Применение общенаучных методов в диссертационном исследовании
В нашем диссертационном исследовании мы планируем провести следующие измерения. В рамках физиологического исследования мы планируем проводить: анатомическую МРТ, которая позволит диагностировать наличие патологии позвоночника, а именно грыжи межпозвоночного диска в шейном или поясничном отделах позвоночника; электроэнцефалографию (ЭЭГ), причем ЭЭГ будет регистрироваться в состоянии покоя… Читать ещё >
Применение общенаучных методов в диссертационном исследовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика и измерения
Ю.И. Александров задается вопросом о месте психофизиологии — науки, обязанной своим происхождением и даже названием сосуществованию психологии и физиологии в научном познании. Он обращает наше внимание на то, что «в процессе коэволюции физиологии и психологии не происходит „истребления“ последней, ее замены физиологий», являющейся более «научной», как полагают «элиминативисты». В процессе общей работы психология и физиология могут быть рассмотрены как взаимодополняющие области научного знания и возможно со временем психофизиология станет самостоятельной наукой со своим собственным понятийным и методологическим аппаратом [1, с. 9].
Сегодня психофизиологическое исследование является по своей сути междисциплинарным исследованием. В нем используются как методы и процедуры физиологического исследования, так и методы и процедуры психологического исследования (психометрия).
В нашем диссертационном исследовании мы планируем провести следующие измерения. В рамках физиологического исследования мы планируем проводить: анатомическую МРТ, которая позволит диагностировать наличие патологии позвоночника, а именно грыжи межпозвоночного диска в шейном или поясничном отделах позвоночника; электроэнцефалографию (ЭЭГ), причем ЭЭГ будет регистрироваться в состоянии покоя, в условиях открывания и закрывания глаз, в эксперименте стоп-сигнал, в эксперименте с распознаванием эмоциональных лиц. Психометрия будет состоять из батареи психологических опросников и имлицитных тестов для определения уровня личностной и ситуативной тревожности. Ниже мы приводим описание основных инструментов исследования.
Корреляционный анализ взаимосвязей между относительными мощностями фоновой ЭЭГ и уровнем личностной тревожности будет сопоставлен с результатами, полученными ранее этим методом на другой выборке [29, 30, 31].
Магнитно-резонансная томография (МРТ)
МРТ является одним из современных методов лучевой диагностики, позволяющим неинвазивно получать изображения внутренних структур тела человека. Важнейшим преимуществом МРТ по сравнению с другими методами лучевой диагностики является отсутствие ионизирующего излучения и как следствие эффектов канцерои мутагенеза, с риском возникновения которых сопряжено (хотя и в очень незначительной степени) воздействие рентгеновского излучения. Устаревшее название метода «ядерно-магнитно-резонансная томография» (ЯМРТ) в настоящее время не используется, чтобы избежать неправильных ассоциаций с ионизирующим излучением. МРТ позволяет проводить исследование в любых плоскостях с учетом анатомических особенностей тела пациента, а при необходимости — получать трехмерные изображения для точной оценки взаиморасположения различных структур. МРТ обладает высокой мягкотканной контрастностью и позволяет выявлять и характеризовать патологические процессы, развивающиеся в различных органах и тканях тела человека. Более того, МРТ является единственным методом неинвазивной диагностики, обладающим высокой чувствительностью и специфичностью при выявлении отека и инфильтрации костной ткани. Развитие МР-спектроскопии и диффузионной МРТ, а также создание новых органотропных контрастных препаратов является основой развития «молекулярной визуализации» и позволяет проводить гистохимические исследовании in vivo [1].
Электроэнцефалография (ЭЭГ).
ЭЭГ — процедура регистрации колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа. На полученной электроэнцефалограмме выделяют значимые признаки и подвергают их анализу. Основными понятиями, на которые опирается характеристика ЭЭГ, являются: средняя частота колебаний, их максимальная амплитуда, их фаза, также оцениваются различия кривых ЭЭГ на разных каналах и их временная динамика. Первичная обработка данных проводится соответствующими компьютерными программами, а дальнейшая интерпретация зависит от искусства и опыта исследователя. Суммарная фоновая электроэнцефалограмма коры и подкорковых образований мозга пациента, варьируя в зависимости от уровня филогенетического развития и отражая цитоархитектонические и функциональные особенности структур мозга, также состоит из различных по частоте медленных колебаний.
Одной из основных характеристик ЭЭГ является частота. В зависимости от частотного диапазона, но также и от амплитуды, формы волны, топографии и типа реакции различают ритмы ЭЭГ, которые также обозначают греческими буквами. Например, альфа-ритм, бета-ритм, гамма-ритм, дельта-ритм, тета-ритм, каппа-ритм, мю-ритм, сигма-ритм и др. Считается, что каждый такой «ритм» соответствует некоторому определённому состоянию мозга и связан с определёнными церебральными механизмами [25, с. 28−34].
Тест ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина)
Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Также в исследовании будет использованы: субшкала тревожности Айзенка; тесты на клиническую тревожность; имплицитный тест на скрытую тревожность.
При помощи перечисленных инструментов мы собираемся решить следующие задачи:
- 1. Сопоставить в различных частотных диапазонах пространственно-временную организацию изменений ЭЭГ в четырех экспериментальных условиях (фоновая запись, открывание / закрывание глаз, ССП, распознавание эмоциональных лиц) у пациентов с болевым синдромом вертеброгенного характера с ЭЭГ изменениями здоровых контрольных испытуемых, полученных в аналогичных экспериментальных условиях.
- 2. Исследовать роль фактора тревожности на изменение функционального состояния мозгова в преди пост-операционный периоды.
- 3. Исследовать роль психологических факторов и функционального состояния головного мозга на результаты хирургического лечения болевых симптомов, обусловленных патологией позвоночника. Сопоставить ЭЭГ-корреляты тревожности у «повторных» пациентов с данными от «успешных» пациентов.