Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Виды плоскостопия у детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если дефекты явные, то лечение плоскостопия у детей и его проявлений начинается с самого рождения. При лечении плоскостопия, как правило, используются гипсовые повязки, при более сложных случаях детского плоскостопия — специальные съемные лангеты. Кроме того, для лечения плоскостопия у детей используются определенные гимнастические упражнения и массаж. Что касается обуви, то, если речь идет… Читать ещё >

Виды плоскостопия у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Плоскостопие врожденное, которое заложено уже внутриутробно и является чаще всего генетическим. Оно связано с тем, что происходит нарушение взаимоотношения между костями стопы, а в частности между теми костями, которые образуют своды. Также врожденное плоскостопие может возникать у ребенка в результате недоразвития тех или иных костей. А может быть и так, что взаимоотношение между костями не нарушено, но стопа имеет неправильную установку в плане патологий связочно-мышечного аппарата. Врожденные дефекты стопы могут быть следствием того, что ребенок неправильно лежал в утробе матери, существовали какие-либо факторы, препятствующие его активному движению. 2. Плоскостопие приобретенное, которое развивается в результате травм. Например, это разрывы связок, растяжение связок, переломы костей. Приобретенное детское плоскостопие может быть статическим и возрастным:
    • а) Статическое развивается в результате сниженного тонуса связочно-мышечного аппарата, а также повышенного веса.
    • б) возрастное связано с тем или иным видом деятельности человека, например когда очень много времени приходится «находиться на ногах», при ношении неправильной обуви и множестве других факторов.

Дефекты стопы бывают явные и скрытые :

явные дефекты наблюдаются уже сразу после рождения, а скрытые проявляются с момента начала ходьбы.

Если дефекты явные, то лечение плоскостопия у детей и его проявлений начинается с самого рождения. При лечении плоскостопия, как правило, используются гипсовые повязки, при более сложных случаях детского плоскостопия — специальные съемные лангеты. Кроме того, для лечения плоскостопия у детей используются определенные гимнастические упражнения и массаж. Что касается обуви, то, если речь идет о лечении деформации стопы, то с момента начала ходьбы могут использоваться специальные туторы, изготовляемые на протезном заводе. Они заменяют гипсовые повязки и строго удерживают стопу в определенном положении. Если тяжелых дефектов стопы нет, то будет достаточно специальной ортопедической обуви.

Профилактические меры по предотвращению развитие плоскостопия у детей:

Исходя из того момента, что своды стопы начинают формироваться с момента начала ходьбы, от родителей зависит очень много. Важно, чтобы этот процесс шел правильным, естественным образом, без каких-либо нарушений. Несомненно, большое значение имеет физическое развитие ребенка, состояние его мышечного тонуса. Мышечная гипотония является весьма предрасполагающим фактором к тому, что своды стопы будут формироваться замедленно. Напомню, что формирование сводов стопы начинается с момента начала ходьбы и заканчивается к 5 годам. Поэтому на протяжении всего этого периода нужно уделить особое внимание профилактике плоскостопия у ребенка. И особенно это касается детей, у которых есть предрасполагающие факторы к развитию плоскостопия. Это и массаж, и гимнастика, и обще развивающие упражнения, прием витаминов, особенно группы В, так как они способствуют укреплению связочно-мышечного аппарата, а также прием препаратов кальция. Маленькие дети не способны выполнять какие-то целенаправленные движения и упражнения. Поэтому на первом году жизни на первый план выходит массаж и пассивная гимнастика. На втором году жизни можно подключать какие-либо игровые моменты, которые уже будут являться элементами активной гимнастики, но массаж все еще остается актуальным. Малыши могут выполнять какие-то простейшие упражнения в виде игровых элементов. Например, сидя на стуле, качать стопами мячик (обычный или шипованный), пытаться захватить мячик стопами и удержать его некоторое время. Такие же действия можно производить с карандашом. Можно походить босиком по коврику, имеющему неровную поверхность. Хорошим элементом физических упражнений является езда на велосипеде, причем полезно ездить босиком. И конечно же, всегда остаются актуальными водные упражнения. Один из самых важных факторов — это первая обувь. Как только малыш начинает вставать на ножки и большую часть времени проводить, стоя у опоры, он нуждается в обуви. Это необходимо для того, чтобы как-то сгладить имеющиеся дефекты, либо же, если дефектов нет, способствовать, чтобы они и не возникли.

Обувь является составной частью комплекта одежды. Она защищает организм от охлаждения и перегревания, предохраняет стопу от механических повреждений, содействует мышцам и связкам в удержании свода стопы в нормальном положении, тем самым способствуя сохранению рессорной, амортизационной функции. Обувь определяет удобство передвижения, влияет на двигательную активность детей, является причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп. Для детей выпускаются различные виды обуви: крутлосезонная, летняя, зимняя и весенне-осенняя; наряду с этим — повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и др.

Ноги у ребенка растут быстро, поэтому нужно постоянно следить, не жмут ли ботинки или туфли. Тесная и узкая обувь — это причина плоскостопия у детей. При покупке обувь следует примерять на обе ноги в положении стоя, когда на стопу приходится нагрузка всей массы тела, при этом расстояние от пальцев стопы до носка должно быть 0,5−1 см — для свободного движения пальцев ног и возможности дальнейшего роста стопы Качественная обувь предполагает высокий, достаточно твердый задник и также твердую, но эластичную подошву. Обязательно должен быть невысокий каблучок. При его отсутствии внутри обуви необходимо наличие выемки, соответствующей внутреннему своду стопы, называемой супинатором. Очень важно следить и за тем, чтобы обувь, особенно первая, подбиралась ребенку строго по размеру. Она ни в коем случае не должна быть больше. Во-первых, потому что в этом случае супинатор не будет соответствовать месту правильного расположения, а во-вторых, такая обувь не будет удерживать стопу в правильном положении. Кроме того, нужно обращать внимание на то, чтобы обувь достаточно облегала и хорошо фиксировала голеностопный сустав. Поэтому детям и не рекомендуется ни войлочная, ни вельветовая обувь. Нельзя использовать и обувь из заменителей кожи: в ней ножки потеют, что приводит к вторичному расслаблению мышц. Желательно, чтобы обувь была на шнуровке или застежках, что позволит регулировать ее соответственно полноте ножки.

Однако не правильно, что с началом хождения малыш все время находится в обуви. По 15−20 минут несколько раз день нужно давать малышу возможность походить босиком.

Наличие плоскостопия у ребенка может определить только специалист, но родители, безусловно, могут обратить внимание на тревожные симптомы. Например, если у ребенка обувь стаптывается на одну сторону или у малыша при ходьбе перегружается внутренний отдел стопы. Очень четко отследить предрасположенность к плоскостопию можно, поставив малыша на что-либо мягкое. При этом нужно обратить внимание на то, как у ребенка нагружены пятки: нагрузка расположена центрально либо же наблюдается перегрузка на внутренний отдел пятки. При наличии тревожных признаков плоскостопия у ребенка родителям следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Только своевременная профилактика и раннее начало лечения плоскостопия у детей может дать положительный результат. Если же плоскостопие к 5 годам уже сформировалось, то задача родителей заключается в том, чтобы не дать заболеванию развиваться дальше, потому как по мере роста ребенка и увеличения физических нагрузок плоскостопие будет только прогрессировать. Плоскостопие у детей — это не такое безобидное заболевание, как многие думают. Ведь, выполняя рессорную функцию, стопа смягчает все толчки, которые приходятся на позвоночник. При тяжелых формах детского плоскостопия впоследствии начинает развиваться артроз суставов стопы, появляются боли мышечного характера. Кроме того, увеличивается нагрузка на межпозвонковые диски, что неизбежно приводит к развитию остеохондроза.

Физическая культура и спорт в сочетании с воздействием естественных факторов (солнца, воздуха, воды) являются простыми, доступными и надежными средствами профилактики и лечения плоскостопия. Кроме того, большое значение придается обуви: при отсутствии заболевания она всегда должна соответствовать размеру стопы, а при его наличии иметь супинатор — стельку специальной формы.

В профилактических целях можно научить ребенка разным играм с элементами коррекции, которые в интересной форме позволят закрепить у ребенка навык правильной осанки. А также применить два варианта таких игр:

Пятнашки с висом. Дети разбегаются. Водящий бегает за ними, старясь запятнать кого-нибудь. Пятнать нельзя того, кто присядет на носках, выпрямит спину, согнет руки в локтях, сожмет пальцы, вытянув указательные пальцы кверху.

Пятнашки с потягиванием. Дети разбегаются. «Спастись» от водящего можно, став на носки и подняв руки вверх. Тот, кого запятнают, становится водящим. плоскостопие лечебная физкультура профилактика У детей младшего возраста (1−2 года) нередко хорошо развита подкожно жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это может ошибочно быть принято за плоскостопие. Надо посоветоваться с врачом. Он обратит внимание и на положение пяточной кости, которая при плоскостопии отклоняется наружу. Большое значение имеет своевременное выявление родителями небольших изменений в стопе ребенка, так как применение даже простых мер профилактики может привести к благоприятному результату.

Очень полезно выполнять упражнение «ходьба спиной вперед». Стоя на левой ноге, правую ногу надо продвинуть далеко назад и поставить на носок. Потом перенести на нее тяжесть всего тела и медленно поставить всю стопу на пятку. Затем, перенести назад левую ногу и перенести вес тела на нее.

Ходьба на пятках и на пальцах не меньше помогает в исправлении плоскостопия. Бег босиком по мокрой траве, бег вдоль берега по колено в воде, ходьба по пересеченной местности в эластичной обуви на тонкой подошве, ходьба на носках босиком очень помогают избавиться от плоскостопия. Улучшенное кровообращение, правильная работа мышц стоп, тренировка мускулов дают быстрый и хороший эффект, но — при условии постоянных тренировок.

Предупредить образование плоскостопия помогают массаж и гимнастика, полезны также прохладные ножные ванны перед сном (начиная с температуры воды 36−35 ° и доводя ее до 30−28°). При плоскостопии рекомендуются следующие приемы массажа для детей до 1 года:

  • 1) поглаживание внутренней поверхности стопы;
  • 2) растирание подошвенной поверхности стопы;
  • 3) похлопывание;
  • 4) поглаживание внутренней поверхности голени ладонью;
  • 5) кольцевидное растирание внутренней поверхности голени;
  • 6) растирание задней поверхности голени концами пальцев;
  • 7) разминание голени одной рукой;
  • 8) двумя руками. Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа необходимо сочетать с рядом упражнений:
  • 1) сгибание (рефлекторное) пальцев ног;
  • 2) сгибание пальцев ног с помощью;
  • 3) скольжение ног по столу;
  • 4) круговые движения стоп;
  • 5) ползание (рефлекторное) с помощью взрослого;
  • 6) приседание;
  • 7) переступание;
  • 8) «потанцовывание». При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление как всего организма, так и мускулатуры ног. Для детей от 1 года до 3 лет рекомендуются следующие упражнения с обручем, мячом, палкой, веревкой, мешочком, булавой, на ящике, скамейке. 1. С обручем: ходьба боком по обручу; сидя на стуле, ребенок подтягивает ногами обруч, лежащий на полу, двигает ногами обруч вправо и влево. 2. С мячом: катание мяча ногами стоя при поддержке взрослого; сидя на стуле, катание мяча вперед, назад, в стороны. 3. С палкой: сидя на стуле, катание палки ногами вперед и назад, ходьба по палке, лежащей на полу, при поддержке взрослого. 4. С веревкой: сидя на стуле, пальцами ног собрать веревку в комок сначала правой, затем левой ногой, а потом ее расправить. 5. С мешочком: сидя на стуле, достать мешочек, лежащий на полу, внутренней стороной обеих стоп и приподнять его над полом. Положить мешочек справа от себя, затем слева. 6. С булавами: сидя на стуле, покатать булаву ногами вперед и назад. 7. Упражнение на ящике: ходьба по ящику на носочках вперед и назад. 8. Упражнение на скамейке: ходьба по скамейке на носках с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий (рис.3).

Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку — на одной и на двух ногах.

Упражнение «КАТОК» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «РАЗБОЙНИК» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «МАЛЯР» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3−4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «СБОРЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

Упражнение «ХУДОЖНИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «ГУСЕНИЦА» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы).

Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

Упражнение «КОРАБЛИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Упражнение «СЕРП» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение «МЕЛЬНИЦА» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение «ОКНО» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение «БАРАБАНЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение «ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Рис. 3. Упражнения

Виды плоскостопия у детей.

Можно заняться и такой разминкой:

  • 1. Ходьба на носках.
  • 2. Ходьба на наружных краях стоп.
  • 3. Ходьба с поворотом стоп — носки кнут и, пятки кнаружи.
  • 4. Ходьба с поворотом стоп с приподниманием на носок каждой ноги.
  • 5. Ходьба на носках с полусогнутыми коленями.
  • 6. Ходьба на носках с высоким подниманием колен.
  • 7. Скользящие шаги с одновременной помощью за счет сгибания пальцев.
  • 8. Ходьба по ребристой доске.
  • 9. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  • 10. Ходьба по наклонной поверхности на носках вверх и вниз.

Завершив упражнения, надо растереть подошвы костяшками пальцев. Если есть возможность, обязательно сделать теплые ванночки для ног с добавлением морской соли, травяных отваров, чая.

В данном комплексе удачно подобраны нагрузки на все группы мышц, в том числе и на голеностопные мышцы. Так как здесь нет статичной нагрузки на стопы, то негативных последствий для людей с плоскостопием после выполнения этого комплекса не будет.

Также при плоскостопии человеку полезно плавать — лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна — важно, что происходит гребок ногой. Занятия физкультурой, безусловно, полезны людям с плоскостопием. Физическая нагрузка развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.

Так как плоскостопие весьма распространенное заболевание, методы борьбы с ним необходимо знать. Но, конечно, лучшая борьба с плоскостопием — ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы. Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Для улучшения общего состояния при плоскостопии назначают лечебную физкультуру, как одно из средств комплексной терапии, направленной на исправление деформации стоп и закрепление результатов коррекции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой