крайне обострявшими борьбу между гвельфами и гибеллинами.
И даже, несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма все же продолжала оказывать значительное влияние на происходившую в тот момент во Флоренции в конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Она эта борьба развертывалась теперь уже внутри гвельфской партии, разбившейся после этого разгрома гибеллинов на две фракции — Белых и Черных. Между Белыми и Черными гвельфами происходила не менее жестокая борьба" чем раньше между гвельфами и гибеллинами. Очерки истории Италии. 476−1918 гг. Пособие для учителя, М., 1999.
И еще итальянская литература тех лет имела еще средневековый облик. И все же что-то уже дрогнуло, подалось, сдвинулось с места. В борьбе народных масс с феодалами, в процессе развития городов, подтачивались устои феодально-католического мировоззрения. Зрели новые взгляды на мир, рождались новые идеи, отражавшие интересы демократических слоев, нарастал протест против феодального гнета, пробуждалось национальное сознание.
Новое, растущее прокладывало себе путь в литературе. В поэзии и прозе конца XII века заметны сдвиги в тематике, попытки изображать действительный мир. В монотонную прозу хронистов проникают живые образы, реалистические зарисовки, сквозь мертвую ткань аллегорической поэзии проступают зачатки новых, антифеодальных взглядов на этику и мораль.
Растущие национальные и демократические тенденции общественной жизни побуждают некоторых писателей обратиться к своему государственному национальному языку. Традиционными литературными языками средневековья были латинские и французские языки. Но уже в XIII веке появились первые образцы литературы на итальянском языке. Особое и важное место принадлежало в этом отношении лирической поэзии, прогрессивные тенденции которой восходили к творчеству поэтов так называемой «Сицилийской школы».
Сицилийская поэзия впитала вольнолюбивые настроения свободных городов. Она развивалась на народном итальянском языке и черпала мотивы и образы из национального фольклора. Там же.
Поэтическая традиция сицилийцев получила дальнейшее развитие в передовых городах Тосканы, сначала в Болонье, где на ее основе сложилось во 2-й половине XIII века новое поэтическое направление — «сладостный новый стиль», зачинателем и главой которого был болонский юрист и поэт Гвидо Гвиничелли, а потом во Флоренции, где новый стиль стал ведущим поэтическим направлением.
Новая поэтическая школа внесла оживленную струю в литературную жизнь Италии, объединила прогрессивную молодежь из флорентийского патрициата. Ее поэты — друг Данте Гвидо Кавальканти, Дино Фрескобальди, Лапо Джанни, Чино да Пистойя и др. — воспевали природу, естественные чувства, прославляли возлюбленную — не мадонну не феодальную повелительницу, идеальный образ рыцарской лирики, а живую, реальную женщину-горожанку, достойную возвышенной, бескорыстной любви.
Ученые-поэты из патрициата претендовали на роль глашатаев нового, прогрессивного искусства, форма их стихов отличалась эластичностью и изяществом, язык — возвышенностью, но они стремились перенести в произведения условную «темную» манеру старой провансальской лирики, предназначая свою единственную поэзию для избранного, образованного круга.
«Сладостный новый стиль» — ведущее, но отнюдь не единственное ориентирование тосканской поэзии 2-й половины XIII века. В одном ряду с любовной лирикой «сладостных» поэтов развивалась и лирика политическая. А «средние» и «младшие цехи» выдвигали своих певцов, чья грубоватая, подчас резко сатирическая поэзия откровенно противостояла «сладостной» лирике образованной гвельфской верхушки. «Плебейские», «неученые» поэты — Чекко Анжольери, Фольгореде Сан Джиминьяио, Гвидо Орланди обращаются к стилю и образам народной лирики и народной сатиры. Простым, обычным, «плебейским» языком они рассказывают об обыденных повседневных вещах, прославляют плотские радости, «низменную» любовь, рисуют картинки быта, подчас бесцеремонно обнажая его неприглядные стороны — словно наперекор утонченному «сладостному» стилю.
Из всего выше изложенного можно сделать такой вывод: все изложенные обстоятельства истории Италии XIII века и общественной жизни Флоренции теснейшим образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. И еще можно добавить, что поэтическое творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.