Учет затрат в составе себестоимости продукции
Отклонения фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Определение фактической себестоимости основных материалов разрешено производить следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени… Читать ещё >
Учет затрат в составе себестоимости продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость на основании первичных документов и в калькуляциях выделяются отдельными статьями.
Первичные документы предварительно группируются по направлениям расходов материалов, и данные, которые в них содержатся, отражаются в ведомости распределения расхода материалов по каждому структурному подразделению организации. Если из одного вида материальных ценностей производятся несколько видов изделий, то расход материалов распределяется между себестоимостями каждого вида продукции.
Такое распределение может производиться пропорционально расходу материальных ценностей по нормам, установленным на единицу продукции; установленному коэффициенту расхода; количеству или весу изготовленной продукции и т. д.
Фактическая себестоимость материалов определяется, исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческими организациями, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, осуществляемые силами сторонних организаций.
На предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по средне покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др.
Отклонения фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Определение фактической себестоимости основных материалов разрешено производить следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие описывает в своей учетной политике.
ЛИФО — Метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). п. 6 ст. 254 НК РФ. Название метода происходит от английского Last in last out (последним пришел, последним ушел). При методе ЛИФО в первую очередь списывается стоимость товарно-материальных ценностей последних по времени приобретений.
Более подробное описание значения термина приведено в п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально — производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н:
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально — производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально — производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.
При применении этого способа оценка материально — производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Отпуск материалов в производство осуществляется с использованием таких первичных документов как лимитно-заборных карт. В них учитывают: вид операции, номер склада, отпускаемые материалы, цехполучатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода.
Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом, с тем, чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы.
Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях, при уточнение лимита выписывается новая лимитная карта взамен старой, на других — отдается распоряжение об изменении лимита, которое в письменном виде прикладывается к соответствующей карте.
Отпуск, в производство материалов, при эпизодическом потреблении, оформляется требованиями.
Списание материалов на счета затрат осуществляется на основание документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации.
Например, расход материалов подвергающихся раскрою, оформляют раскройными листами (или картами). В них указывают количество поданного на рабочие места материала, количество изготовленных годных полуфабрикатов, брака и образовавшихся при раскрое отходов, а также нормы расхода на один полуфабрикат.
По результатам раскроя в листках или картах определяют отклонения от норм с указанием причин и виновников этих отклонений. Для учета расходования материалов, не подвергающихся раскрою, составляется карта учета использования материала. Она выписывается на каждое наименование материала и содержит информацию о движении материала за отчетный период. На основании документов по учету выработке в карту вносят данные о наименовании, шифре и количестве изготовленных из данного материала изделий.
Общий фактический расход материала за отчетный период определяется по формуле.
РФ = Он — ПВ — Ок,.
Где РФ — фактический расход материала за отчетный период, руб.;
Он — остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
П — документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В — внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат материала на склад, передача в другие цехи и т. п.), руб.
Ок — остаток материала на конец отчетного периода, определяемый по данным инвентаризации, руб.
Результатом документального оформления движения и расходования основных материалов и выполненных расчетов записывается проводкой: Д20 К10.
Вторым элементом прямых затрат является заработанная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее. Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени.
Привлечение работников к сверхурочной работе оформляется соответствующими списками, утвержденными руководством предприятия.
В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработке является наряд на сдельную работу. В серийном же производстве, первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты. В них фиксируют запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. При передаче партии деталей из цеха вместе с ними передается в маршрутный лист. При дроблении партии деталей выписываются новые маршрутные листы, которые могут применяться как самостоятельные документы, так и в сочетании с рапортами или отрывными талонами.
В массовых и крупносерийных производствах для определения выработки каждого рабочего за смену или за расчетный период производиться пооперационная перепись остатков, не обработанных деталей или не собранных изделий на конец смены или расчетного периода.
Выработка рабочих определяется как остаток деталей или изготовок на начало смены, увеличенный на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток не отработанных или не собранных деталей (заготовок) на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортами или ведомостями учета выработки.
После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего-сдельщика. Подобным образом выполненные и оформленные расчеты позволяют в бухгалтерском учете составить следующую проводку: Д 20 К 70. Одновременно осуществляются расчеты с ЕСН.
Таблица 4: Схема бухгалтерских проводок и необходимых документов.
№ п/п. | Содержание хозяйственной операции. | Документы. | Дебет. | Кредит. |
Начислен ЕСН с зарплаты работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования. | Бухгалтерская справка-расчет. | 20.44. | 69.1.1. | |
Начислен ЕСН с зарплаты работников в части, подлежащей перечислению в федерального фонд обязательного медицинского страхования. | Бухгалтерская справка-расчет. | 20.44. | 69.2. | |
Начислен ЕСН с зарплаты работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного Медицинского Страхования. | Бухгалтерская справка-расчет. | 20.44. | 69.3.1. | |
Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ЕСН с зарплаты работников в части, подлежащей перечислению. | бухгалтерская справка-расчет. | 20.44. | 69.3.2. | |
Начислен ЕСН с зарплаты работников в части, подлежащей перечислению. | Бухгалтерская справка-расчет. | 20.44. | 69.1.2. |