Введение.
Происхождение и ранняя история восточного славянства
Археологи, в свою очередь, выделили три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая — так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой — Средняя и Южная Польша, а также Припятское Полесье. По всей видимости, это территория славян. Другая культура… Читать ещё >
Введение. Происхождение и ранняя история восточного славянства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История одна из важнейших форм самосознания людей. Ссылаясь на исторические данные можно понять истину «основы», как государства, так и отдельно взятого народа.
Сложность исследования вопросов происхождения именно восточных славян весьма проблематична, из-за простого отсутствия именно достоверных сведений о славянах. Более насыщенные источники историческая наука предоставляет лишь с V—VI вв. н.э., тогда как ранняя история восточных славян весьма туманна.
В данной работе будем опираться на наиболее достоверные и ранние источники информации о восточных славянах.
Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян
Проблема этногенеза славян (этнос (греч.) — народ; генезис (греч.) — в широком смысле — зарождение и развитие) относится к одной из самых сложных в науке. Для ее решения необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и проиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы. Правда, есть среди лингвистов и сторонники другой концепции. Центром будущей славянской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы особенно активно его отстаивает О. Н. Трубачев. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учеб. пособие. — М.: Весь мир, 2010. — 944 с.
Археологи, в свою очередь, выделили три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая — так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой — Средняя и Южная Польша, а также Припятское Полесье. По всей видимости, это территория славян. Другая культура — пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не только Иордана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фельдбергская, суковская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В. В. Седова в последнее время принимается очень многими специалистами. Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян — восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства — праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI—VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Европы в VII—VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например И. И. Ляпушкин, полагают, что именно с этого времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины, дореволюционные историки называли «русскими славянами». В современной историографии закрепилось наименование «восточных славян». Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учеб. пособие. — М.: Весь мир, 2010. — 944 с.
Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой племена, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.
Первая попытка ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, относится к XII столетию и принадлежит Нестору — автору Повести временных лет. Исходя из библейского предания, согласно которому родиной всего человечества была Передняя Азия, летописец начинает историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 отдельных народа и вызвавшего расселение племен в разных направлениях. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян / В.В.СедовМ. 1979.
«От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…
По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска. И от техъ словенъ разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на которомъ месте. Яко пришедше седоша на реце имянемъ Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. А се ти же словени: хровате белии и серебь и хорутане. Волхомъ бо нашедшемъ на словени на дунайския, и седшемъ в них и насилящем имъ, словени же ови пришедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от техъ ляховъ прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мазовшане, ини поморяне.
Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреювичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речьки ради, яже втечеть въ Двину, имянемъ Полота, от сея прозвашася полочане. Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ, и сделаша градъ и нарекоша иг Новъгородъ. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася северъ. И тако разидеся словеньский языкъ, тем же и грамота прозвася словеньская". Повесть временных лет, ч. I. M.-Л., 1950, с. 11.
Нестор пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины. По некоторым археологическим данным прародина славян была также территория к востоку от германцев — от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо».
Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В. О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Академик Б. А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.
Расселение у славян совпало с распадом родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т. д.). В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120−150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.