Инвентаризация, ее виды и значение
Результаты инвентаризации обязательно оформляются специальным документом, называемым «Инвентаризационная опись». В ней указывается наименование конкретного объекта учета, обнаруженное его количество в натуральном выражении (или стоимостном). Затем эти описи передаются в бухгалтерию для сверки с данными бухгалтерского учета. Понятие инвентаризация происходит от латинского слова «инвентира», что… Читать ещё >
Инвентаризация, ее виды и значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нормативная база: Методические рекомендации Минфина РФ № 49 «О проведении инвентаризации».
Понятие инвентаризация происходит от латинского слова «инвентира», что означает «находить». Это сверка данных бухгалтерского учета с наличием объектов учета в натуральном выражении путем пересчета, взвешивания, измерения и дегустации.
На предприятии в определенные сроки проводят инвентаризацию для проверки достоверности данных бухгалтерского учета.
Для проведения инвентаризации назначают комиссию в составе не менее трех человек (как правило, материально ответственное лицо, работник бухгалтерии и представитель администрации).
Результаты инвентаризации обязательно оформляются специальным документом, называемым «Инвентаризационная опись». В ней указывается наименование конкретного объекта учета, обнаруженное его количество в натуральном выражении (или стоимостном). Затем эти описи передаются в бухгалтерию для сверки с данными бухгалтерского учета.
На основании сверенных данных, указанных в инвентаризационной описи с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, где указываются те позиции, по которым обнаружены расхождения. В этой же сличительной ведомости определяется результат инвентаризации — излишки или недостачи, то есть доходы или расходы (счет 91). Все излишки и недостачи приходуются в бухгалтерском учете, то есть оформляются бухгалтерскими записями как результаты инвентаризации.
По результатам инвентаризации составляется акт, в котором указывается общая сумма доходов или расходов, то есть излишков или недостач. Излишки, как правило, приходуются и попадают под налогообложение налога на прибыль по рыночной стоимости. В акте также указываются недостачи, которые решением руководителя могут быть отнесены на материально ответственное лицо (в этом случае должен быть заключен договор о полной материальной ответственности с материально ответственным лицом) или списаны за счет предприятия, то есть как прочие расходы.
Порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации:
1. Обнаружен излишек денежных средств в кассе:
Д50 К91.
2. Обнаружен излишек товаров, материалов, готовой продукции Д10,41,43 К91.
3. Обнаружен излишек основных средств и нематериальных активов:
Д 01,04 К91.
4. Обнаружена недостача денежных средств в кассе:
Д94 К50.
5. Недостача списана на МОЛ, кассира:
Д73/2 К94.
6. Сумма недостачи удержана из зарплаты кассира:
Д70 К73/2.
7. Сумма недостачи внесена в кассу МОЛ:
Д50 К73/2.