Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Мотивационные аспекты алкогольной проблематики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По-видимому, на ранних стадиях заболевания наиболее наглядны изменения в сфере мотивации. Похмельный мотив («подлечиться с утра», снять проявления абстинентного синдрома); Атарактические (нейтрализация негативных переживаний, снятие стресса, тревоги); Псевдокультурные (определяются алкогольными ценностями специфической среды). Субмиссивные (подчинение давлению других людей, особенно референтной… Читать ещё >

Мотивационные аспекты алкогольной проблематики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологические изменения при алкоголизме до сих пор остаются малоизученным вопросом в наркологии. Психологи говорят об изменениях отдельных сторон психической деятельности (память, внимание, интеллект и т. д.) при острой и хронической интоксикации алкоголем; клиницисты сосредоточены на особенностях патологического влечения к алкоголю и на описании специфических расстройств личности на последних стадиях болезни; однако результатов обобщающего характера почти нет.

По-видимому, на ранних стадиях заболевания наиболее наглядны изменения в сфере мотивации.

Мотивация потребления Алкогольная потребность становится патологической только тогда, когда в обычных условиях человек не может ее подавить собственными усилиями, и она становится обсессивной или компульсивной. В связи с интенсификацией пьянства возникает внутриличностный конфликт, который приводит к актуализации «психологической защиты» («отрицание», «рационализация», «вытеснение» и т. д.). Самой распространенной при наличии алкогольной проблематики является «алкогольная анозогнозия» (игнорирование и отрицание реальных алкогольных проблем). На скорое окончание «борьбы мотивов» указывает симптом «последнего раза» — дальше уже личностный кризис и осознание существующей проблемы. Мотивы употребления алкоголя, пожалуй, более разнообразны и лучше изучены, нежели мотивация приема наркотиков, где, как считается, с самого начала доминирует стремление к эйфории.

Классификация мотивов употребления алкоголя по Завьялову В. Ю.:

A. Социально-психологические мотивы.

  • 1. Традицонные (праздники, годовщины и т. п.);
  • 2. Субмиссивные (подчинение давлению других людей, особенно референтной группы);
  • 3. Псевдокультурные (определяются алкогольными ценностями специфической среды).

Б. Личностные мотивы.

  • 1. Гедонистические (эйфория, расслабление);
  • 2. Атарактические (нейтрализация негативных переживаний, снятие стресса, тревоги);
  • 3. Гиперактивации поведения («для храбрости», «от скуки» и т. п.).

B. Патологические мотивы.

  • 1. Похмельный мотив («подлечиться с утра», снять проявления абстинентного синдрома);
  • 2. Патологическое влечение к алкоголю (ПВА);
  • 3. Самоповреждение, стремление пить «назло всем».

Традиционная мотивация — употребление алкоголя по санкционированным в данной микросреде поводам (праздники, банные дни, банкеты, деловые встречи и др.) Алкоголики умело используют любой удобный повод для выпивки и искусно создают питейные ситуации, ловко втягивая в них окружающих, что долго маскирует их патологическую потребность в опьянении. Субмиссивная мотивация — употребление алкоголя связано с повышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Овладевает стадное чувство «быть как все, не выделяться, не быть белой вороной». Не сопротивляясь внешнему давлению, люди не могут контролировать внутренние импульсы, то есть являются внутренне зависимыми. Субмиссивная мотивация, таким образом, только маскирует остающиеся неосознанными побуждения к опьянению.

Псевдокультурная мотивация — употребление алкоголя отражает желание привлечь к себе внимание окружающих утонченным знанием редких напитков, особых рецептов коктейлей, изысканностью ритуалов выпивки, желанием почувствовать принадлежность к высшему обществу, к золотой молодежи.

Гедонистическая мотивация — прием алкоголя связан с жаждой удовольствия, стремлением к чувственным наслаждениям. По-видимому, во все времена данный вид мотивации был одним из наиболее распространенных, о чем свидетельствуют памятники литературы.

Атарактическая мотивация — алкоголь употребляется с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тревоги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенности. Прием алкогольных напитков мотивируется стремлением «отключиться» от горьких воспоминаний, навязчивых опасений, тревожных предчувствий. Объясняется необходимостью «разрядиться, расслабиться, успокоиться, собраться с мыслями, перевести дух». Такая мотивировка свидетельствует об очевидных аффективных нарушениях. Мотивация гиперактивации поведения — алкоголь употребляется в качестве допинга для того, чтобы поднять тонус, стимулировать воображение и творческую деятельность, улучшить работоспособность.

алкоголизм лечение предрасположенность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой