Анализ оборота оптовой торговли
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за отчетный период уровень товарных запасов ТК «ДиК» снизился на 0,85, а оборачиваемость капитала ускорилась на 3 дня. Из табл. 7 видно, что среднее время обращения товарного запаса в целом по оптовому предприятию за год 5 дней, для торговли продовольственными товарами этот показатель говорит о хорошей товарооборачиваемости, быстрому высвобождению… Читать ещё >
Анализ оборота оптовой торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о законченности данного предприятия на потребительском рынке.
- 1. Первая группа факторов, влияющих на товарооборот:
- — фактор цены.
Для анализа общего объема товарооборота необходимо рассчитать следующие аналитические показатели:
— процент роста товарооборота за отчетный период в ценах соответствующих лет и в сопоставимых ценах Таблица 7 Динамика товарооборота.
Показатель. | 2006 год (тыс. руб.). | 2007 год (тыс.руб.). | Отклонение товарооборота. | Динамика товарооборота, %. | |||
фактические цены (тыс. руб.). | сопоставимые цены (тыс. руб.). | фактические цены (тыс. руб.). | сопоставимые цены (тыс. руб.). | фактические цены. | сопоставимые цены. | ||
Товарооборот. |
В условиях нестабильной экономики и инфляции торговые предприятия при анализе товарооборота для получения статистических данных используют корректировку с учетом индекса цен.
Средняя цена на сок в упаковке 0,2 л в 2006 г. — 6,11 руб. Средняя цена на сок в 2007 г. — 6,36 руб. Найдем индекс цен по формуле:
.
где JP — индекс цен;
Р1 — цена за отчетный период;
Р0 — цена базисного периода.
Отсюда.
Итак, индекс цены составил 4%. Находим товарооборот в сопоставимых ценах.
18 744/104 = 18 023 руб.
Из табл. 6 видно, что товарооборот в отчетном периоде возрос на 1227 тыс. руб. или 7%, в сопоставимых ценах это составило 366 тыс. руб. или 2%. Что же привело к увеличению товарооборота? Из данных расчетов видим, что увеличение товарооборота в отчетном периоде произошло не только за счет увеличения цены на реализуемую продукцию, но и за счет увеличения объемов продаж. Если за счет цены объемы увеличились на 865 тыс. руб., то за счет увеличения реализации продукции товарооборот возрос на 605 тыс. руб.
- 2. Вторая группа факторов.
- — факторы обеспеченности товарными ресурсами.
Для характеристики состояния товарных запасов используются следующие показатели:
- — уровень запасов;
- — оборачиваемость капитала.
Уровень запасов, отражающий обеспеченность торговой сети товарами на определенную дату, рассчитывается как отношение суммы запаса к обороту предстоящего периода.
Товарные запасы на 01.04.2007 — 330 тыс. руб.
Товарооборот 2-го кв. 2007 — 5960 тыс. руб.
Находим однодневный товарооборот:
- 5960 / 90 дн. = 66,22 тыс. руб.
- 330 тыс. руб. / 66,22 тыс. руб. = 4,98 = 5 дней.
Оборачиваемость капитала, вложенного в товарные запасы. Этот показатель отражает, с одной стороны, среднее время, в течение которого товары находились в торговом предприятии с момента расчета с поставщиками до момента их реализации, а с другой стороны, количество оборотов, совершенных капиталом за анализируемый период.
Для расчета этого показателя в днях следует среднюю сумму запасов за определенный период разделить на однодневный товарооборот. Средняя сумма запасов рассчитывается по формуле средней хронологической.
.
где х — значение признаков;
n — число уровней ряда.
тыс. руб. в 2006 г.
тыс. руб. в 2007 г.
Оборачиваемость капитала, вложенного в товарные запасы:
Товарные запасы х дни квартала товарооборот за квартал.
дней в 2006 г.
дней в 2007 г.
Таким образом, оборачиваемость капитала, вложенного в товарные запасы сократилась на 3 дня, что свидетельствует о росте спроса на продукцию предприятия и улучшает экономические показатели предприятия.
В рыночной экономике значимость этих показателей возрастает. Они свидетельствуют о степени конкурентоспособности торгового предприятия. Те, из них, которые научились вести успешно торговлю с наименьшим капиталом, как правило, имеют меньший уровень издержек и более высокую рентабельность. Такое положение позволяет им «завоевать» покупателя, снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и осуществлять другие меры для повышения качества торгового обслуживания.
Отсюда вытекает цель анализа — выявить состояние товарных запасов и резервы их нормализации, направленные на ускорение оборачиваемости капитала и повышению конкурентоспособности.
В процессе анализа товарных запасов и оборачиваемости производится сопоставление фактических показателей за отчетный период с прошлыми периодами.
Таблица 8 Уровень запасов товаров и оборачиваемости по ТК «ДиК» в днях.
Уровень запасов на конец года. | Оборачиваемость капитала. | Отклонения за анализируемый период. | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2007 г. | По уровню запасов. | По оборачиваемости. | |
Значение. | 5,42. | 4,57. | — 0,85. | — 3. |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за отчетный период уровень товарных запасов ТК «ДиК» снизился на 0,85, а оборачиваемость капитала ускорилась на 3 дня. Из табл. 7 видно, что среднее время обращения товарного запаса в целом по оптовому предприятию за год 5 дней, для торговли продовольственными товарами этот показатель говорит о хорошей товарооборачиваемости, быстрому высвобождению вложенных средств, отсутствия залежалых товаров, эффективной работе, как с покупателями, так и с поставщиками.