Экологический менеджмент предприятия
Существенным источником развития нормативно-правового регулирования экологического менеджмента в Украине является дополнение его такими составляющими, как экономико-экологическое нормирование, экологический аудит и экологическое лицензирование. Экономико-экологическое нормирование — это установление границ, в которых допускаются развитие производства и изменения естественных свойств природной… Читать ещё >
Экологический менеджмент предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экологический менеджмент предприятия
В условиях современной чрезвычайно сложной экологической ситуации в Украине особое значение приобретает исследование экологического менеджмента на предприятии. Загрязнение окружающей природной среды отходами и выбросами всех видов промышленного производства и неэффективное использование ресурсов на предприятии усиливают актуальность данной проблемы. Для недопущения ухудшения экологических показателей внедрение на предприятии определенной экологической политики поможет на макроуровне улучшить состояние окружающей среды, а на микроуровне — сэкономить ресурсы и снизить его расходы.
В Украине наблюдается тенденция, когда предприятия неохотно внедряют систему экологического менеджмента и экологическую политику, потому что не оценивают положительные моменты от результатов такой работы. Привлечение предприятием в своей деятельности экологической политики является, по нашему мнению, средством экологической модернизации, поскольку позволит украинским производителям повысить эффективность работы по охране окружающей среды, действеннее планировать природоохранные мероприятия, контролировать соблюдение требований природоохранного законодательства, снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций. С учетом этого, применение и соблюдение нормативно-правового обеспечения экологического менеджмента на предприятии, даже в условиях нехватки государственных средств, позволят наиболее результативно решать вопросы снижения загрязнения окружающей среды, что выгодно для государства в целом и конкретного предприятия в частности независимо от отрасли функционирования.
Общие проблемы, связанные с современным состоянием экологической политики и некоторых направлений ее развития, получили отражение в работах таких известных зарубежных и отечественных ученых, как О. Балацкий [1], Т. Галушкина [2], О. Барков [3], Е. Пашков [4], В. Пинко [5], Е. Маслюковская [6], В. Бурков [7]. Однако, несмотря на многочисленные разработки, вопросы эффективного внедрения нормативно-правового обеспечения экологического менеджмента остаются актуальными. Именно поэтому научные исследования экологической политики должны углубляться, сопровождаться поисками инновационных подходов к ее формированию и рекомендациями по направлениям ее имплементации на отдельных предприятиях.
Итак, цель статьи — обосновать нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента на национальном и международном уровнях.
Особенностью экологического менеджмента выступает тот факт, что он предполагает разработку экологических задач на основе соответствующих стратегий и программ, а также их реализацию путем создания профильных структур, контроль за результатами на всех уровнях. Прежде всего это связано с тем, что экологические проблемы носят длительный и глобальный характер и влияют на интересы разных поколений.
Согласно международному стандарту ISO 14 001, система экологического менеджмента — это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, ее целей и задач [3]. Следовательно, экологический менеджмент — это система, с помощью которой осуществляется управление теми видами деятельности предприятий, которые наносят или потенциально способны нанести ущерб окружающей среде; это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического права и экологической культуры жизнедеятельности человека, построенные на социально-экономической и социально-психологической мотивации достижения гармонии между человеком и природой.
В современном понимании экологический менеджмент изучает управленческие отношения в организации, обеспечивающие ее устойчивое развитие, охрану окружающей среды, безопасность жизнедеятельности человека, рациональное использование природных ресурсов и экологическую безопасность, направленную на реализацию экологических целей и программ влияния на окружающую среду, а также формирует знания экологической стратегии развития общества, управления природопользованием и охраной природы. Последние определяются биологическими и социально-экономическими особенностями субъекта хозяйствования, стратегическими целями общества и позволяют организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Термин «экологический менеджмент» трактуют преимущественно в следующих значениях: деятельность общественных экологических организаций; совокупность мер, методов и средств управления природоохранной деятельностью предприятия; система управления отдельным природным комплексом, подлежащим особой охране [8]; часть общей системы управления, включающей организационную структуру, планирование, обязанности, ответственность, опыт, методы, методику, процессы и ресурсы для формирования, анализа и актуализации экологической политики конкретной организации [1].
Экологический менеджмент предприятия — это часть общей системы менеджмента, включающая в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки [9, с.101; 10, с.54].
Политика и экология до недавнего времени были в некоторой степени индифферентными понятиями по отношению друг к другу. В современной политике появилось новое направление деятельности — экологическая политика. Правовую основу экологического менеджмента формирует сложный комплекс национальных и международных документов, регулирующих деятельность в сфере предпринимательства и охраны окружающей среды с целью выполнения таких трех главных задач: охрана и сохранение природной среды и поддержка на должном уровне ее качества (воды, воздуха, земельных ресурсов); охрана здоровья работников предприятия и местного населения; регулирование процесса потребления и использования природных ресурсов.
Стоит отметить, что на национальном уровне экологический менеджмент регулируется Государственными стандартами и техническими условиями (ГСТУ) *. В Украине международные стандарты серии ISO 14 000 были приняты в 1997 г., следовательно, предприятия обязаны соблюдать четко определенные требования. Так, согласно ISO 14 000: 2004, они должны разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие идентифицировать возможности возникновения катастроф или аварийных ситуаций, способных повлиять на окружающий мир. В свою очередь, нельзя игнорировать аварийные ситуации, на которые соответствующим образом обязаны реагировать хозяйствующие субъекты, в частности, смягчая последствия или предотвращая их отрицательное влияние на окружающую среду [11, с.51].
Регулирование экологического менеджмента на международном уровне осуществляется с помощью международных стандартов, разработанных Международной ассоциацией стандартизации ISO серии 14 000. Решение о разработке ISO 14 000 является результатом Уругвайского раунда переговоров согласно Всемирному торговому соглашению. Основным предметом ISO 14 000 является система экологического менеджмента [11].
Международные стандарты экологического менеджмента направлены на обеспечение компаний элементами эффективной системы экологического менеджмента Ecology Management System (EMS), которые можно сочетать с другими составляющими общей системы менеджмента предприятия для содействия достижению целей экологической политики. Эти стандарты являются добровольными и содержат четкие практические рекомендации.
Серия стандартов ISO 14 000 определяет разнообразные аспекты экологического менеджмента. Она предоставляет практические рекомендации для компаний, стремящихся усовершенствовать свои экологические показатели и улучшить экологическую ситуацию в окружающей среде. ISO 14 000: 2004 определяет основные критерии для системы экологического менеджмента, согласно которым может быть проведена сертификация. Он не устанавливает требования относительно того, какими должны быть экологические показатели деятельности предприятий, но определяет направления для эффективного экологического менеджмента при разработке ими экологической политики. Этот стандарт является всеобщим и универсальным, поскольку может быть использован любым предприятием независимо от размера, сферы деятельности и отрасли (табл.).
Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента на национальном и международном уровнях *
№. | Нормативно-правовые документы. | Основные положения. | |
На национальном уровне. | |||
Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.1992 г. № 2801-XII. | Определяет правовые, организационные, экономические и социальные принципы здравоохранения, регулирует общественные отношения в этой сфере. | ||
Лесной кодекс Украины от 21.01.1994 г. № 3852-ХП. | Регулирует правовые отношения с целью обеспечения научно обоснованного рационального использования лесных ресурсов. | ||
Закон Украины «Об экологическом аудите» от 24.06.2004 г. № 1862-IV. | Определяет основные правовые и организационные принципы осуществления экологического аудита и направлен на повышение экологической обоснованности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования. | ||
Земельный кодекс Украины от 15.01.1993 г. № 561-XII. | Определяет основные правовые принципы земельных отношений, объектов и субъектов, регулирования земельных отношений, состав и целевое назначение земель, принципы землепользования. | ||
Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.1992 г. № 2707-ХП. | Определяет правовые и организационные основы и экологические требования в сфере охраны и использования атмосферного воздуха. | ||
Водный кодекс Украины от 06.06.1995 г. № 213/95-ВР. | Регулирует правовые отношения с целью обеспечения научно обоснованного рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, воспроизводства и охраны водных ресурсов. | ||
На международном уровне. | |||
ISO 14 001. | Системы экологического менеджмента (EMS): требования и рекомендации по применению. Определяют модель системы экологического менеджмента, основные термины (такие как экологическая политика, цели и задачи, экологический менеджмент, внутренний аудит), основные требования к экологической политике компании, внедрению и функционированию экологического менеджмента. | ||
ISO 14 004. | Системы экологического менеджмента (EMS): общие указания относительно принципов, систем и средств обеспечения функционирования. | ||
ISO 14 010. | Пособие по экологическому аудиту: общие принципы. | ||
ISO 14 011. | Пособие по экологическому аудиту: процедуры аудита, аудит систем экологического менеджмента. | ||
ISO 14 012. | Пособие по экологическому аудиту: критерии квалификации экологических аудиторов. | ||
ISO 14 014. | Пособие по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия: инструменты экологического контроля и оценки. | ||
ISO 14 020. | Принципы экологического этикетирования продукции. | ||
ISO 14 031. | Пособие по оценке экологических показателей деятельности организации: стандарты, ориентированные на продукцию. | ||
ISO 14 040. | Методология «оценки жизненного цикла»: оценка экологического влияния, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла. | ||
ISO 14 050. | Экологический менеджмент. Глоссарий. | ||
ISO 14 060. | Пособие по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию. | ||
* Обобщено автором по [12; 13].
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что на международном уровне — в отличие от национального — обязательным элементом экологического законодательства являются специфические экономические инструменты, основная цель которых состоит в том, чтобы лишить производителей желания осуществлять вредную или ресурсоемкую деятельность, переводя ее в экономически невыгодную категорию.
Очевидно, что попытки создать универсальные, обязательные для всех стран экологические регламенты для экономической деятельности будут обречены на провал до тех пор, пока в мире не будет преодолен растущий разрыв между бедностью и богатством, решены базовые социально-экономические проблемы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, создан благоприятный режим для доступа товаров на мировые рынки, разработаны эффективные механизмы по финансированию развития. Система экологического менеджмента часто определяется также как система планирования, организации, выполнения и контроля за деятельностью предприятия, направленная на достижение им природоохранных целей и на его долгосрочную стабильную работу в целом [10, с.99]. Такая система реализует экологически направленную деятельность, пронизывающую все функции предприятия. При этом основным ее недостатком является то, что она не предполагает возможностей для создания, развития, изменения средств и условий достижения природоохранных целей предприятия, а допускает использование только имеющихся у него денежных ресурсов. Но, как известно, приоритет чаще всего отдается экономическим целям, а экологические и природоохранные задачи включаются в общий план предприятия во исполнение законодательных нормативных актов или в силу жесткой конкурентной борьбы.
По данным областных управлений статистики Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Ивано-Франковской областей и г. Киева за 2014 г., плотность выбросов от стационарных источников загрязнения в расчете на 1 км2 территории страны составил в среднем 7,5 т вредных веществ, а на душу населения — 97,8 кг. Однако в отдельных регионах эти показатели намного превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области объемы выбросов в расчете на 1 км2 были больше в 7,7 раза, а на душу населения — в 3,5 раза, в Днепропетровской — соответственно, в 4 и 2,9 раза, в Луганской — в 2,8 и 2,5 раза, в Ивано-Франковской — соответственно, в 2,3 и 1,8 раза. Предприятия Киева в расчете на 1 км2 территории выбросили в атмосферу 32,1 т загрязняющих веществ, что превысило средний показатель по стране в 4,3 раза Государственная служба статистики Украины: Официальный сайт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.ukrstat.gov.ua. .
Следует отметить, что в условиях обострения экологического кризиса в мире чрезвычайно актуален поиск путей восстановления экологического равновесия за счет внедрения эффективного нормативно-правового регулирования. Основные тенденции, характеризующие состояние экологической безопасности, показывают, что две трети вредных веществ попадают в воздух от стационарных источников загрязнения промышленных предприятий, экологическая деятельность которых не регламентируется четкими нормативными документами. На государственном уровне экологическая политика должна определять основные инструменты и рычаги влияния на состояние окружающей среды. Они должны быть как административными, так и рыночными. В настоящее время в Украине экологическое состояние регулируется с помощью стандартизации и экологического нормирования. Причем, если стандарты четкие и обязательные к исполнению, то нормы, устанавливаемые в природоохранной деятельности, определяют предельно допустимые границы, в которых оно должно действовать, влияя на окружающую среду. Такие нормы и нормативы призваны содействовать предприятиям в развитии производственных мощностей, с учетом установленных значений определенных коэффициентов влияния на окружающую среду (например, выбросы в атмосферу, добыча полезных ископаемых, утилизация отходов и т. д.).
Существенным источником развития нормативно-правового регулирования экологического менеджмента в Украине является дополнение его такими составляющими, как экономико-экологическое нормирование, экологический аудит и экологическое лицензирование. Экономико-экологическое нормирование — это установление границ, в которых допускаются развитие производства и изменения естественных свойств природной среды [13]. Стоит отметить, что в Украине этот элемент характеризуется большим количеством нормативных подзаконных актов, которые либо носят декларативный характер, либо кардинально отличаются между собой, а иногда и противоречат друг другу. В соответствии с действующим законодательством, экологические нормативы включают нормативы экологической безопасности и предельно допустимые объемы выбросов и сбросов в природную среду. Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством экологии и природных ресурсов Украины.
Необходимость проведения экологического аудита связана с нехваткой достоверной информации об отрицательном влиянии субъектов хозяйствования на окружающую природную среду. Экологический аудит — это документально оформленный, системный, независимый процесс оценки объекта экологического аудита, включающий сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мер, условий, системы экологического управления и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита Про екологічний аудит: Закон України від 24. 06.2004 р. № 1862-IV // Вісник Верховної Ради України. — 2004. — № 45. — 500 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/1862−15; Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України від 26. 06.1991 р. № 1268-XII // Вісник Верховної Ради України. — 1991. — № 41. — 547 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //zakon4. rada.gov.ua/laws/show/1264−12. .
Экологическое лицензирование устанавливает экологические требования и ограничения в виде специального разрешения на ведение конкретной хозяйственной или иной деятельности природопользователей на соответствующей территории (объекте). В Украине экологическое лицензирование предполагает выдачу разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида экологической деятельности.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о низком уровне внедрения системы экологического менеджмента по стандартам ISO 14 001 в деятельности предприятий Украины [14]. Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента является достаточно широким и охватывает международный и национальный уровни. Однако в действующем законодательстве Украины есть много несоответствий и декларативных положений, которые необходимо устранить или конкретизировать для достижения целей экологической политики государства. Кроме того, развитие экологического менеджмента сдерживает нехватка финансовых ресурсов. В таких условиях государственное регулирование должно кроме административных методов, таких, например, как обязательная стандартизация, содержать рыночные инструменты для стимулирования предприятий.
экологический менеджмент украина.
- 1. Балацкий О., Лукьянихин В., Лукьянихина Е. Экологический менеджмент: проблемы и перспективы становления и развития // Экономика Украины. — 2000. — № 5. — С.67−73.
- 2. Галушкина Т. П. Экономические инструменты экологического менеджмента (теория и практика). — Одесса: Ин-т проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, 2000. — 280 с.
- 3. Барков Д. И. Международные экологические стандарты качества продукции ISO 14 000 и перспективы их внедрения в Украине [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.emdition. m/referat/printref/id.49 9711.html.
- 4. ПашковЕ.В., ФоминГ.С., КрасныйД.В. Международные стандарты ИСО 14 000. Основы экологического управления. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 254 с.
- 5. Пинко В. С., Андрієць Т.В., Короленко Т. В. Сучасні проблеми природокористування в Україні: матер. ІХ Міжнар. науково-практ. інтернет-конф. «Простір і час сучасної науки» (22−24 квітня 2012 р., м. Київ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://intkonf.org/pinko-vs-andriets-t-v-korolenko-t-v-suchasni-problemi — prirodokoristuvannya-v-ukrayini.
- 6. Маслюковская Е. П. Пакеты инструментов экологического регулирования / Методы решения экологических проблем; [под ред.Л. Г Мельника, Е. В. Шкару — пы]. — Сумы: Изд-во СумГУ, 2010. — Вып.3. — С.153−164.
- 7. Бурков В. Н., Новиков Д. А., Щепкин А. В. Механизмы управления эколого-экономическими системами; [под ред. С.Н. Васильева]. — М.: Физматлит, 2008. — 244 с.
- 8. Лук’янихін В.О. Екологічний менеджмент у системі управління збалансованим розвитком: моногр. — Суми: ВТД «Університетська книга», 2002. — 314 с.
- 9. SiebertH. Economics of environmental theory and policy. — Berlin: Springer, 1998. — 187 p.
- 10. SUderbaum P. Ecological Economics: A Political Economics Approach to Environment and Development. — London: Earthscan, 2000. — 287 p.
- 11. Купалова Г.І., Ульянова Д. К. Формування ефективної системи екологічного менеджменту та аудиту // Вісник Університету банківської справи Національного банку України. — 2011. — № 1 (11). — С.48−53.
- 12. Федулова Л.І. Менеджмент організацій: підруч. — К.: Либідь, 2003. — 448 с.
- 13. Кожушко Л. Ф., Скрипчук П. М. Екологічний менеджмент: підруч. — К.: ВЦ «Академія», 2007. — 432 с.
- 14. Білявська Ю. В. Формування та імплементація екологічної політики на підприємстві // Науковий вісник Херсонського держун-ту. — Серія: Економічні науки. — 2015. — № 1. — С.73−77.